Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
«Теперь хочу поставить саб и усь», — эта, не лезущая ни в какие языковые нормы, фраза для посвящённых означает: ещё у одного приблизился момент откровения…
ПОЛОВИНА ДЕЛА
Phoenix Gold R12-SB • Mystery MOB-30 • Audiotop ECP 12.4 • Audio Art BRW-12 • Pioneer TS-W2504SPL • Magnat Basstec 225 • Rainbow Stream 12 • Ground Zero GZHB 3000X • Eclipse SW6124BXD
Что ж, судьбоносная пара «саб и усь» — это дело, кто бы спорил. На практике, однако, именно это порой и останавливает (или притормаживает) очередного неофита. Одна половина дела, связанная с установкой усилителя, ещё как-то похожа на обычные операции по дооснащению автомобиля, а вторая… Пыль, грязь, опилки, клей, где взять параметры, как посчитать, как не промахнуться, где всё это делать… Список увлекательных для преодоления, но затрудняющих жизнь обывателя факторов и обстоятельств здесь длинен и разнообразен. И вот: кто-то берётся эту половину дела сделать за вас. Почему, собственно, надо отказываться?
Теперь мы сами приведём контраргументы отважных и трудолюбивых, только в споре хоть что-нибудь рождается, а вы прямо сейчас в спор вступить не можете, ведь так? Аргументы таковы: я сделаю лучше (ну-ну), я сделаю дешевле (отдельно от первого аргумента — возможно), я сделаю индивидуально под эту машину. Вот это уже чего-то стоит. У этого соображения две грани: акустическая и механическая. Акустическая означает: с учётом индивидуальной передаточной функции салона. Отметаем: нипочём не попадёте, про общее и частное в передаточной функции было исчерпывающим образом написано у нас в журнале в №8/2000 год («Право на передачу»). Остаётся фактор интеграции сабвуфера в машину, в этом отношении — действительно, готовый ящик будет всегда в той или иной степени чужеродным телом в багажнике, в отличие от изящных стеклопластиковых «стелсов» в цвет кузова. Так ведь это — потом, если дело пойдёт. Сейчас вам предлагают полдела, и недорого.
По-разному можно относиться к готовым корпусным (некоторые любят говорить «корпусированным», звучит посолиднее) сабвуферам, как таковым. Многие из давно обращённых идею приобретения готовых сабов не приемлют в принципе. Конечно, если у вас достаточно столярного инструмента и опыта, если вы разобрались хотя бы в одной из программ расчёта и если у вас хватает свободного времени — флаг вам в руки. Но, как известно, чтобы сшить себе одежду, надо хотя бы уметь шить. Если же с этим не сложилось — обращаются в ателье. И вот в связи с этой аналогией как-то особенно отчётливо проявляются накопленные в детстве впечатления от ателье по пошиву одежды. При Советах к их услугам прибегали (в больших городах, по крайней мере) многие. Но что-то я с трудом припоминаю, чтобы изделия индпошива могли конкурировать по качеству с привозными фабричными шмотками. Говорили — материалы не те.
Если вернуться в нашу отрасль, то нетрудно понять, что материалы у наших мастеров почти ничем не отличаются от тех, с которыми работают в Италии, Германии и в «самих» Штатах. То есть если студия, конечно, заботится об их качестве. Что же касается квалификации мастеров, то тут ситуация сложилась парадоксальная. С одной стороны, у нас есть такие виртуозы, которые могли бы своими работами украсить студии любой страны. И не только в столицах, но даже в таких городах, которые и на роль губернских никогда претендовать не смогут. Но при этом таких кадров катастрофически не хватает, а уровень остальной массы… Писали же нам читатели, что у них в городе (названия опускаем, чтобы не было незаслуженных обид) в готовые ящики устанавливаются любые головки, подходящие по калибру, и результат выдаётся за сабвуфер. Про этих говорить больше не станем. Скажем о других.
