Почему женщины боятся мышей, а мужчины — нет? Это родовая память. В древности, как известно, мужики бродили по лесам-полям в поисках чего пожрать и чем прокормить, а их подруги сидели по пещерам.
О МЫШАХ И БАСАХ
Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
DLS OA10 • Earthquake DBXI-10 • Audio Art RW 10 • Lightning Audio S4.10.VC2 • Pioneer TS-W2504SPL • Ground Zero GZHW 25X • Hertz HX 250 •Rockford Fosgate P3 10D4 • Boston G2 10 • MTX T7510-4 • Rainbow 10” Amboss
Где и подвергались нападениям мышей, которые в те времена были куда крупнее нынешней мелочи. Но по ходу естественного отбора среди них выжили только наиболее компактные особи. Им и прятаться легче, и проблемы с питанием решить проще. Ведь и тогда, и сейчас способ добычи продуктов питания эти грызуны знали лишь один — кражу личных припасов граждан. Возьмите эти факты на заметку, все они скоро понадобятся.
Теперь о сабвуферах. В нашей отрасли имеют хождение сабвуферные головки ровно четырёх калибров: 200, 250, 300 и 380 мм (соответствующие величины в дюймах вам наверняка известны, но хотя бы в начале обойдёмся без заокеанских мер длины). Причём преимущественное распространение получили 250-ти и 300-миллиметровые динамики, что, в общем, объяснимо: крайности не всем по вкусу. Точнее, надо было написать — 300-т и 250-миллиметровые, по популярности первые из них заметно опережают вторых. «Десятки», однако, не просто приспосабливаются и выживают, а зачастую водятся там, где не смогли выжить более крупные представители отряда сабвуферов. Как выживают? Как мыши, в точности.
Выбор формата сабвуферной головки определяется в основном тремя факторами: цена, достижимое звуковое давление (или уровень искажений) и объём оформления. Чем головка больше, тем она дороже (в пределах своей серии), тем большее звуковое давление она способна развить, но тем больший объём оформления для неё требуется. Экономический аспект — это, я бы сказал (в пределах одной и той же серии), фактор средней приоритетности, звуковое давление при фиксированном уровне искажений для большинства потребителей более важно. Компактность оформления. Этот фактор может быть второстепенным, если с переходом к предыдущему типоразмеру объём оформления уменьшается в полтора, пусть даже в два раза. А если в три? Тут уже есть о чём подумать: две «десятки» дадут такого шороху, что за ними сможет угнаться только «двенашка» исключительной пафосности и соответствующей цены.
Заметим «в сторону»: среди «Систем» этого номера есть две машины, увенчанные наградами на автозвуковых соревнованиях самого высокого ранга. Бас великолепен в обеих, там, где он создаётся одной «десяткой», и там, где над ним трудятся две. Только во втором случае его ещё и очень много…
Если помните, в первой части теста 250-миллиметровых головок (в прошлом номере) я уже отмечал некоторые тенденции в изменениях параметров головок. В частности, если среднестатистический эквивалентный объём (за предыдущие два года) для сабвуферов этого типоразмера составлял 38,13 л (см. таб. в №6/2006), то в этом году для бюджетных «десяток» тот же показатель составил 30,5 л, а для участников сегодняшнего теста — уже 23,05 л!
Ну чем не позаимствованный у природы (точнее, её части, состоящей из мелких грызунов) способ выживания? Ведь с уменьшением эквивалентного объёма уменьшается, пусть и не по закону банальной пропорции, потребный объём акустического оформления. А как сабвуфер добывает себе этот объём? Классическим мышиным способом — похищая его у багажника. Чтобы выжить, «десятки» должны умерить свой аппетит, выраженный в литрах объёма ящика. Насколько это удаётся наиболее продвинутым особям, из которых составлен этот тест? Иногда — до пугающей степени успеха. Для троих из почти дюжины участников нам пришлось объём оформления ограничивать «законодательно», с точки зрения физической реализуемости столь малого объёма: 6 л для закрытого ящика (ЗЯ) и 10 л для ящика с фазоинвертором (ФИ). Кстати, ровно те же трое участников и продемонстрировали самую низкую чувствительность, в знаменитой триаде «глубина баса — чувствительность — компаткность оформления» принципиально невозможно радикально улучшить один показатель, не испортив один или оба оставшихся. Многие из остальных успешно работают в пусть не противоестественно, но всё же очень компактных корпусах.
А теперь привожу обещанную таблицу с переработанной статистикой по 250-миллиметровым головкам.
