Петр ХОХЛОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Правильно ли это: сразу и окончательно? Это смотря что выбирать, кто выбирает и каковы его личные обстоятельства…
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР…
Challenger CHA 500.5 | Aviator AA 966 | Caliber CA 5360 | DLS MA 51 | Audiotop ATx420.5 | JL Audio e6450 | Audio Art RS150.5 | Soundstream TRA 880.5
Простой пример. Жену выбирают как бы навсегда — но часто ли такой выбор и в самом деле становится окончательным? Обстоятельства, скажете вы — и будете правы. Ладно, оставим личную жизнь в неприкосновенности, перейдём к имуществу. Жильё, как правило, на всю жизнь приобрести не планируют, но вмешивается финансовый фактор, и однажды сделанный выбор имеет реальные шансы оказаться окончательным. Автомобиль и подавно никто навсегда не покупает, но случается так, что человек привыкает к вещи — и всё никак не решится расстаться с привычной техникой. Тут уже в наибольшей мере сказывается фактор субъективный, то есть характер субъекта.
Аудиотехника это не жильё и даже не автомобиль, но именно здесь довольно часто раз установленная система сохраняет свой пост пожизненно. Имеется в виду жизнь машины, а не её хозяина, разумеется. Бывает, конечно, что стереосистема постоянно модернизируется и компоненты её периодически обновляются, мне лично такой подход более импонирует, но статистика свидетельствует: в подавляющем большинстве случаев аудиосистема радикально обновляется лишь одновременно с выпиской нового свидетельства о регистрации транспортного средства.
Ну а коли выходит, что окончательно, может, надо, чтобы и сразу? В смысле — один и тот же усилитель для всех каналов и закрыть вопрос? Именно для реализации такого подхода и служат многоканальные аппараты. «Много» — это пять или шесть, при этом и шестиканальный усилитель в подавляющем большинстве случаев будет работать как пятиканальный, когда два канала включены мостом. Появились такие усилители в силу исторических традиций. До сих пор преобладает мнение, что акустика в машине непременно должна быть и спереди, и сзади, тогда пятый канал предназначается для работы с сабвуфером. Такой вариант мы будем называть «основным» не потому, что его таковым считаем, а потому, что именно на него многоканальные усилители ориентированы в первую очередь, этим и продиктован выбор характеристик фильтров. Типичный диапазон перестройки — от 60 до 200 Гц, в пятом канале — только фильтр НЧ, во всех прочих — только фильтры ВЧ.
К счастью (не побоюсь этого слова), основной вариант использования не является единственным. Четыре канала из пяти так и просятся на подключение фронтов по способу би-ампинга. Вот только требования к фильтрам становятся более жёсткими: фильтр ВЧ хотя бы в одной паре каналов должен перестраиваться примерно до 5 кГц, в другой паре каналов крайне желателен полосовой фильтр (ПФ, он же BP). Разумеется, многоканальных усилителей с такими фильтрами немного, но они встречаются, в том числе и в нашем тесте, где расширенные возможности фильтров будут соответствующим образом оценены в соответствующей позиции рейтинговой таблицы.
Традиционный вопрос, чем шестиканальные усилители лучше пятиканальных, мы сформулируем в измененной форме: что могут шестиканальнкики такого, что не под силу их пятиканальным визави? Они могут работать со стереобасом, что, как правило, означает: с передним басом. Причём сейчас для нас не важно, является ли этот бас «последним», либо же в дополнение к трёхполосной системе идёт ещё сабвуфер со своим усилителем. (Почему-то вспомнилось: в одном умном журнале я с удивлением прочёл, что активный сабвуфер — это сабвуферный динамик в ящике с фазоинвертором.) Вот только одна загвоздка: для басовых каналов есть смысл использовать и более мощные усилители, а в шестиканальнике мощность всех каналов, как правило, одного порядка, только пятый (или пара «пятый — шестой») форсированы либо за счёт моста, либо, если это раздельные каналы, за счёт резерва при подключении низкоомных (2 Ом) басов. В принципе, два независимых усилителя — четырёхканальный и двухканальный — предоставляют большую гибкость в инсталляции, одновременно снимая вопрос влияния басовых каналов на СЧ/ВЧ-каналы через питание и одновременно же поднимая на новую высоту вопрос о стоимости и габаритах компонентов системы. Так что для того, кто хочет получить решение проблем усиления сразу и окончательно, вариант с многоканальным аппаратом имеет свои несомненные достоинства.
Похоже, что в последней фразе мне не удалось до конца избавиться от несколько снисходительного отношения к многоканальным усилителям. И, наверное, зря. Устройство их меняется к лучшему, по крайней мере, что касается басового канала. В предыдущих материалах, посвящённых той же тематике, мы не раз писали, что пятиканальные усилители, по сути, те же шестиканальные, только два последних канала у них соединены мостом уже внутри. Теперь такое утверждение остаётся справедливым лишь с большими оговорками — более чем у половины пятиканальных участников нынешнего теста басовый канал не мостовой, а следовательно, у него свой коэффициент усиления и своё напряжение питания. Значит ли это, что у него и свой источник питания? Вовсе не обязательно, у трансформатора, как вы понимаете, может быть и несколько обмоток.
