ТЮНИНГ ПОДГОЛОВНИКОВ
Поиск в Интернете по этим словам на первой странице выдаст в основном предложения типа «перетяжка сидений, подголовников». Скорняжное дело, одним словом.
Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
• Mystery MMH-7030
• Sunway CH10-065NP
• Kenwood LZ-702IR
• Alpine TME-M780
На второй начинает попадаться «установка мониторов в подголовники и на потолок». Логично: всё, что живёт в машине вне салона, выполняет лишь свою прямую функцию, а почти всё, что внутри — предметы двойного назначения. Багажник, задняя полка и двери — одновременно и акустическое оформление. Потолок — подвес для монитора. Подголовник… Вообще-то требования к подголовнику не так уж и просты. Он должен поддерживать голову при тыловом и косо-тыловом ударе, а в промежутках между ДТП не должен убаюкивать водителя, дабы не приступить к своим основным функциям раньше времени. Когда-то давно мне довелось поводить древний «Ситроен» (DS-22, это как у «Фантомаса», только без крыльев), там были замечательные подголовники — спалось на них изумительно. Впрочем, в те годы мне неплохо спалось в любых условиях, может, в этом дело…
Однако с добрым утром. Итак, подголовник без монитора — вещь сугубо утилитарная, что бы там ни говорили авторы дизайна салона. А подголовник с монитором — это уже предмет культуры для части обитателей салона, отличающихся от водителя или служебным положением, или должностью, занимаемой в семье водителя.
Для преобразования быта в культуру надо, предварительно вскрыв и частично удалив обивку, закрепить на «соединительных тканях» подголовника держатель монитора, который часто именуют «мыльницей» — может, и не слишком уважительно, зато понятно и по существу. Предварительно внутрь подголовника «запускают» соединительный кабель (редко — два). Кабель соединяют с монитором, корпус монитора защёлкивают в держателе. Понятно, что мыльница как монтажная принадлежность присутствует у всех мониторов, пожалуй даже, её наличие является видовым признаком подголовочного монитора. (Word подчеркнул слово «подголовочный», а зря, слово как слово, а уж сегодня — совсем для нас необходимое.) Прежде многие из мониторов этого типа комплектовались и «штативами» для установки на приборную панель или другую подходящую поверхность. Но специализация идёт везде — и теперь мониторы этого типа стойками, как правило, не комплектуются, хотя в корпусе мониторов почти всегда предусматривается паз типа «ласточкин хвост» и резьбовое отверстие для крепления к стойке, приобретённой отдельно. Перед тем как покончить с «механикой», добавлю, что в таблице мы указываем габаритные размеры по корпусу монитора (без «мыльницы»).
С интерфейсом всё просто. Два AV-входа, один AV-выход (со стереозвуком, другого нынче не бывает) — это стандарт. Для соединений служит специальный интерфейсный блок (коробочка размером с сигаретную пачку), куда подводится также питание и который соединяется с собственно монитором многожильным кабелем. Почему так делается, должно быть ясно: до дисплея добраться трудно, да и места для стандартных гнёзд RCA там недостаточно.
С функциями всё не намного сложнее. Поскольку почти все современные мониторы имеют дисплеи широкого формата (правда, широкого в разной степени), у них предусматривается два и более режима представления кадра — широкий (Full), обычный (Normal) и ещё сколько-то режимов, призванных заполнить весь экран картинкой нормального формата при её минимальных геометрических искажениях. Воспроизведение звука — для монитора функция не основная, поэтому качество звучания мы у них даже не оцениваем. Но коль скоро кино для зрителей заднего ряда должно существовать автономно, монитор должен «уметь» выдать звук на проводные и беспроводные (инфракрасные) наушники. Те, кто выберет свободу перемещения, предпочтёт ИК-наушники, кому дороже качество звука, включит проводные. Кстати, свобода перемещения у пользователя беспроводных «ушей» тоже далеко не безгранична: большинство мониторов очень «не любят», когда пользователь сильно отклоняется от нормали к дисплею (и ИК-излучателю). Две пары частот ИК-передатчика (по выбору — A или B) — это стандартная функция передатчика и наушников, она может пригодиться, если два монитора подключены к разным источникам, например, проигрывателю DVD и игровой приставке. Конечно, диммер. Поскольку снижение яркости изображения достигается ограничением тока лампы тыловой подсветки, для диммера можно предусмотреть энное число градаций, не вмешиваясь в настройки контрастности дисплея.
