ПОД КРЫШАМИ ПАРИЖА
Студия: Eclectic Audio. Руководитель проекта: Виталий Карев
Скажи мне, когда закончатся патроны, я спою напоследок.
Из к/ф «От заката до рассвета»
Музыкальный кинофильм — это больше, чем обычный, или не очень? А музыка из фильма — это лучше, чем «просто так»?
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: Alpine IVA-W520R, Alpine DHA-S690
- Процессор: Alpine PXA H800 + RUX-C800
- Усилители: Brax X 2400.2
- акустика: Brax Matrix 1.1, 3.1, 6.1pp, Morel Integra Ovation XO 5
- Сабвуфер: Brax Matrix 10.1
Искусствоведы наверняка на этом деле наворотили диссертушек, я их не читал, воспользуюсь собственным опытом. Пластинки (которые тогда были большими) с музыкой для бродвейского спектакля «Jesus Christ Superstar» мы запиливали до белизны, фильм на этой же основе появился только через три года. А «Волосы»? Они ждали экрана 12 лет, а режиссёром был, между прочим, Милош Форман, так что смотреть бы стали и без музыки. Что там главное — режиссёрские находки или саундтрек? А в саундтреке что — музыкальная компонента или эффекты, сопровождающие действие? Тому, кто поторопится сказать, что музыкальная, тут же укажу на кинопроизведение, давшее эпиграф для этого текста. Там и экшена до дури, и музыка не из помойки, ZZ Top, все дела.
Впрочем, я так увлёкся вопросами, адресованными вам, что не сразу услышал ваш вопрос: при чём здесь Париж со своими крышами? А это был первый в Европе музыкальный фильм (о нелёгкой судьбе талантливого французского музыканта Альбера Прежана), снятый в 1930-м, через три года после первого американского («Певец джаза», о нелёгкой судьбе талантливого американского музыканта Яши Рабиновича) и за четыре года до первого советского («Весёлые ребята», о счастливой судьбе талантливого советского музыканта Кости Потехина).
Тема с длинной историей и яркими эпизодами, сами видите, тут и на десяток докторских наберётся. Нам же, в нашей более узкой области, нередко приходилось противопоставлять строгие музыкальные и брутальные «киношные» настройки, как-то забывая, что надо не противопоставлять, а по возможности совмещать, хотя бы из уважения к Милошу Форману, Роберту Родригесу и многочисленным талантливым музыкантам.
Система, о которой мы будем говорить сегодня — отменное доказательство того, что музыкальный фильм — это больше, чем музыка, и больше, чем фильм, если всё сделать правильно и разумно. Последнее означает, в том числе, без излишеств. Принцип разумной достаточности будет упоминаться ещё не раз и не два — чтобы не тратить буквы, назовём его «принцип РД».
Источник сигнала — мультимедийная станция Alpine IVA-W520R, для расширения её возможностей в систему добавлен шестидисковый чейнджер Alpine DHA-S690, не исключено, что последний из некогда славного и многочисленного племени самозарядных проигрывателей. От головного устройства сигнал в цифровом виде поступает по оптоволоконной линии на процессор Alpine PXA-H800.
Этот выбор сам по себе — уже дань уважения и талантливым заграничным музыкантам, и великим режиссёрам. Для звука в нём предусмотрены параметрический и графический эквалайзеры, фильтры, временная коррекция — словом, всё, что необходимо для построения высококачественного аудиотракта, и ничего лишнего. Обработку сигнала выполняют два 32-разрядных сигнальных процессора SHARC, преобразованием цифрового сигнала занимаются высококачественные 24-разрядные ЦАП Wolfson, всё как надо, короче. В то же время здесь налицо и все инструменты для работы с многоканальным звуком.
Система ориентирована на музыку самым серьёзным образом, поэтому фронт выполнен по строгим канонам, в три полосы, тыловые каналы тоже имеются, но реализованы совсем иначе, в соответствии со своим назначением. Работает тыл при этом только при наличии многоканальной фонограммы, когда его положено величать «сурраундом». Во всех остальных случаях, когда он просто тыл, скромно умолкает.
В соответствии с принципом РД поканалка на фронте неполная — 2,5 полосы. Среднечастотники и пищалки установлены компактно, поэтому индивидуальные задержки не нужны. В результате можно обойтись общим каналом усиления средних и высоких частот, а вторую пару каналов зарядить на мидбас. Распределение мощности по каналам низких и средних/высоких частот получается примерно равным, и четырёхканальный усилитель будет работать с оптимальной загрузкой. Факт такого распределения мощности по спектру науке давно известен, описан, например, в книге некоего Шихатова, а до него — ещё в полусотне источников, что не мешает множеству создателей двухполосных систем с поканалкой его игнорировать. Но, как говорится, вольному воля.
Следуя тому же принципу РД, поканальное усиление в тыловых каналах не рассматривали — для воспроизведения эффектов одной полосы усиления вполне достаточно, при условии, разумеется, нормального пассивного кроссовера. Здесь вновь появилась возможность оптимально использовать усилительные ресурсы: два канала — на тыл-сурраунд, два — мостом на сабвуфер, опять загрузка усилителя оптимальна: одновременное появление мощных сигналов в канале сабвуфера и в канале эффектов — статистически невероятное событие. Дело даже не совсем в статистике: если за спиной у киногероя по сценарию рвутся кассетные боеприпасы (источник приличного сигнала для сабвуферного канала), любой нормальный режиссёр будет при этом снимать героя с лица, а значит, его сиплое дыхание пойдёт не в тыловые каналы, а во фронтальные. Пересмотрите «Форреста Гампа».