Наши многолетние наблюдения за деятельностью профессионалов показывают: больше половины установщиков при выборе параметров акустического оформления пользуются рекомендациями изготовителей, оставшаяся, меньшая часть включает в себя как тех, о ком решили больше не говорить, так и, напротив, элиту профессионального сообщества, имеющую свои соображения и приёмы. Говоря о большинстве, сопоставим их практику с собственным опытом тестирования головок и с одобрением отметим: преобладающим образом рекомендации изготовителей подтверждаются при независимом измерении параметров головок и моделировании их работы в акустическом оформлении.
Вот тут и возникает идея оплатить труд совершенно незнакомых рабочих (а также инженеров и техников) и приобрести готовое изделие, в котором один или два динамика уже смонтированы в специально для них разработанном ящике. Так или иначе, но в серийных продуктах ошибки встречаются гораздо реже, чем в заказных экземплярах, тем более когда оформление изготавливается на мощностях, принадлежащих фирме, разработавшей и головки. Ибо корпусной сабвуфер с неудачно спроектированным оформлением дискредитировал бы не только оформление, но и динамики, как таковые, кто будет разбираться, почему не играет — фуфло, мол, и всё. Поэтому такое — редкость.
Что же предлагается нам в качестве «половины дела»? В серийных сабвуферах для car audio свыше 95% ассортимента представлено «кабинетами» типа ЗЯ, ящика с фазоинвертором (ФИ) и полосно-пропускающего оформления (ПП, он же Bandpass). Наверное, 4,9 из оставшихся незанятыми 5% приходится на долю пассивных излучателей, всё остальное — редчайшая экзотика, нам и не попадавшаяся, оставляем допуск в 0,1% по принципу «никогда не говори никогда». Не станем отказываться от статистических упражнений и на этот раз и расширим таблицу распределения «ящичных» сабвуферов по типам, прошлую версию которой мы опубликовали в №10/2005.
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
---|---|---|---|---|
ЗЯ | 8 | 4 | 6 | 4 |
ФИ | 3 | 2 | 2 | 3 |
ПП | 1 | 6 | 4 | 2 |
На основании даже относительно небольших выборок можно сделать вывод, что: а) ЗЯ по-прежнему удерживает около половины всей номенклатуры готовых сабвуферов, б) доля ящиков с ФИ имеет тенденцию к возрастанию за счёт пропорционального снижения доли ПП-оформлений (ничего не имею против слова «бандпасс», но не хочется смешивать русские и англоязычные обозначения, так что будем использовать аббревиатуру ПП). Кстати, более точно следовало бы говорить «бандпасс четвёртого порядка», потому что он бывает и шестого (а тот, в свою очередь, симметричный и несимметричный). Но ПП VI порядка встречается нечасто, в сегодняшней группе таковых нам не попалось.
Какое оформление лучше? Думаю, даже из приведённой выше таблицы очевидно, что ответа на этот вопрос не существует, иначе какой-то из видов стал бы монополистом. У каждого вида есть свои плюсы. ЗЯ — наиболее компактен, но при прочих равных условиях у него самый низкий к.п.д. (то есть чувствительность). Одновременно ЗЯ потенциально — носитель наиболее «правильной» АЧХ. Если, конечно, всё сделано верно. Больше всего места занимает ПП-оформление, однако у него наивысший к.п.д. (опять же при использовании тех же самых головок). «Фазик» занимает промежуточное положение.
Материалом для изготовления ящиков служат фанера, ДСП или МДФ. С точки зрения поглощения колебаний фанера уступает всем, но активно используется в конструкциях автомобильных сабов благодаря своей прочности. Для внешней отделки повсеместно распространён карпет, но если изготовитель не пожалел виниловую «кожу», сабвуферный ящик сразу преображается, превращаясь из чисто утилитарного изделия в предмет искусства. Чаще всего ящик сабвуфера имеет в поперечном сечении форму несимметричной трапеции, при основании которой один из углов прямой. Принято считать, что для того, чтобы максимально соответствовать углу наклона спинки заднего сиденья, второй угол должен быть равен 20 — 23 градусам. На самом деле разработчики сабов на эту тему не парятся: нам сегодня встречались ящики с наклоном стенки от 9 до 20 градусов. Для фиксации кабеля повсюду используются винтовые зажимы, и по их качеству можно почти безошибочно определить класс сабвуфера.
