Марк ГАСАНОВ, Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Бернард Шоу рассказывал, что некая киноактриса предложила ему пожениться. «Представляете, наши дети будут такими же умными, как вы, и такими же красивыми, как я». — «А вдруг наоборот?» — ответил классик.
ДЕТИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ
Forsage РКД-119DVD • Phantom DVD-310B • Velas VD-F206B • NRG IDV-450U • Challenger CH-7000 • Power Acoustik PADVD-270 • Panasonic CQ-D1703N5 • Mystery MMD-888 • JVC KD-DV6207 • Pioneer DVH-P580MP
Помнится, не так давно мы писали, что автомобильный CD-ресивер и отдельный DVD-проигрыватель в мобильной аудиовидеосистеме соотносятся, как голова и шея, то есть почти что как муж и жена. Дар предвидения — великое дело. Теперь можем сказать, что от этого брака на свет появилось многочисленное потомство. DVD-ресивер — это не CD-ресивер, обученный читать и DVD, это устройство нового поколения. И неспроста, кстати, если для прошлогоднего теста мы не набрали и пяти подобных устройств, то в этом году пришлось ограничить число участников в классе, как на соревнованиях, чтобы обеспечить выживаемость судей.
Итак, DVD-ресивер представляет собой головное устройство, в котором плотно (а иногда и причудливо) переплетены черты CD-ресиверов и проигрывателей DVD. В чём причины причудливости, догадаться нетрудно. Судите сами: автомобильный CD-ресивер относится к самостоятельному классу устройств, у которых нет аналогов среди устройств для домашнего использования. Что же касается отдельно стоящих проигрывателей DVD, то они во многих случаях оставались аналогами домашних аппаратов того же назначения. Отличия, само собой, были (и есть, поскольку DVD-плееры не исчезли), но по большей части лишь те, что продиктованы требованиями компактности и иными характеристиками питающей сети. Пользовательский интерфейс перерабатывался по минимуму, в основном с целью обеспечить читаемость меню на компактном мониторе. И на этом всё. Отсюда и почти непременное присутствие в настроечном меню пункта родительских ограничений, и настройка декодера многоканального звука, даже если такового не предусмотрено. Нет, конечно, были (и тоже ещё не совсем исчезли) проигрыватели DVD, разработанные грандами car audio/video — для них, с учётом потребностей зрителя на колёсах (в хорошем смысле), разрабатывалась отдельная операционная система. Но потому-то отдельно стоящие DVD-проигрыватели от грандов и можно пересчитать по пальцам одной руки, тогда как остальным — несть числа.
Дальше — понятно. Те же самые или слегка модернизированные операционные системы вместе с проигрывателем DVD переезжают внутрь DVD-ресивера. Результат порой получается нетривиальный. К примеру, мы с вами давно знаем про три сервисных функции и три дополнительных режима воспроизведения. Для тех, кто ещё не выучил, напомню. Сервисные функции — это включение головного устройства при загрузке в него диска, это выгрузка диска без включения аппарата, это, наконец, так называемая функция «спрятать диск». Дополнительные режимы — повтор трека, воспроизведение в случайной последовательности и сканирование начальных фрагментов треков. Из перечисленных шести позиций только сканирование диска не очень нужно, особенно если «голова» умеет сама заводить досье на диски-треки (заголовки) и/или читать CD-текст. Я не стану утверждать, что без этих функций и режимов нельзя обойтись, но с ними — удобнее, и, в конце концов, это часть нашего образа жизни, и мы её никому не отдадим.
