Студия «Интеллект-Авто», руководитель проекта Степан ЗЫКОВ
ШЕСТНАДЦАТЬ СЕКУНД
Разумеется, это не время разгона до 100 км/ч, там где-то четыре с половиной секунды, для этого пятилитровый мотор раздули на пол-литра и надули компрессором.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Alpine Vehicle Hub Pro VPA-B222R, Alpine CHA-S680
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Усилители: Boston GT42, Kicker KX2500.1
- Акустика: Kicker SSMB8, AD M35Neo, T100R1
- Сабвуферы: Alpine SWX-1042D
И уж тем более не время торможения с этой скорости до нуля, об этом позаботятся металлокерамические тормоза, управляемые отдельным компьютером. Шестнадцать секунд — это время полного цикла перемещения крыши в багажник, превращающего купе в кабриолет. Этим показателем штатная тюнинговая фирма концерна «Даймлер-Крайслер» почему-то гордится больше, чем другими цифрами спецификации, раздувая и надувая двигатель, они не забыли в ходе тюнинга слазить и в механизм волшебного превращения.
Во времена крайней молодости, типа — в босоногом детстве, мы, бывало, любили заглядывать через боковое стекло на спидометры иномарок, припаркованных не по всему городу, как теперь, а по большей части — у «Националя» со стороны Манежной площади. Выяснялся и горячо дискутировался вопрос: «Сколько даёт», — считалось, что именно столько, сколько написано в конце шкалы спидометра. У этой машины спидометр заканчивается отметкой «300», и, что любопытно, это именно то, что она «даёт». Вернее — даст, если попросить и заплатить. Пришедшая вам в голову безнравственная аналогия неуместна, платить надо не машине, а фирме AMG, чтобы электронный «ошейник», ограничивающий максимальную скорость на отметке 250 км/ч, слегка, на полсотни вёрст ослабили.
Хозяин SL 55 в своё время и попросил, и заплатил, но за почти пятьдесят тысяч километров пробега проверил качество полученной услуги только однажды, ранним утром на МКАД. Проверил и очень быстро вернул стрелку спидометра по другую сторону от двухсот — довольно, говорит, страшно, угол зрения сужается до подзорной трубы или того самого тоннеля, о котором вспоминают испытавшие… Ну да ладно, к ночи-то не будем.
В общем, заключил хозяин безотказно «дающего» автомобиля, как сделать страшно, известно, теперь надо сделать, чтобы было хорошо. А для этого, уж нам ли не знать, надо соорудить в машине музыкальную систему, отвечающую запросам хозяина и не противоречащую конструкции и особенностям автомобиля. Как всё просто, оказывается…
Не противоречить в этой машине очень непросто, редкая рука поднимется на переустройство интерьера, в котором самые изящные приблуды автозвукового назначения будут выглядеть чужеродными телами. Ну и, разумеется, багажник, где обычно отрываются установщики, здесь наполовину занятый крышей, свободы творчества не добавляет.
В одном хозяин AMG проявил либерализм: заднее сиденье, которое сиденьем не считают даже создатели машины, приводя в буклетах пример того, как славно туда можно поставить два небольших чемодана и даже пристегнуть их ремнями, хозяин отдал установщикам на откуп полностью.
Собственно, дефицит незанятого пространства в машине не был бы решающим фактором для специалистов из «Интеллекта», совсем недавно мы видели, как в Ford Focus там установили систему на загляденье (и заслушанье, если вы стерпите такой неологизм), не отняв ни одного кубического сантиметра ни от салона, ни от багажника, загляните в «А3» №11/2006, страница 88, и убедитесь. Но не будем забывать о первой части простого рецепта мобильного счастья: система, удовлетворяющая запросы её заказчика. А запрос был предельно конкретен: сверхмощный дискотечный панч. Именно панч, энергия мидбасового диапазона, интересовала заказчика более всего. За остальным тоже предлагалось приглядеть, но — во вторую очередь.
Не противоречить в этой машине очень непросто, редкая рука поднимется на переустройство интерьера
Получившаяся система уравнений не обещала простоты решения, но, во всяком случае, решение должна была иметь. Первое уравнение системы — головное устройство. Раньше его решали, если оставаться в терминологии школьной премудрости, методом подгонки под ответ: раз уж штатная «голова» должна была остаться на месте, из неё доставали обычно отсутствующие линейные выходы, и начиная с этого этапа задача сводилась к ранее решённой. Усилители, акустика и так далее до победы. С недавних пор появился другой метод решения, на гораздо более индустриальной основе. Называется он Alpine Vehicle Hub.
