ПРАВИЛА КЛУБА
Как можно было бы определить понятие «клуб» в изначальном смысле? Как добровольное объединение джентльменов, договорившихся соблюдать определённый набор правил и выполнять некоторые обязательства. Примеры: гольф-клуб, клуб холостяков, клуб любителей пива…
Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Sony CDX-GT800D
JVC KD-SH1000
Alpine CDA-9856R
Panasonic CQ-C8803N
Pioneer DEH-P88RS
Nakamichi CD-400
звук в mp3/wma/aac
Среди моих знакомых не так уж мало таких, которые клубную идею не приемлют в принципе: «Зачем взваливать на себя лишние (и не всегда разумные) обязательства и принимать дополнительные ограничения? Их и без этого предостаточно!» Ответ прост и очевиден: членам клуба действующие правила кажутся разумными, прочие могут приискать себе другое «добровольное объединение» или же не искать никакого.
Автомобильные головные устройства только со стороны кажутся совсем уж разными. На самом деле основные их различия касаются исполнения органов управления и пользовательского интерфейса: в функциональном плане у всех у них больше сходства, чем различий. Недорогие «головы» могут ещё заметно различаться и по функциям — в эту нишу рынка активно внедряются новые производители, не обременённые клубными правилами. А вот сектор недешёвых CD-ресиверов — это своего рода закрытый клуб. (Давайте сразу договоримся о понятиях: дорогими мы считаем «головы» выше 450 — 500 у.е., а вот «относительно дорогие» — это аппараты, цены на которые попадают в диапазон 350 — 450 тех же самых единиц и которые как раз и стали героями этого теста.) Впрочем, считать этот клуб совсем закрытым я бы не решился. К примеру, не так давно (по историческим меркам буквально, вчера, всего лишь года три тому) в него вступил Panasonic. Но нынче что-то не видно желающих последовать примеру этого брэнда — нельзя же серьёзно предположить, что какая-нибудь Foryou Electronics сможет продавать свою технику по таким ценам. Так что клуб открыт лишь формально, де-факто оставаясь закрытым.
А теперь вернёмся к тому, с чего начинали. В каждом клубе действует свой свод правил и ограничений, и наш клуб «кому за 350», конечно, не исключение. Являются ли эти правила обременительными? Никоим образом. В car audio исподволь созрел перечень требований, которым должна удовлетворять правильная «голова», и эти требования в равной мере приняты к исполнению всеми ведущими изготовителями. Видимо, членам клуба они кажутся разумными. Давайте ознакомимся с ними и мы.
Три пары линейных выходов: фронт/тыл/сабвуфер. Продвинутое головное устройство как-то и не мыслится с меньшим количеством выходов. Тылы можно было бы считать опцией, а то и анахронизмом, но с такими правилами категорически не согласятся приверженцы музыкальной культуры, по совпадению тоже называемой клубной. Впрочем, в машине, где всё происходит по-своему и не так, тыловыми каналами даже приверженцы филармонического звучания нередко пользуются для корректировки строго фронтальной звуковой сцены, так что выходы Rear нужны уже по двум причинам. Небесполезны они и по третьей: их можно с большой пользой задействовать при поканальном подключении фронтов, а регулятор фейдера поможет управлять относительным уровнем по полосам. Но тогда остаётся сделать следующий шаг: выходы переименовать как низ/середина/верх, изменить диапазоны перестройки фильтров и привлечь полосовой фильтр для среднечастотного диапазона (Mid, если так вам проще). Можно было предположить, что такой режим всегда будет дополнительным, если сделать его единственным, это (как считается) слишком ограничит нишу сбыта, и большинство изготовителей на такой эксперимент не идут. Тем не менее «головы» от JVC (см. также №5 за этот год) работают только в такой конфигурации выходов, и думается, у них найдутся последователи. А в пределах сегодняшнего теста лишь топовый Pioneer оснащён переключением конфигурации выходов, выходы всех прочих участников работают в традиционном «формате» Front/Rear/Sub.
Эквалайзер. Позволю себе напомнить, что эквалайзер это не регулятор тембра после «апгрейда», а устройство совсем иного предназначения. Регуляторы тембра изначально замышлялись для компенсации недостатков записи — скажем, на виниле или магнитной ленте. С переходом к цифровым источникам необходимость в оперативном регулировании формы АЧХ отпадает, ибо одна запись от другой отличаться не должна. Кстати, при работе ЧМ-тюнера без тембров тоже можно обойтись: звучание разных вещателей заметно различается по динамическому диапазону, в меньшей степени — по глубине басов и «вышине» верхов, но в пределах рабочей полосы частотная характеристика почти у всех относительно ровная. Остаётся фактор личного вкуса, так что присутствие тембров всё же не лишне. Что же касается эквалайзера, то он предназначен для компенсации резидентных отклонений формы АЧХ. С отклонениями, вносимыми акустикой, неплохо справляется и графический эквалайзер (если у него хотя бы 9 — 10 полос), а вот акустику зала (у нас это салон) ловчее править параметрическим корректором (эквалайзером). В этой сфере применения 4-полосный (а хоть и 3-х) параметрик лучше, чем 10-полосный «график», ну а если в головном устройстве есть и тот и другой — это замечательно. Из шести участников теста лишь двое оказались не оснащены эквалайзером, по разным причинам, правда. Но об этом в своё время.
