Игровое кино
Кино, как всем известно, бывает документальное и игровое. Сейчас, правда, появилось и гибридное, где нет ни актёров, ни документов…
Prology AVM-710SN | Soundstream VHR-72IR | Macrom M-M6601 | Alpine TME-S370
Это, впрочем, только по телевизору и только по одному каналу, а у нас не о телевидении. Хотя… Мониторы в чистом виде и в нашей-то отрасли существуют не один день и год, а в телестудиях, упрощая и округляя — всегда. Раньше телевизоров, ещё когда не знали, как видеосигнал передать по эфиру, его уже можно было смотреть.
Прорыв видео в то, что всегда называлось car audio, произошёл одновременно с широким распространением ЖК-дисплеев (LCD). Потекли жидкие кристаллы в автомобиль. Самое первое подробное разбирательство с ЖК-монитором (Alpine CVA-1000R) состоялось в нашем журнале в №7 — 8/1999. Я помню, как показывали первые автомобильные мониторы. Неважно показывали. Слабой позицией LCD-панелей тех лет долгое время оставалась контрастность — по уровню засветки чёрного они далеко не сразу смогли хоть как-то конкурировать с кинескопами, а по естественности цветопередачи кинескопам уступали решительно. Нынче ситуация кардинально изменилась, цвета в LCD стали заметно естественнее, да и остальные параметры подтянулись.
Если говорить конкретно о компактных мониторах, основное назначение которых — работать в подголовниках на радость задним пассажирам, то за прошедшие десять лет физическое разрешение матриц почти не изменилось. Основную массу и прежде, и сейчас составляют дисплеи 480 х 234 пикселей. Сегодня попадаются отступления в большую сторону, но они всё ещё нечасты. А ещё в прежние времена не были редкостью дисплеи диагональю 5,6 — 6,0 дюймов, тогда как нынче баланс сместился в сторону 7-дюймовых матриц. Мало изменился состав интерфейса: два AV-входа как были, так и остаются стандартом, у универсальных мониторов, которые могут устанавливаться и на приборной панели, естественным образом появился беззвучный вход видео для подключения камеры заднего обзора.
По сути, мониторы для приборной панели — это отдельная статья. Как мы знаем, водителю видео требуется не для игрушек (хотя я уже ничему не удивляюсь), а для того, чтобы отображать картинку с камеры заднего обзора. Что, в частности, означает: установленное в машине головное устройство для показа видео не приспособлено. А тогда неплохо бы иметь возможность подключения к монитору и навигационной системы. Однако, как ни странно, на подключение по RGB мониторы, как правило, не рассчитаны, а по композиту навигационные системы чаще всего сигнала не дают. Вопрос, конечно, решаемый, есть платы, которые преобразуют всё во всё, неясно лишь, отчего производители компактных мониторов об этом не хотят позаботиться. Сегодня нам встретился один участник, в котором этот вопрос (как и многие другие) должным образом проработан.
Со звуком у мониторов отношения по традиции складываются непросто. Встречается выход на проводные наушники, если это именно «подголовочный», а не универсальный монитор, скорее всего, будет в наличии и ИК-модулятор для передачи звукового сигнала на стандартные ИК-наушники. Вот только не следует от звука ждать слишком высокого качества — мониторы существуют не для того, именно поэтому характеристики их звукового тракта мы контролируем, но никак не оцениваем.
Вот тут-то мы и подошли к одному весьма существенному моменту. Типичный пользователь монитора для подголовников не очень критично относится к качеству звука. Вероятнее всего, он не слишком трепетно относится и к качеству изображения — кто будет смотреть долгожданный блокбастер, изобилующий аудио- и видеоэффектами, на 7-дюймовом экране? Можно даже предположить, что типичный пользователь просмотру кинофильмов в ряде случаев предпочтёт видеоигру, что для его возраста вполне естественно. Тогда и к кинофильмам у него требования не взрослые, а «игрушечные». В заголовке я слегка смягчил акценты и назвал такое кино «игровым».
К качеству картинки мониторов, предназначенных для установки на приборную панель, и, соответственно, к универсальным требования, как было уже сказано, более «взрослые», но все мониторы изготавливаются на базе одних и тех же дисплеев. Удивило при этом то, что у всех участников нынешнего теста яркость дисплея оказалась либо низкой, либо очень низкой. Существует практическое правило: если яркость меньше 250 или, по крайней мере, 200 кд/м2, помещение придётся затемнять. Поэтому в сегодняшней группе ни один участник не получил высшей оценки за качество изображения, хотя по естественности цветопередачи и чёткости цветовых переходов по меньшей мере двое заслужили бы более высокого балла.
К перечню контролируемых показателей мы добавили ещё один — разнояркость экрана. Мы его меряем на белом поле в пределах «креста» по вертикали и горизонтали и приводим величину полного разброса (например, 20%, а не ±10%). Интересно, что последний участник, который по функциональным возможностям заметно превосходит типичные универсальные мониторы, по этому показателю от них даже немного отстал. Ничего страшного, не впервые в последнее время происходит размен качественных показателей на функционал. Так теперь снимают игровое кино.
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель определился сразу. Alpine располагает такими возможностями, которые недоступны ни одному из известных на сегодня компактных мониторов. «Лидер». Меньше других отстал от победителя Macrom, этот монитор хоть и не оснащён развитым интерфейсом, по качеству и кинематографичности картинки вполне может конкурировать с победителем. Так что «Фаворит», по заслугам.