Для информации мы теперь сообщаем, какая именно головка (или головки) задействована в данном сабвуфере. Как оказалось, более половины из них (5 из 9) уже побывали в наших тестах, мы знаем про них всё. А если известны параметры головки, то и про оформление можно узнать многое. По частотам резонанса в ящике Fc и на воздухе Fs, а также по эквивалентному объёму Vas — объём ящика Vab. По частоте настройки «фазика» Fb и его диаметру — длину трубы. В случае с ПП всё несколько сложнее, и частота настройки «фазика» (нижняя точка во впадине импедансной кривой между двумя пиками) соответствует началу спада АЧХ на верхней границе рабочего диапазона. Можно по частотам первого и второго пика составить систему из трёх уравнений с тремя неизвестными. А можно (и проще) методом обратного конструирования в программе Bass Box добиться повторения экспериментальной импедансной характеристики. Для тех, кому будут интересны такие упражнения, мы приводим параметры Тиля — Смолла головок. Либо те, которые были получены в нашей лаборатории, либо от изготовителя, если данная головка не проходила по нашим тестам.
Основная процедура в нашей измерительной программе состоит в том, что анализатором уровня Phonic PAA2 мы получаем гистограмму распределения уровней в третьоктавных полосах, по которой потом определяем неравномерность АЧХ в значимом диапазоне 25 — 100 Гц. При этом устанавливаем усиление таким образом, чтобы средний уровень звукового давления приблизить к обычному уровню 96 дБ. Потом, устанавливая на усилителе уровень, соответствующий 1 Вт (в широкой полосе), измеряем чувствительность. Эти измерения осуществляются в реальном салоне реального авто. Потом, уже в лабораторных условиях, устанавливаем такое усиление (на синусе 63 Гц), после которого дальнейшее увеличение уровня не вызывает возрастания звукового давления. Как ни удивительно, но далеко не у всех сабвуферов работа на предельном уровне сопровождается высокими показателями нелинейных искажений. Складывая относительное усиление на предельном уровне (в дБ) с измеренной (в салоне) чувствительностью, получаем предельное звуковое давление в салоне. В качестве стенда использовался автомобиль Opel Vectra в кузове «хэтчбек», хозяин которого предусмотрительно провёл питание в багажник и снабдил его дистанционным выключателем из салона. Здесь авторы не могут не выразить свою благодарность трудолюбивому германскому автомобилю за безвозмездное предоставление багажника и качественного электропитания.
P.S. Уже потом, на стадии обработки измерений, мы обнаружили, что салон «Вектры» при работе сабвуфера через окно в багажнике даёт мощный провал на частоте 80 Гц. Мы, кстати, писали в своё время: то, что происходит на этой частоте с функцией передачи салона, сильно зависит от модели авто и от местоположения сабвуфера. Поэтому для количественной оценки неравномерности АЧХ сабвуфера (а не сабвуфера в салоне «Вектры») мы взяли на этот раз более узкий диапазон частот: от 25 до 63 Гц. Это не означает, что сабвуфер работает только в этом диапазоне, это означает лишь, что в данной конкретной инсталляции только данный диапазон характеризует свойства сабвуфера, как такового.
МЁД & ДЁГОТЬ
В «Лидеры» единолично вышел Mystery. По акустическим характеристикам у него всё в очень сбалансированном сочетании: неплохая чувствительность, серьёзное максимальное звуковое давление и ровная АЧХ в салоне. По компактности он уступает многим, но и у многих выигрывает. К «Лидеру» никто не подобрался вплотную, но с минимальным (и одинаковым) отставанием финишировала плотная группа из более чем половины участников. Это: Phoenix Gold, Audiotop, Magnat, Ground Zero и Eclipse. По характеру подачи баса больше других имеют шансы понравиться Audiotop и Eclipse, при этом надо отметить: второй из них способен произвести впечатление даже в выключенном состоянии. Так что эти двое становятся «Фаворитами». Остальные из дружно пришедшей к финишу группы получают вполне заслуженные «Рекомендации».