Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
«Товарищи! Капиталисты всего мира стоят у края пропасти…
И смотрят — как мы там…»(Из анекдота брежневских времён)
Те головные устройства, о которых пойдёт сегодня речь, стоят плотной группой у самого края. До пропасти, можно сказать, рукой подать…
У САМОГО КРАЯ
Forsage РКД-117MP3 • Velas VCO-704B • Panasonic CQ-C1303NE • Challenger CH-2020 • Mystery MCD-787MPU • Kenwood KDC-W4534Y • JVC KD-G327 • Pioneer DEH-281MP
Расхожая житейская мудрость учит крайностей избегать. Но не будь их, не было бы и золотой середины, так что без «краёв» ну никак не обойтись. У верхнего предела ценового диапазона находится техника, которая носит название High End. Это по определению High End и есть «верхний предел». Доступный High End это уже нечто другое, что бы там ни говорили рыночные стратеги того или иного брэнда. Как только техника становится «доступной», она обязательно должна выпускаться относительно крупными сериями, иначе доступность невозможна и бессмысленна одновременно. Нормальный High End должен изготавливаться под заказ, как, к примеру, виниловые вертушки Transrotor. Так что под категорию хай-энда в нашей отрасли подпадает совсем мало продуктов. Скажем, усилители Audison Thesis и… И всё. Но что это я о хай-энде, сегодня мы остановились на противоположном краю, который можно назвать Low End (и такое обозначение действительно существует, правда кому-то из стратегов оно кажется оскорбительным).
А кто сказал, что на нижнем крае ценового диапазона удержаться проще? Техника High End, если её не удастся продать, уходит «в никуда», Low End рискует скатиться в пропасть, унеся с собой своих создателей. Для техники «пропасть» — это то место, где оказываются продукты, не способные выполнять свои функции. Скажем так: кнопочки нажимаются, дисплей бодро отсвечивает, а музыки нет. Мне в таких случаях вспоминается гоголевский Чичиков, который умел издавать звуки, отчасти похожие на французские. Вот и техника из «пропасти» тоже издаёт звуки, отчасти похожие на музыку. С создателями проще, точнее — понятнее, их ждёт пропасть финансовая.
Вы ведь не думаете, что всё это плод фантазии не в меру впечатлительного автора? Если думаете — быстренько посетите ближайший радиорынок, купите «магнитолу с диском» не дороже 2000 рублей (о других денежных единицах мы теперь забыли), потом возвращайтесь, и мы продолжим дискуссию. Но справедливости ради надо признать, что техника из «пропасти» к нам в тест не попадает по вполне понятным причинам: нет смысла писать об аппаратуре, которую никто не представляет, которая завозится серыми партиями и проследить родословную коей не в силах никто, включая продавца.
Естественно, самая доступная техника обязана быть и самой простой. Применительно к CD-ресиверам нам придётся на время забыть о таких полезных и привычных (уже) вещах, как эквалайзеры и фильтры на линейном выходе. Какие могут быть фильтры, если линейный выход всего один? Кстати, вы не задумывались, почему единственный выход всегда (первое исключение за всю историю тестов попалось нам сегодня) обозначается как Rear? В биологии это называется «атавизм» — признак, сохранившийся с древних времён и бесполезный во время теперешнее. «Древние времена» применительно к нашей отрасли — это те, когда о сабвуферах в машине нормальные люди и не помышляли, а бас получали (как огонь трением) от непременных «лопухов» сзади. Тогда, кстати, и встроенные усилители магнитолы были ещё не мостовыми, и тех четырёх ватт, которые они давали, для достижения сколько-нибудь приемлемого баса было недостаточно. Вот для них и нужен был единственный внешний усилитель, и понятно, что на него подавали сигнал Rear.
Но всё же вернёмся в наше время. В секторе наиболее доступных головных устройств особенно активны молодые производители и брэнды, не отягощённые богатым историческим опытом. Это естественно, отчего потенциальный покупатель лишь выигрывает — чем шире выбор, тем лучше. Но приятно и то, что гранды car audio пока не собираются сдавать этот ценовой диапазон на откуп «молодым тиграм». Как им удаётся удержать свою продукцию в столь тесных ценовых рамках? Ну, во-первых, ряд конструкторских наработок используется (хотя и в разной мере) в пределах всей линейки головных устройств, вне зависимости от их конечной цены. Во-вторых, у ведущих производителей и больше возможностей для манёвра, в частности, они могут перераспределять доход от продаж техники в том и другом ценовом секторах. Поэтому, покупая наиболее доступные «головы» от столпов car audio/media, вы получаете за свои деньги чуть больше. Но молодые производители более оперативно откликаются на веяния времени, и их продукты, несмотря на доступность, граничащую, извините, с распущенностью, порой оснащены лучше. В частности, у двоих участников сегодняшнего теста есть слоты USB, и оба они рождены отнюдь не гигантами car audio. С другой стороны, у CD-ресиверов самых «взрослых» марок выше вероятность обнаружить декодер WMA (без mp3 нынче не обходится никто) — юные брэнды стремятся сэкономить на лицензионных отчислениях. Короче, у тех и других свои плюсы и минусы, а не будь их, что бы мы с вами тут делали?