Так вот, либо дополнительные режимы, либо сервисные функции в большинстве DVD-ресиверов реализованы не полностью или же не так, как это принято у CD-ресиверов — это наследство по «материнской» линии. Но особенно переживать по этому поводу не будем и пойдём дальше. Режим ускоренной «перемотки» (поиска) по треку. Как только вы снимаете палец с соответствующей кнопки, аппарат должен вернуться к нормальной скорости воспроизведения. Это привычный, а для человека за рулём, пожалуй, единственно возможный вариант управления поиском. Но большинство DVD-ресиверов устроены так, что для того, чтобы вернуться в нормальный режим, надо нажать кнопку Play, а если она к тому же присутствует только на пульте ДУ, то водитель пользоваться ускоренными режимами очень быстро перестанет. А мы при описании работы головного устройства будем по умолчанию считать, что режим ускоренного поиска работает (к сожалению) именно так. Если же поиск построен привычным образом, то мы отметим, что он организован как у CD-ресивера. Но и это ещё не всё. Умение работать с файлами сжатых форматов mp3 и WMA — давно уже норма как для CD-ресиверов, так и для DVD-проигрывателей. Вот только пользовательский интерфейс у первых и вторых построен здесь по-разному. «Сидюшник» всю информацию о папках и файлах (включая тэги) выводит на свой дисплей — другого у него просто нет. «Дивидюк» даст вам прочесть не только список файлов, но и папок, но выведет его на монитор, который, как он полагает, обязательно должен быть включён, и предложит вам воспользоваться «крестом» перемещения по меню. Получается, что если у вас нет переднего монитора или законы вашей страны не дозволяют его включать во время движения, то вы даже не сможете выбрать папку для прослушивания. Кстати, в Японии закон дозволяет водителю смотреть ТВ-видео за рулём, пользуются этим фактом повсеместно и заядло, при этом аварий там как не было, так и нет, а у нас как есть, так и будут. Но в общем случае мы не считаем, что каждый владелец DVD-ресивера должен непрерывно держать перед собой включённый монитор, дабы иметь возможность послушать mp3, а потому оценку за удобство пользования таким головным устройством будем снижать неукоснительно.
А вот теперь перечислим те функциональные возможности, наличие которых будем предполагать как само собой разумеющееся, и в ходе этого перечисления получим своего рода «семейный портрет» автомобильного DVD-ресивера, весьма убедительный портрет, надо сказать. С тюнером всё ясно. В RDS должна работать функция CT синхронизации часов и поиск по любому из известных 29 типов программ (PTY), хотя, честно сказать…
Скудоумие, сопряжённое с ленью и упорством, уже многие годы демонстрируемые большинством отечественных радиовещателей, подталкивают нас к тому, чтобы отказаться от рассмотрения RDS-функций как непременного атрибута автомобильного ресивера (в России). Ну не хотят у нас пользоваться этим плодом человеческого разума, хоть кол на голове теши… Ещё чуть подождём и откажемся, честное слово.
Давайте о хорошем. Три сервисные функции дискового проигрывателя и три дополнительных режима воспроизведения CD по умолчанию есть, примем это за печку, от которой идёт танец, так будет проще. Плюс возможность прямого ввода номера трека с диска — для устройств данного класса это, в сущности, стандартная функция. А вот CD-текста по умолчанию как раз нет, как не предусмотрено и чтение тэгов mp3. Это не наша инициатива, это показало большинство участников этого теста, задав норму своими, так сказать, руками. Диммера, как правило, нет (как не было его и у «простого» DVD-проигрывателя). Но всё же его отсутствие мы считаем минусом, о чём и будет информировать соответствующая строчка в рейтинговой таблице. Вот теперь переходим к работе с DVD. Функция Resume, то есть возможность воспроизведения диска с заданной точки после его выгрузки, в большинстве случаев отсутствует. Аппарат отыщет заданную точку на диске после отключения и повторного включения, но по этому принципу действует и любой CD-проигрыватель, для этого не надо быть DVD-ресивером. Функция Angle нынче работает у всех, хотя у кого-то быстрее, а кое-кто из участников берёт большой тайм-аут. Адресный поиск (по частям главкам и времени) тоже есть у всех, причём поиск по времени — только в пределах главки. Правда, понять из наставления, что и как там завязано, как правило, невозможно — но так и большинство компьютерных программ мы осваиваем методом тыка, и ничего. Так что если вы будете знать, что такие функции есть, то найдёте и разберётесь, следуя бессмертному принципу «ищи, должон быть». Все участники позволяют вводить цифры как пункты меню диска, хотя кое-какие нюансы у некоторых имеются. Все без исключения читают видеодиски старинного формата VCD. Напротив, относительно новый формат DivX (MPEG4) воспринимают лишь немногие, о чём будет сказано, когда до этих немногих дойдёт очередь.
