Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Мы сами в своё время предложили разделять автомобильные сабвуферы на «толстые» и «тонкие». Изменилось ли что-то с тех пор? Несомненно: судя по всему, кормить их стали правильно.
СБАЛАНСИРОВАННАЯ ДИЕТА
Hyundai H-CSP101F | Aviator AW 250 | Maxwatt ML-10HP | Ground Zero GZTW 25T | Mystery MJS 10 | Caliber CWC 10 | Pioneer TS-W256C | Lighting Audio P3.10.4 | Sony XS-102P5S | Vieta ML100 | Kicx ICQ-250 | Audiotop WF10.4 | Alpine SWL-1042 | Diamond Audio D1 10D2 | Hertz ES 250D | JVC CS-DX25
Стало трудно разделять недорогие сабвуферы по этому признаку. В нашей далеко не бедной сегодняшней подборке лишь двоих участников можно обоснованно отнести к одной и другой категории. Остальные четырнадцать — как джентльмены, которые следят за своим питанием — среди них нет ни «толстых», ни «тонких». В переводе на технический язык это означает: у них мало различаются жёсткости подвеса (и эквивалентный объём Vas) и массы подвижной системы. Если, к примеру, убрать из рассмотрения двоих упомянутых «сторонников традиции» и ещё пару участников, примкнувших к ним, окажется, что масса подвижной системы каждой из остальных сабвуферных головок отличается от некоего среднего значения (сегодня это 105 г) менее чем на 15%. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. К примеру, почти любой из сабвуферов, фигурирующих в данном тесте (исключений максимум — два, минимум — одно), обеспечит довольно ровную АЧХ в салоне, будучи помещён в закрытый ящик объёмом 20 л. То есть появляется возможность избежать индивидуального подхода к головкам (чего в большинстве случаев делать нельзя). Впрочем, в отношении ящика с фазоинвертором (ФИ) такой фокус не пройдёт и в данном случае, форма АЧХ в этом оформлении зависит от всех трёх главных параметров Тиля — Смолла, и конечный результат меняется довольно резко в зависимости от объёма ящика.
Сейчас я немного забегу вперёд, но лучше заранее предугадать возможные вопросы, которые возникнут при знакомстве с материалами теста, и дать необходимые пояснения. Вот только что было сказано, что, мол, в зависимости от параметров фазика его АЧХ меняется драматически. Но графики, приведенные в тесте, похожи один на другой если не как две капли воды, то как два DVD — лицензионный и пиратский. На этот счёт достаточно подробное объяснение было дано в №7, но, возможно, не будет лишним повторить его снова. Дело в том, что мы теперь для любой сабвуферной головки стремимся подобрать оформление, для которого теория предсказывает однотипную АЧХ. Именно: с максимумом вблизи частоты 35 Гц и шириной полосы (по уровню -3 дБ относительно максимума) в одну и одну треть октавы, например от 25 до 63 Гц. Анализ завершённых инсталляций показывает: сабвуфер с такой АЧХ имеет шансы понравиться большинству слушателей, включая судей по качеству звучания. Всем, разумеется, не угодишь, но предугадать всевозможные вкусы и невозможно, и не входит в круг наших задач. Однако уровень акустического усиления для каждой конкретной головки будет уже разным, что позволяет нам, сложив его среднюю величину (в обычном диапазоне 25 — 100 Гц) с опорной чувствительностью, получить тот параметр, который мы называем «максимальная чувствительность в салоне». На локальной частоте можно добиться и более высокого усиления, увеличивая объём ящика, но будет ли выше средняя чувствительность? Не факт, поскольку в такой настройке резко падает отдача ниже частоты настройки порта. Уменьшая объём ящика (мы говорим о фазоинверторе, не забудьте), можно получить более ровную АЧХ, жертвуя при этом акустическим усилением.
В ЗЯ большое акустическое усиление, как правило, не получается (не больше 1,5 дБ в среднем по диапазону), но это и не входит в задачи такого оформления. Достоинство ЗЯ — возможность получить ровную частотную характеристику до самых низких басов благодаря тому, что крутизна спада частотной характеристики (12 дБ/окт.) противоположна величине подъёма, создаваемого компрессионным эффектом салона. Во многих случаях (если только полная добротность головки в ящике не слишком высокая) в интересующем нас диапазоне мы добьёмся практически прямолинейной АЧХ (с двойным отклонением всего 0,2 — 0,4 дБ). Кому-то это нужно, но если ценой увеличения неравномерности до 2 дБ можно уменьшить объём ящика на 30 — 40%, большинство из нас этим воспользуются. Так что мы теперь выбираем минимальный объём ЗЯ, в котором неравномерность АЧХ не превышает 1,8 — 1,9 дБ, и этот объём наряду с объёмом ФИ, реализующего «стандартную» АЧХ, используем для оценки компактности оформления. Как видите, элемент случайности из системы оценок нам удалось в значительной мере устранить.