Это устройство в продвинутой версии Vehicle Hub Pro и конкретной модельной реализации VPA-B222R в этом году получило премию EISA как лучшая инновация в области мобильной электроники. В принципе, революционных технологий оно не содержит, но сочетание известных выбрано таким, что устройство способно решать задачи, для которых в прошлом требовались лошадиные дозы цитрамона. Напомним: Vehicle Hub устанавливается в машине как бы поверх существующей в ней аудио (или даже видео) системы, внутри есть свой тюнер и четырёхканальный, как в любом другом головном устройстве, усилитель, но главное — способность Vehicle Hub принимать сигналы от внешних источников, направлять их куда прикажут и управлять всеми компонентами тракта. В функциональном отношении это действительно Hub, в компьютерном ли смысле, где хабы собирают и маршрутизируют данные, передаваемые по сети, или в словарном, где это слово означает «ступица», точка, куда сходятся спицы колеса.
Пищалки в стойках — очень отборные AD T100R1
С «Викл-хабом» появилась возможность штатное головное устройство оставить в почти неизменном виде. Всё, что сделали — вывели наружу видеовход, с тем, чтобы Vehicle Hub мог направлять свой видеосигнал на штатный дисплей. Прочий функционал «головы» остался прежним, можно даже, если есть желание, продолжать использовать штатный CD-чейнджер, которым, по цене домашнего хай-энда, комплектуют машину изготовители (по виду — Blaupunkt, но трёхлапая звезда на крышке, не меняя технических характеристик, приводит цену устройства в гармонию с остальной машиной).
Основной же звуковой тракт теперь проходит в стороне от штатной «головы». Главный источник сигнала — всеформатный чейнджер Alpine, помещённый в багажник. Он соединён сразу с двумя другими блоками на борту: шиной Ai-Net — с центром управления Vehicle Hub и оптическим кабелем — с процессором Alpine PXA-H701. Управление процессором происходит… разумеется, с того же Vehicle Hub, в этом и вся идея. А управление самим Vehicle Hub — со штатного для него пульта Orb, чрезвычайно остроумного и изящного устройства, тактильным откликом подтверждающего приём любой из многочисленных воспринимаемых им команд. При этом, поскольку пульт весьма компактен, поместить его в машине можно там, где удобно, а не там, где удалось. В большинстве случаев удобным считают центральную консоль, под правой рукой, не очень занятой при современных трансмиссиях. Хозяину AMG показалось более удобным иметь Orb справа от руля. Нет проблем, поставили туда.
Как удалось восьмидюймовые головки разместить в дверях, не меняя дизайна обивок — вопрос отдельный
Разумеется, всё, что делает Vehicle Hub по командам с пульта, немедленно отражается на экране штатного дисплея, это относится и к проигрываемым дискам, и к работе собственного радиоблока «хаба», и к настройкам процессора. И если есть такой план — к изображению с заправленных в магазин чейнджера DVD, видеовход на всё один, а хаб разберётся, откуда и куда направлять сигнал.
Теперь настала пора приступить ко второму уравнению системы — выбрать компоненты для того звука, который заказали. В этом отчасти помог опыт с машиной аналогичной компоновки, купе Lexus, где основной упор был также на дискотечные мотивы, только здесь всё приобрело более яркие формы. Акустика в AMG действительно построена на мощной системе мидбасов, дополненной другими компонентами для полноценного звука. Собственно мидбасы — восьмидюймовые Kicker SSMB8 — реализация того же опыта с «Лексусом». Как удалось восьмидюймовые головки разместить в дверях, не меняя дизайна обивок — вопрос отдельный, факт тот, что он оказался решён даже с большим, чем можно было ожидать, успехом. Там же, в дверях, размещены и среднечастотники трёхполосной фронтальной системы. Причём размещены по редко у нас употребляемой «американской» схеме: впереди и ниже мидбасовых головок — американцы вовсю используют такую геометрию при популярной у них установке всей акустики в кикпанели.
Штатный дисплей, не утратив исходной функциональности, показывает всё, что на него направит Vehicle Hub
В роли среднечастотников и пищалок выступают компоненты итальянской фирмы AD: серединки — M35 Neo, пищалки — T100R1, подключённые через пассивный разделительный фильтр. Всё это, вместе взятое, способно было бы обеспечить более чем внушительный звук, даже, в принципе, без большой подмоги со стороны сабвуфера. Но звук требовался существенно более внушительный, поэтому сабвуфер был поставлен, но в необычном, «полумидбасовом» формате. В его основу легли две 10-дюймовые головки Alpine SWX-1042D, а для получения требуемого характера звучания их загнали в заведомо тесные для них корпуса, меньше чем по 15 л на головку. При таком объёме акустического оформления, сравнимом по величине с объёмом собственно конструкции динамика, головки, разумеется, поставили магнитами наружу, иначе закрытые ящики для их акустического оформления превратились бы в тару.