Зато попадаются устройства, где басовый усилитель без лишней помпы оказывается класса D (Genesis из прошлогоднего теста и Audio Art — из этого). А возвращаясь к давнему спору между «полевыми и биполярными», добавлю: даже там, где «музыкальные» каналы выполнены на полевых транзисторах, басовый канал остаётся биполярным: к.п.д. хоть и ненамного, но выше. Основное отличие басового канала от прочих (кроме мощности) — это два входа, сигналы на которых суммируются до того, как попасть на сам усилитель мощности. Естественно, никто не запрещает вам задействовать один вход вместо двух — как правило, при этом чувствительность усилителя снижается вдвое, то есть в том же положении регулятора для достижения той же мощности потребуется удвоенная амплитуда входного сигнала. Бывает, правда, что схемы суммирования выполнены с более экзотическими коэффициентами передачи — в ходе теста об этом будет сказано. Но по умолчанию будем полагать, что сумматор L + R увеличивает коэффициент передачи вдвое, сумматор Front + Rear даёт приращение на 3 дБ (так делается специально, чтобы сохранить звуковое давление). В таблице результатов измерений мы приводим чувствительность сабвуферного канала при использовании двух входов — если их, конечно, два, а из этого правила существуют исключения.
Интересно отметить: когда сабвуферный канал не мостовой и его мощность не связана жёстким образом с мощностью остальных, один из отмеченных выше недостатков многоканальников — заранее заданный баланс мощностей, перестаёт быть актуальным. В общем случае желательно, чтобы мощность сабвуферного канала была не сильно ниже суммы мощностей четырёх широкополосных, для варианта поканального включения можно и меньше. Отсюда практический совет: если работает только фронт в поканальном включении, оптимальный баланс мощностей обеспечит четырёхомный сабвуфер, а при работе в варианте Фронт/Тыл/Саб лучше ориентироваться на двухомный саб. Благо пятый канал, как и все прочие, чаще всего специфицируется изготовителем для работы на нагрузку 4 и 2 Ом. И кстати, если в таблице против выходной мощности канала сабвуфера на низкоомной нагрузке стоит прочерк, сие означает, что этот канал на такую нагрузку не рассчитан.
Обратите внимание, я почти всё время говорю о пятом канале, а не о «пятом-шестом», и это потому, что пятиканальные усилители получили гораздо более широкое распространение, нежели шестиканальные. (В пределах нынешнего теста соотношение первых и вторых 3:1.) Поэтому по ходу действия мы будем неявно подразумевать, что усилитель пятиканальный, с двумя суммирующими входами пятого канала.
Какие дополнительные функции многоканальных усилителей мы считаем необходимыми? Таковых немного. Во-первых, если уж пятый канал специализирован для работы с сабом, то именно у него должен быть буст. Бывает, что буста нет, бывает (куда реже, в этом тесте — лишь однажды), когда есть, но не там, где надо.
И ещё. Попадаются до сих пор «головы», неплохие во всех отношениях, кроме одного: нет у них сабвуферного выхода. В этих обстоятельствах многоканальный усилитель должен предусматривать «отбор» сигнала на басовый канал от двух (или четырёх) входов остальных каналов, и мы вправе ожидать, что он это умеет делать. Остальные дополнения приветствуются, но их отсутствие не наказывается штрафными баллами. Это: дистанционный регулятор уровня басового канала, входы высокого уровня, линейные выходы. Обратите внимание — линейные выходы, которые мы считаем крайне желательными для двухканальных усилителей, здесь не более чем факультатив, и вот почему: многоканальный усилитель, по сути — «солист», он не обязан «делиться» сигналом с кем-то ещё. Кстати, там, где линейные выходы есть, по умолчанию считаем, что они включены через буферный усилитель — исключений из этого правила, кажется, сегодня и не было.
А теперь приступим к тесту и сделаем выбор. Возможно — окончательный. Но уж точно — не сразу…
МЁД & ДЁГОТЬ
В лидерах на этот раз оказался JL Audio. По суммарной мощности этот аппарат оставляет позади всех остальных одноклассников, да и к техническим характеристикам формально придраться трудно. Что касается мощности, остановимся на секунду для краткого замечания: случается слышать высказывания, что, мол, мощность — это формальная характеристика, а вот как там с детальностью и вовлечённостью? Это покажет завершённая установка, и вклад усилителя в качество звучания будет там наравне с вкладом других компонентов. За мощность усилитель отвечает единолично. А когда усилитель в системе один и на него же ложится обязанность поддерживать жизнь в сабвуфере, это особенно важно. Поэтому (и не только) JL — «Лидер», и всё тут.
Слил победителю только один балл DLS. Сильное место шведских усилителей, в дополнение к очень качественному исполнению — бесперебойно честные и умно сконструированные фильтры, «Фаворит» определяется без колебаний.
В группу рекомендованных вошли Challenger, AudioArt и Soundstream. Первый не хватает особенно крупных звёзд с неба, но соотношение цены и качества у него завидное. У третьего — мощный сабвуферный канал, который примерно соответствует по мощности (на 2 Ом) сумме всех остальных (на 4, как и будет в жизни). Для систем с запланированно могучим басовым звеном это естественный выбор. И наконец, занявший в этой компании центральное место Audio Art такое место занимает и в жизни, как образец здорового баланса характеристик.