Теперь ещё немного технических подробностей. Так называемая полоса «чернее чёрного» (она же PLUGE), как правило, не воспроизводится — это не плохо и не хорошо, а означает лишь, что аналоговый тракт видео настроен по американским нормам. Не будем мы теперь писать, что точки в паузе теряют регулярность и на наклонных линиях появляются зубцы — это неизбежно при условии, что чипсет использует память на поле, а других вариантов в сегодняшней группе не было. И ещё один момент. При оценке чёткости цветовых переходов наиболее критичными являются три: между цветами Жёлтый/Голубой, Зелёный/Пурпурный и Красный/Синий, и для этого есть объективные физические причины. Поэтому мы не будем постоянно перечислять обозначения цветов, а просто дадим через дробь ширину соответствующих переходов в той последовательности, как они были указаны выше, например, вот так: 0,5/0,5/0,7. Напомню: это проценты от общей ширины экрана, причём без учёта переходных искажений — такие показатели в большей мере характеризуют разрешение источника видеосигнала по цвету. Эти показатели, а также субъективное количество шумов на чёрно-белом изображении мы преимущественно и использовали при оценке уровня DVD-проигрывателя.
Говорить об интерфейсе DVD-ресиверов можно долго, ибо все они различаются по набору выходов и входов. Идеал, на наш взгляд, был бы таким: шесть выходов формата 5.1, три пары выходов привычного формата Фронт/Тыл/Саб, цифровой выход звука, плюс AV-вход для интеграции в систему внешнего источника. Но он на то и идеал, что в реальной жизни недостижим. Я уверен, что, по меньшей мере, у конструкторов из наиболее серьёзных фирм представления об идеале не сильно отличаются от наших. Их детища позволяют вплотную к нему подойти, но… с использованием внешних блоков, соединяющихся с DVD-ресивером по шине и цифровому выходу. И мы понимаем, что современные AV-устройства рассчитываются на работу в составе комплекса. Но нам надо оценивать интерфейс отдельно взятой «головы», и тут мы будем практиковать такой подход. Если DVD-ресивер может обеспечить многоканальный звук, это нормально, если нет — извините. То есть обязательно должны присутствовать либо выходы формата 5.1, либо цифровой выход, а если при этом и «обычных» выходов аудио больше одной пары, то это уже бонус, который должен быть зачтён. По части выходов видео всё намного проще, у подавляющего большинства аппаратов их по одному, разумеется — композитному. В этом отношении автомобильные детишки от домашних родителей талантов передачи высококачественного изображения не унаследовали. Феномен, известный и в человеческой породе…
МЁД & ДЁГОТЬ
С наилучшими результатами финишировали три участника: Panasonic, JVC и Pioneer. Собственно говоря, с самого начала можно было предположить, что эти трое не допустят к себе ни одного из «группы поддержки». Некоторым сюрпризом оказалось лишь то, что Pioneer заметно уступил в накопленном рейтинге двум своим «заклятым друзьям». И вызвано это более чем спартанским построением интерфейса аппарата Pioneer. Поэтому решили звание «Лидера» присвоить двоим участникам из числа группы, ушедшей в отрыв, это Panasonic и JVC. Pioneer становится «Фаворитом». Из группы догоняющих действительно выгодное впечатление произвёл Challenger: если у вас нет желания связываться со сложными системами, но охота получить мобильный театр «в коробке», то он для этого подходит лучше всего. А вот если в ваши планы не входит создание системы с многоканальным звуком, а нужен звучащий и сравнительно недорогой аппарат, то естественным выбором становится Power Acoustik. Поэтому мы с полным правом даём этим двоим нашу «Рекомендацию».