Калибр сабвуфера, дюймов | 8 | 10 | 12 | 15 |
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 85,34 | 86,14 | 87,80 | 88,90 |
Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % | 2,492 | 2,196 | 1,865 | — |
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % | — | — | 2,975 | 2,481 |
Средний эквивалентный объём Vas, л | 18,02 | 34,20 | 94,10 | 162,7 |
Кстати, пользуясь случаем, могу поделиться личным опытом. Если требуется ящик совсем малого объёма, возьмите фланец в форме равностороннего треугольника. Потом заготовьте «полуящик», в котором имеются три стенки из шести, и один объёмный угол, вставьте в него головку с фланцем и обрежьте всё лишнее. Ящик в форме трёхгранной пирамиды удобен в инсталляции, а главное, для 250-миллиметровой головки вы сможете получить объём «нетто» 5 л, а то и меньше.
Средний эквивалентный объём таких динамиков теперь уже меньше, чем вдвое отличается от аналогичного показателя у «восьмёрок», зато он в 2,75 раза меньше, чем Vas у 12-дюймовых «коллег». Надо думать, современные «двенашки» найдут свой «симметричный ответ», но пока «десятки» по компактности бьют все рекорды. Правда, и по среднему показателю опорной чувствительности они передвинулись вниз на 0,3 дБ, приблизившись к 200-миллиметровым динамикам, но это проявление уже упомянутого закона. Наша статистика показывает также, что у современных головок потихоньку снижаются нелинейные искажения: для участников теста прошлого номера средний показатель к.н.и. составил 2,13%, а для более «продвинутых» фигурантов сегодняшнего теста это уже 2,05%.
В те времена, когда компьютеры ещё не были столь обыденны, как сегодня, исследователи акустики придумали некоторые общие критерии и правила, которые помогли бы до вычислений решить: для какого вида оформления больше подходит данная головка — для «фазика» или закрытого ящика? В нашей области подобные критерии, правда, требуют аккуратного использования из-за недопустимо высокой для домашних басов частоты собственного резонанса Fs. Возьмём критерий, придуманный неугомонным Рихардом Смоллом и названный EBP (Energy Bandwidth Product), который определяется делением частоты Fs на электрическую добротность Qes (за её неимением можно брать и Qts, чаще всего она отличается не более чем на 10% в минус). Каноническое (основанное на характеристиках домашней акустики) правило гласит: если EBP меньше 50, то головка рассчитана исключительно на ЗЯ, если больше 90 — эксклюзивно на ФИ. Между этими границами простирается довольно обширная «сумеречная зона», она же — поле для творчества, проб и ошибок, это уж как сложится.
Если бездумно перенести этот критерий в автомобильную область, окажется: большинство головок живёт в «сумеречной зоне», ближе к нижней, «ящичной» границе, по канону им в ФИ вообще делать нечего. Но у нас-то, золотые вы мои, акустика помещения иная, иные цели применения ФИ как акустического оформления, закономерно иные и результаты: наша цель не дотянуться как можно ниже по частоте — передаточная функция салона это сделает за нас, а получить акустическое усиление — больше звукового давления при равной подведённой мощности.
Поэтому у нас нередко «ящичные» головки отлично уживаются в ФИ и справляются хоть куда. А показатель EBP приобретает несколько иной смысл. Если помните, «зачётная» АЧХ для оформления с ФИ у нас теперь чётко стандартизована: максимум должен приходиться на частоту 35 Гц (это из творческого осмысления наиболее успешно реализованных аудиосистем, соревнования как источник знания рулят); ширина полосы по уровню -3 дБ — четыре трети октавы, скажем, от 22 до 56 Гц (самый типичный вариант). Так вот, для такой «типовой» АЧХ уровень акустического усиления будет тем выше, чем EBP ниже. Приведу ещё одну табличку.
Фактор EBP, Гц | 49 | 59 | 66 | 75 | 81 | 90 |
Среднее акустическое усиление, дБ | 7,0 | 6,6 | 4,8 | 4,5 | 3,6 | 2,7 |
Так что общее правило мы имеем: ниже EBP — выше подъём в ФИ. И ещё одно правило, довольно очевидное: головки, у которых высокая частота собственного резонанса (выше 45 Гц) сочетается с высокой полной добротностью (близкой к Баттерворту), как правило, не позволяют получить ровную АЧХ в ящике с ФИ, зато охотно работают в акустическом экране (free air).