Каким же усилителям обеспечили столь продуманный режим нагрузки? Тем, которые этого заслуживают: оба усилителя в системе — четырёхканальные Brax X 2400.2, двойка в обозначении вопреки всем традициям указывает не на число каналов, а второе поколение усилителей серии X. Первое появилось ещё в 1996 году, второе — в 2004-м, так что это своего рода «молодой винтаж». Исполнение — соответствующее. Трансформаторы блока питания закрыты экранами, конденсаторы — по спецзаказу Audiotec Fischer, в выходных каскадах задействованы шестнадцать полевых транзисторов. Режим работы — AB с высоким током покоя, усилитель ощутимо греется даже при минимальной громкости. И в результате кристально чисто выдаёт «первый ватт», столь важный для передачи тонкой звуковой материи. Отзвуки зала, реверберация, нюансы звукоизвлечения — всё, что необходимо при воспроизведении натуральных жанров.
Акустические системы соответствуют уровню усилителей. Компоненты фронта — традиционная для Eclectic Audio трёхполоска Brax Matrix: пищалки 1.1, среднечастотники 3.1 и мидбас 6.1pp. Пассивный кроссовер, разделяющий полосы СЧ и ВЧ — своей конструкции и постройки, в результате «любви к поканалке» комплектующих нужных номиналов и требуемого качества в студии скопилось немало.
Тыл (ну хорошо, сурраунд, тыл обещал помалкивать) устроен довольно нетрадиционно. Его основой стали коаксиальные… нет, неправильно. Называть акустику серии Morel Integra коаксиальной — это как сказать про мотоцикл Ducati «велосипед с моторчиком». «Интегры» — редчайший случай успешной практической реализации светлой мечты акустиков — концепции точечного излучателя. Здесь твитер (нормальный, шёлковый, морелевский) помещён внутрь звуковой катушки, акустической тени для диффузора мидбаса не создаёт, а торчит из катушки ровно настолько, насколько надо, чтобы при работе с этим диффузором и этим кроссовером обеспечить максимально когерентное излучение. В данном случае «Интегры» взяты новейшего и высшего разбора — Integra Ovation XO 5 с внешним, оптимизированным под полосные излучатели, кроссовером.
Остался сабвуфер. Десятидюймовая головка BRAX Matrix 10.1 установлена в багажнике в закрытом корпусе объёмом 30 л. Само собой, никаких фазоинверторов, контрабас должен быть именно контрабасом, а не топотом динозавра. А если вдруг топот? Не все фильмы одинаково музыкальны. Осознавая это, объём акустического оформления выбрали именно таким, чтобы полная добротность получалась примерно 0,8 — золотая середина между аудиофильской и «киношной» настройками. Там же, в багажнике, разместились и оставшиеся компоненты системы — процессор и усилители. Доказавшие на деле своё равное уважение к талантливым музыкантам и выдающимся режиссёрам…
Независимо от жанра система обязана понимать и «новые медиа»
Медиастанция Alpine равно приспособлена для музыки и для кино
Фронт в этой системе сосредоточил одни из лучших известных сегодня динамиков
Басовое оснащение на одной 10-дюймовой головке в простом ящике только кажется скромным
Нечастое, но стильное решение для каналов «сурраунд»: единственные оставшиеся в car audio динамики точечного излучения
Из подпола багажника торчит только «казённая часть» чейнджера
Обитатели подпола — все с именами: от усилителей класса «молодой винтаж» до новейшего процессора
RTA
На АЧХ системы её универсальность наилучшим образом иллюстрирует нижнечастотный сегмент. Ниже 100 Гц характеристика идёт ровно, как и полагается для породистой музыкальной системы, в то же время выбор «промежуточного» объёма сабвуферного ящика сказался на области самых низких частот: к 20 Гц АЧХ не только не думает падать, напротив, слегка приподнимается. На случай, если динозавр. Вся середина от 160 Гц до 2,5 кГц идёт как по нитке, натяжение которой ослабевает лишь между 3 и 8 кГц. Такова, значит, авторская настройка. Таково решение талантливых российских установщиков.
SQ
При прослушивании звучание оказалось именно таким, какого мне всегда хотелось: никаких «острых углов», мягкое, завораживающее. И на максимальной, и на средней громкости очень сбалансированное, слитное и при этом отменно детальное. Макро- и микродинамика выше любой критики: и мельчайшие нюансы как на ладони, и фортиссимо оркестра не превращается в кашу.
Сцена выстроена отлично, равномерно и высоко, и сохраняет свой силуэт очень стабильно. Общий тональный баланс просто великолепный — даже придраться не к чему. Бас чёткий и глубокий, передний — сказывается выбор частот раздела и распределение уровней сигнала. Единственный недостаток, на мой вкус, уровень максимальной громкости (при ручке «на упоре») мог бы быть и побольше. Но запас усиления оставили специально, для неискажённой передачи того самого фортиссимо. Музыканты требуют уважения.