Заметили, наверное: уже в который раз мы свалили в одну кучу яркость изображения и настройку контрастности. Но это не моя недоработка, а отражение исторически сложившейся ситуации с терминологией. Когда мы говорим просто «яркость», то интуитивно имеем в виду максимальную яркость светящегося объекта, то есть яркость белого. Но применительно к настройкам телевизора (или монитора — без разницы) яркость — это яркость чёрного. Обозначения для регулировок видеоконтрольных устройств происходят из тех времён, когда эти устройства были исключительно кинескопными. В частности, контрастность — это размах видеосигнала, поступающего на электронную пушку кинескопа, примерный аналог громкости в звуке. Но звуковой сигнал симметричен, у него нет постоянной составляющей, а сигнал видео однополярный (обратную полярность имеют только синхроимпульсы), его постоянная составляющая — это и есть яркость. При желании можно и выучить: яркость — постоянная составляющая, а контрастность — размах. А такой параметр, как контрастность дисплея (уже безотносительно к работе соответствующего регулятора), выраженный в виде отношения по типу 100:1, косвенно характеризует и яркость, и контрастность, ибо это отношение максимальной яркости к минимальной, то есть яркости белого к яркости чёрного.
Велик соблазн так же быстро разобраться с насыщенностью и цветовым тоном, но, боюсь, не получится: тут пойдёт в ход и квадратурная модуляция, и цветовая синхронизация, ну их на фиг (пока что). В двух же словах получается так: белый цвет (и все градации серого, от чёрного до совсем белого), как известно, можно передать тремя цветными составляющими: красной (R), синей (B), зелёной (G). Регулятор насыщенности определяет, насколько сильно соотношение между компонентами R, G и B отличается от того, которое даёт белый цвет. В какую сторону отличается, то есть в какой пропорции надо добавить/убавить каждого компонента для каждого элемента изображения — в этом уже будет разбираться декодер цветности. В цветном сигнале системы NTSC может присутствовать своего рода постоянная составляющая в балансе между красным и зелёным (в системах PAL и SECAM её нет). Регулятор цветового тона как раз и служит для того, чтобы вручную установить «баланс» в ноль.
Теперь осталось напомнить, как мы оцениваем качество изображения и «кинематографичность». Если не ошибаюсь, последний термин пустили в оборот наши коллеги из журнала «Салон AV», а мы им беззастенчиво пользуемся. Под этим термином мы понимаем лёгкость восприятия картинки и отсутствие утомляемости. На кинематографичность влияют угол обзора дисплея, детальность картинки и отсутствие мерцаний. Угол обзора в «наших» дисплеях меньше, чем в «домашних», что естественно, поскольку у нас и размер пикселей куда меньше. Физический размер деталей изображения в малогабаритных дисплеях меньше, но детальность картинки всё же ниже, и с близкого расстояния это заметно, потому в целом комфортность «наших» дисплеев невысокая. Впрочем, в сегодняшнем тесте нам впервые попался семидюймовый дисплей, воспроизводящий практически все детали, которые может выдать проигрыватель DVD. Качество изображения мы оцениваем по основным техническим параметрам, таким как яркость и контрастность, а также по чёткости цветовых переходов сигнала цветовых полос. При оценке яркости мы исходим из критериев, подсказанных практическим опытом: меньше 200 кд/м2 — недостаточно, 200 — 250 — приемлемо, 250 — 300 — хорошо. Если яркость выше 300 кд/м2, это своего рода запас линейности, но совсем не обязательно картинка от этого становится лучше. Чтобы оценить общий уровень проработки конструкции дисплея, мы указываем также, какие параметры картинки были установлены при настройке и насколько они отличаются от заводских.
По части удобства пользования никаких сложностей материал этого теста не сгенерировал. Мы, например, по-прежнему считаем неоптимальным, когда для переключения режимов отображения картинки или для включения диммера надо выходить в меню — эти переключения носят оперативный характер. Но по большому счёту это не так существенно, и оценку за удобство мы снижали только при отсутствии пульта ДУ.
Однако мы здесь, в конце концов, собрались не поговорить, а посмотреть. Вот давайте и посмотрим, что у нас есть для тюнинга подголовников.
МЁД & ДЁГОТЬ
Больше других набрал позитива монитор Alpine (что, в общем, привычно), но в данном случае можно отметить: победитель продемонстрировал нам новый уровень качества картинки для подголовочного монитора. Если бы в комплектацию этого монитора входил ещё и пульт ДУ, отрыв его от остальных участников мог бы быть более впечатляющим. А так ближайший преследователь Kenwood (тоже, кстати, не укомплектованный пультом) отстал от «Лидера» на один балл. Дебютное выступление новой для нас «фамилии», можно сказать, прошло удачно, мало того, монитор Sunway оказался снабжён некоторыми редкими в этом классе функциями и конструктивными особенностями, в частности — входом RGB), а по максимальной яркости новичок сразу же установил новый рекорд наших тестов. Так уж получилось, что в компактной группе сегодняшнего теста возрастание «накопленного рейтинга» оказалось жёстко коррелированным с возрастанием цены. Так что первый из участников набрал баллов меньше других, однако этот аппарат можно было бы спокойно рекомендовать тем, кто простоту в эксплуатации ценит выше всего. Впрочем, и картинка там очень даже, чёткость цветовых переходов, к примеру, на уровне лучших результатов. Но формальных рекомендаций мы решили сегодня не давать, ибо участников совсем мало, а в групповом тесте обязательно должны быть не только победители, но и побеждённые. Как говорится, ничего личного, таковы законы жанра.