Фильтры. Сабвуфер по определению должен работать с фильтром нижних частот, при его наличии (а как иначе?) фронт (и тыл, если вам без него нельзя) должен включаться через фильтр верхних частот — это позволит избежать перегрузок акустики и, как следствие, повысить громкость на верхнем басе и выше. Да, фильтры есть и в усилителях, но не во всех они исполнены достойно (см., например, тест в этом номере). Это раз. И коль уж в «голову» заложен звуковой процессор, почему бы не задействовать и программу цифровой фильтрации? Это два.
Впрочем, реализация названного выше не требует присутствия полнофункционального цифрового звукового процессора (DSP). Признаком такового является возможность ввода временных задержек по каждому из каналов. Так уж исторически сложилось, что в машине мы сидим не по оси салона, а значит, расстояние от акустики левого и правого каналов различается. Наличие DSP позволяет обойти эту несправедливость, одновременно создавая другую: введение временных задержек устраняет перекос звуковой сцены для одного из сидящих и усугубляет его для другого. Впрочем, нынешние DSP позволяют запомнить более одного варианта настройки, так что от режима FTP (литературный перевод вместе с расшифровкой и цензурой: «плевать на пассажира») можно, восстанавливая справедливость, перейти к разумному компромиссу. Другая крайность, настройка на переднего пассажира, применения на практике не получила, те, кому позволительно плевать на водителя, ездят сзади, там совсем иные настройки. Понятно, наверное, что целесообразность использования временных задержек в машине — вопрос дискуссионный. За счёт подбора расположения/направления компонентов акустики и выбора характеристик фильтров удаётся добиться впечатляющих результатов и без процессора. Правда, не сразу. И не всегда. Так что, если платите за головное устройство заметные деньги, лучше, чтобы процессор всё-таки был на месте.
В четырёх последних абзацах изложены четыре правила для членов клуба. Впрочем, два CD-ресивера из шести, представленных здесь, эти правила не приняли. Будем считать их не членами клуба, а своего рода «наблюдателями». Головное устройство от Alpine — недорогое по фирменным меркам и, соответственно, не самое сложное. Ну а «головы» Nakamichi по своей идеологии не допускают использования цифровых процессоров, в качестве основной идеи у них принята простота и прозрачность звукового тракта, есть мнение, что DSP её сохранению не способствует. Что же, такой подход тоже имеет своих сторонников, и я не склонен их осуждать.
С клубными правилами мы покончили. Теперь быстренько рассмотрим правила «общечеловеческие». Применительно к нашей сфере — это те требования, которые предъявляются ко всем «головам» выше стартового уровня и которые в контексте сегодняшней «разборки» будут приниматься как само собой разумеющиеся. RDS-тюнер с поиском по 29 стандартным типам программ, режимом ожидания для типа программ NEWS и синхронизацией часов по коду CT. Три сервисные функции CD-проигрывателя («спрятать диск» и проч.) и три дополнительных режима воспроизведения (повтор и другие). Чтение CD-текста. Если предусмотрен ввод заголовков, то сей факт заслуживает отдельного упоминания. Декодирование и воспроизведение файлов mp3 и WMA с тэгами ID3 (тэги относятся к mp3, в WMA есть своя система ввода информации). Конечно, шина для управления внешними устройствами и, естественно, управление iPod’ом (я буду указывать обозначение соответствующего адаптера). Наличие входов AUX для подключения внешних устройств — это нынче норма жизни. По умолчанию считаем, что вход организован через шину, хотя для участников из сегодняшней группы более характерно присутствие прямого входа, когда для получения сигнала от внешнего источника шинный адаптер не требуется. С диммером теперь «молчанкой» не обойдёшься, он бывает автоматическим или ручным, для нас это теперь так же важно, как для «разных прочих шведов».
Вот в рамках таких правил начнём представлять членов клуба…
МЁД & ДЁГОТЬ
Арифметика — наука коварная. По ней наибольшее и равное число баллов набрали Pioneer и JVC. Но если подключить гармонию не к алгебре, как велят классики, а к арифметике, надо будет констатировать: звучание у Pioneer лучше. Кроме того, нельзя не отметить не входящее в сетку стандартного рейтинга изящество концепции: решения, знакомые по недосягаемо топовым моделям, спустились с небес на землю и, потолкавшись, поместились внутри обычного с виду головного устройства. Так что Pioneer — «Лидер», а JVC — «Фаворит». Несмотря на некоторые непонятки с эквалайзером, рекомендуем Sony, если бы не пресловутые шумы тюнера, он бы вообще поборолся за лидерство, а по отношению качество/цена аппарат получился более чем достойный.