Весь спектр частот поделили на четыре части следующим образом: зажатые в тесных коробах «Алпайны» на заднем сиденье играют от 53 Гц и ниже, «восьмёрки» в дверях — от 80 Гц (именно от 80, я несколько раз переспрашивал) до 700. Среднечастотники вступают в игру раньше, чем из неё выходят мидбасы, на 450 Гц, а на 3,5 кГц пассивный кроссовер AD реализует последнюю частотную границу.
Сабвуферная часть системы и заняла заднее сиденье, вернее — то, что так называется для простоты терминологии. Корпуса сабвуферов построены из фанеры и MDF, в «Интеллекте» традиционно не любят стеклопластик.
Из заднего как бы сиденья сделали лучшее употребление…
Осталось теперь усилить то, что вышло из Vehicle Hub и что потом должно прийти на акустику. Усилители удалось пристроить в багажнике там, где раньше жили электронные блоки, управляющие магическим процессом превращения купе в кабриолет за 16 секунд. Их растолкали по нишам крыльев, а на освободившееся место поставили два аппарата. Фронт обслуживается одним четырёхканальным агрегатом Boston GT42: два канала — на «восьмёрки» Kicker, два — на СЧ/ВЧ-связки AD. Сабвуфер требовал (согласно общей концепции) гораздо более обильного питания. Его обеспечивает испытанный в этой роли моноблок Kicker KX2500.1, его нагрузка — все 4-омные секции звуковых катушек двух сабвуферов, соединённые в параллель, то есть — на 1 Ом. Именно на таком импедансе KX2500.1 «даёт» столько, сколько написано в его индексе, это не скорость, электронного ограничителя нет, и регулятором громкости (справа от руля) можно инициировать процесс сноса крыши, который займёт даже меньше шестнадцати секунд…
Установленные магнитами вниз, «Алпайны» превратили бы акустическое оформление в тару
То немногое, что оставляет незанятым в багажнике убранная крыша, так и осталось незанятым
Самый объёмный агрегат из вновь установленных — моноблок Kicker. Всеформатный чейнджер Alpine умеет во много крат больше, чем штатный, со звездой, а стоит вчетверо меньше. Дороги нынче звёзды…
SQ
Звук заказывали не мы, и для нашего уха прозвучал он очень непривычно. В голосе хрупкой солистки Magic Pump неожиданно зазвучали мужественные басовые нотки, при этом хорошо и давно нам известные детали по-прежнему оставались на своих местах, изящно рассыпались вдоль приборной панели звоночки (там есть такое место), басовая атака чётко исходила из центра сцены. Технический тест с семью барабанами система прошла отлично, разве что три правых барабана прозвучали более легковесно, чем первые четыре. Дорожка 11 (соло на ударных) вызвала ощущение, что музыкант, обзаводясь инструментами, купил себе дорогие (даже, по звучанию, очень дорогие) тарелки, а на барабаны денег не осталось, и он схватил первые попавшиеся, с глухим и туповатым тембром. Всё это время система и правда играла как бы одними мидбасами, очень мощными, но без привычного суббасового дыхания. Только на записи ужасного мотоцикла без глушителя появились действительно сабвуферные ноты. Вообще черта звучания системы такая: всё, что выше мидбасового диапазона, играется с отменной детальностью и лёгкостью, всё, что ниже — одним мощным куском. Как заказывали…
RTA
Ну теперь всё поняли? Действительно, между мидбасами фронта и сабвуферами позади единственного ряда сидений пролегает частотная пропасть, сознательно запрограммированная при настройке системы. Но что интересно: основная роль в сносе крыши слушателей за секунды после включения на повышенной громкости принадлежит не «Алпайнам» сзади, а «Кикерам» впереди. Они дубасят по полной именно в отведенной им фильтрами полосе, до 600 — 700 Гц. А выше, где начинается область итальянского музыкального искусства, на АЧХ царит совершенно филармонический порядок. Перед нами — один из наиболее ярких примеров полного соответствия результатов измерений и слуховых впечатлений, как и звук (на слух) там и АЧХ (по приборам) состоит из двух совершенно непохожих частей: дискотека внизу и консерватория — наверху.