На этом сегодняшняя порция открытий заканчивается, и пора возвращаться к нашим баранам. В смысле — мышам. Надо признать: сабвуферы, которые стоят хоть и не запредельных, но всё же вполне реальных денег, по качеству исполнения выгодно отличаются от тех, которые предлагаются по «стартовым» ценам — неспроста треть участников получила высокую оценку за конструкцию. Номенклатура ферритов за последний год, как я понимаю, сильно расширилась, и высота магнитов всё чаще не кратна 20 мм. Тем не менее если в тексте ничего не сказано в отношении высоты магнита, значит, он составлен из двух колец суммарной высотой 40 мм. Материалом подвеса по умолчанию считается резина, хотя вспененному полиуретану отдали предпочтение ровно половина участников теста. Избегая преждевременных обобщений, заметим: по уровню нелинейных искажений пять из шести мест, замыкающих рейтинг по этому показателю, заняли именно головки с вспененным подвесом. Внешний обод (резиновый, как правило), напоминающий в сечении букву «C», всё чаще приходит на смену так называемому «уплотнительному» кольцу (спереди), а нижней своей поверхностью он действительно обеспечивает уплотнение корпуса сабвуфера при монтаже традиционным способом. В общем, мы сэкономим много слов, если присутствие такого кольца будем подразумевать неявно. Традиционно по умолчанию предполагаем, что корпус штампованный. Нижняя шайба магнитной системы у подавляющего большинства сабвуферных головок делается с внутренней проточкой (если у изготовителя не имеется особого мнения на этот счёт). Если указан диаметр осевого отверстия, значит, оно есть — такая вот у нас стройная логика. Если про конструкцию центрирующей шайбы ничего не сказано, стало быть, она плоская и с регулярной формой гофров. Калибр звуковой катушки 2 дюйма остаётся для «десяток» стандартом, хотя среди недешёвых головок попадается немало исключений. Точно так же стандартной деталью являются и пружинные контактные зажимы, устраивающие всех, кроме самых крутых профессионалов: те доверяют только пайке.
Что-то мы давно не останавливались на трёх способах «укладки» проводов, которые соединяют клеммные контакты с выводами звуковой катушки. Так что приступим, а кому неинтересно, можете уже сейчас переворачивать страницу. Первый способ (он и исторически первый, с этим у нас всё нормально) выглядит так. Подводящие провода прошиваются сквозь конус диффузора, там, под центральным колпачком (иногда и над ним), короткие выводы соединяются (пайкой — а как иначе?) с выводами звуковой катушки, и соединение заливается компаундом. По второму «сценарию» — тоже пайка и компаунд, но местом действия является наружная поверхность конуса. В этом варианте сохраняется целостность диффузора, что само по себе радует, но вся надежда — на прочность компаунда. По третьему способу единственной «пострадавшей» является центрирующая шайба (в неё прошивается или заделывается гибкий провод), а она по определению более терпима к локальным напряжениям, чем диффузор. Да и провод работает в наиболее защищённом режиме, кроме участка от клеммника до шайбы.
Ну, теперь можете перевернуть страницу. Те из вас, разумеется, кто не сделал этого чуть раньше.
DLS OA10 • Earthquake DBXI-10 • Audio Art RW 10 • Lightning Audio S4.10.VC2 • Pioneer TS-W2504SPL • Ground Zero GZHW 25X • Hertz HX 250 • Rockford Fosgate P3 10D4 • Boston G2 10 • MTX T7510-4 • Rainbow 10” Amboss
МЁД & ДЁГОТЬ
Сразу четверо участников, набрав максимальное количество баллов, имеют все шансы претендовать на звание «Лидера»: Audio Art, Lightning Audio, Ground Zero и Hertz. От этой группы можно отделить Lightning Audio: один из дополнительных баллов он получил за внешнюю отделку (действительно замечательную), которая непосредственного отношения к звуковым характеристикам не имеет, тогда как по искажениям оценка у него на балл ниже. Ещё у двоих участников (Audio Art и Hertz) даже структура набранных баллов совпадает, так что у них нет никаких причин уступать друг другу дорогу к пьедесталу. Последний из группы победителей, Ground Zero, проигрывает другим в чувствительности, но обходит в компактности оформления, какая из характеристик важнее — зависит от личных обстоятельств владельца. Так что в названной группе три «Лидера» — Audio Art, Ground Zero, Hertz и один «Фаворит» — Lightning Audio.
Вообще, уровень участников в абсолютном значении оказался высоким, отсюда и так много увенчанных лаврами. «Рекомендации» мы сочли нужным дать ещё двоим. У Pioneer низкая чувствительность, но отменная компактность оформления, у Earthquake всё сбалансировано, и на очень хорошем уровне.