Как можно представить портрет «типового» CD-ресивера начальной ценовой категории? У него одна пара линейных выходов (исключения крайне редки), обязательный, как было сказано, декодер mp3 и минимальные средства для обработки сигнала, проще говоря — пара тембров. При этом тембр ВЧ по своим характеристикам действительно тембр: он обеспечивает плавный подъём/спад с ростом частоты, чем выше частота, тем выше регулировка. Что же касается тембра НЧ, то в подавляющем большинстве случаев у него характеристика, как у эквалайзера: максимум (или минимум) достигается на определённой частоте, а на остальных частотах глубина регулирования меньше. Если в комментариях к измерениям будет указана центральная частота регулятора НЧ, то теперь вы знаете, что это означает. А вообще присутствие двухполосного тембра в качестве единственного средства управления частотной характеристикой в пределах сегодняшнего теста будет предполагаться по умолчанию. Так же неявно будет подразумеваться, что аппарат не обучен читать CD-текст и тэги mp3 — впрочем, ровно у половины участников образовательный уровень оказался в этом плане выше. Кстати, если ресивер читает CD-текст, то он читает и тэги, и наоборот, если не умеет одного, то не умеет и другого. Это и естественно, если цифробуквенный декодер включён в состав чипсета, то ему всё равно, где брать информацию — внутри файла mp3 или в секторе служебной информации CD. Как всегда, считаем само собой разумеющимся, что CD-проигрыватель отрабатывает три стандартных дополнительных режима воспроизведения и в нём реализованы три сервисные функции.
Конечно, от CD-ресиверов этой ценовой категории не стоит ожидать наличия шины управления чейнджером, здесь исключения крайне редки. Даже Panasonic, который ещё недавно гордился тем, что не делает «голов» без шины управления, не пошёл «против народа». Наверное, тут выразилось не только понятное стремление к удешевлению продукции, но и общее падение интереса к средствам хранения данных, устроенных по принципу пулемёта Максима. С рычагами и пружинами.
Диммер по-прежнему остаётся дорогой опцией (лишний транзистор-резистор, шутка ли), по крайней мере, для данного ценового диапазона. Так что по умолчанию принимаем, что его нет, хотя по-прежнему считаем его отсутствие минусом. Возможность организации дистанционного управления, как видно, обходится дешевле — более половины участников предусматривают такую возможность, а двое из них даже укомплектованы пультами за те же деньги (если слово «деньги» правомерно в пределах рассматриваемой ценовой категории).
О типе используемого цифрового фильтра мы теперь будем упоминать только в том случае, если это БИХ-фильтр, а таких случаев становится всё меньше. В связи с возросшей мощностью процессоров (а универсальный ЦАП это процессор, что уж там) использование экономичных с точки зрения вычислительных ресурсов фильтров БИХ-типа теряет смысл. И ещё. Описание субъективных особенностей звучания компрессированных форматов мы теперь тоже будем давать в «компрессированном» виде. Декодеры mp3/WMA переросли детские болезни, и теперь (за пределами той самой «пропасти», разумеется) практически не встречаются аппараты с грубыми ошибками в алгоритме обработки, приводящими к появлению звуковых артефактов. У всех декодеров без исключения с ростом битрейта повышается детальность воспроизведения музыкальных инструментов и «человечность» вокала, улучшается рельеф баса. Зато динамические соотношения от скорости цифрового потока зависят мало, и мы будем стараться, используя минимум слов, определить характерные особенности работы декодера.
С дешёвым «аналогом» нынче просто беда, а самое аналоговое, что есть в любом CD-ресивере, это, конечно, ЧМ/АМ-тюнер. Картина знакомая: шумов когда много, когда очень много, ещё и входные цепи частенько плохо экранированы, так что приёмник ловит на всё, что у него есть, а не только на антенну. Слышали когда-нибудь при АМ-приёме вой от системы зажигания? Это как раз от ущербной экранировки. Но в современном ЧМ-тюнере есть и цифровая «вставка» — декодер RDS. По умолчанию (если декодер есть, конечно) будем считать, что он позволяет вести поиск по 29 типам программ и организовать «отложенный поиск» (ожидание) для типа программы NEWS, а также что он обеспечивает синхронизацию часов по коду CT. Между прочим, до недавних пор мы серьёзно подумывали о том, стоит ли вообще упоминать в тестах о системе передачи радиоданных (RDS). Ну не хотят хозяева эфира думать о качестве сервиса — стоит ли лишний раз напоминать всем, что нам и здесь, выражаясь языком закона, «оказывают услугу в ненадлежащем качестве»? Но, проведя блиц-исследование, выяснили: в Москве десять вещателей из тридцати одного передают PS и PTY (имя сервиса и тип программы) и ещё пять — только PS или (как ни странно) только PTY. (Насчёт CT — это отдельная тема, тут уже блиц-исследованием не обойдёшься, мы всегда ставим часы по «Серебряному дождю».) NEWS даёт действительно новостная станция «Сити FM». В общем, как оказалось, уже половина вещателей в Москве предоставляют сервис RDS в том или ином объёме. Кажется, жизнь налаживается, как сказал герой известного анекдота в весьма сходных обстоятельствах.
Но, судя по всему, пора уже переходить к делу, пока мы не потеряли никого из участников. У самого края всяко может случиться.
МЁД & ДЁГОТЬ
Ведь пелось же в славной песне: молодым у нас дорога, а старикам — почёт. Имелось в виду: почёт вам есть, а дороги, извините, нету. Старики на этот счёт придерживаются своего мнения. В нынешнем тесте ветераны отрасли не оставили «молодым да ранним» никаких шансов на драгметаллы. Сами же ветераны образовали такой строй: победитель — JVC с наибольшей суммой баллов. Чуть отстал от него Kenwood, дальше (и снова довольно-таки «чуть») встал Pioneer и ещё на шаг — Panasonic. Отрыв последнего от первых и первого от отставших — существенно шире, на этом месте строй разваливается. Мы же границу зоны призёров провели раньше, присудив звание «Лидера» JVC, «Фаворита» — «Кенвуду», а «Рекомендацию» выдаём аппарату Pioneer. Вне протокола отметим: ближайшим преследователем из формально не догнавших стал Challenger, среди «молодых и ранних» у него наилучшее соотношение цены и качества.