Если помните, во вводной части к тестам сабвуферов мы в последнее время никак не обходимся без статистики. Как соотносятся участники промежуточными итогами, подведенными для №6/2006? А вот как. Сегодняшние одноклассники оказались «на круг» жёстче обычного, их средний эквивалентный объём 30,5 л (по прежней статистике было 38,1 л). Средняя подвижная система стала тяжелее, и поэтому средняя опорная чувствительность для сегодняшней группы (86,13 дБ/Вт) примерно на 0,35 дБ ниже. Средняя величина нелинейных искажений (2,13%) на 0,12% ниже, чем «было», но этот результат ложится почти точно в центр между искажениями «восьмёрок» и «двенашек». В общем, всё идёт своим чередом. А «апгрейд» таблицы мы планируем провести после теста следующего номера — там нас ждут «десятки» подороже.
Мне лично введение к тесту помогает смириться с неизбежным — описанием устройства очень красивых, очень нужных, но однотипных и весьма многочисленных изделий. И сейчас я к нему уже морально подготовлен, надеюсь, и вы тоже. Но чтобы свести к минимуму неизбежные повторы, вспомним о тех умолчаниях, которые обычно принимаются в материалах такого рода. Считаем, что корзина диффузородержателя в этой ценовой категории штампованная, о том единственном случае, когда не так, мы возвестим первыми, а вы первыми это прочтёте. Вне зависимости от материала диффузора примем, что центральный колпачок изготовлен из пластика, а подвес — из резины. Неявным образом станем предполагать, что нижняя шайба магнитной системы снабжена внутренней проточкой (исключений из этого правила очень немного), о наличии которой нам позволяет судить характерный кольцевой прилив на задней шайбе. Будем исходить также из того, что центрирующая шайба плоская и с регулярными гофрами, хотя и исключения из этого правила попадаются нередко. Наиболее распространены в конструкциях сабвуферов пружинные зажимы для акустического кабеля, их присутствие и будем полагать как само собой разумеющееся. Диаметр звуковой катушки по умолчанию считаем равным 51 мм, или, что то же самое, 2 дюйма. Если высота кольца ферритового магнита не указана, значит, она равна 20 мм. Всё множество конструктивных вариантов подвода гибких проводов к звуковой катушке мы для простоты разделяем на три способа. Но с ними разберёмся на конкретных примерах. А знакомиться с примерами начинаем прямо сейчас.
МЁД & ДЁГОТЬ
Новичкам везёт не только в карты. В кругу очень близких по характеристикам и достоинствам сабвуферов первым, пусть и с минимальным отрывом, оказался дебютант этой категории тестов — итальянский Audiotop. Однако, разорвав финишную ленточку первым, он должен как можно скорее покинуть дорожку — затопчут. Как уже говорилось, участники подобрались очень ровные, поэтому финишируют не то что группой — толпой. В равных баллах (хотя, как вы понимаете, набранных разным способом) оказались сразу шесть участников. Теперь, как в фигурном катании, возьмём первого и последнего в ряду, выстроенном по ценовому признаку (это ведь тоже важно, при прочих, особенно, равных). Первым среди отлично финишировавших идёт Hyundai, ценой почти не отягощённый. Это по всем законам должно принести ему звание «Фаворита». И приносит.
Последних, то есть наиболее дорогих, двое — Hertz и JVC. Что касается последнего, надо отметить: его высокая интегральная оценка многим обязана качеству изготовления, действительно выдающемуся, а не акустическим характеристикам. Так что мы его из рассмотрения изымем, к чему, однако, вовсе не призывая тех, кому важно получить отменно изготовленную и шикарно выглядящую вещь.
Таким образом, в дополнение к «Лидеру» Audiotop и «Фавориту» Hyundai у нас образуется репрезентативная группа рекомендованных компонентов: Caliber, Vieta, Kicx и уже упомянутый Hertz. C чем всех и поздравляем.