ПРАВОВЕДЕНИЕ
Студия: Eclectic Audio
Руководитель проекта: Виталий Карев
Каждый имеет право на жизнь.
Конституция Российской Федерации.
Статья 20 — пункт 1.
Сколько помню себя гражданином свободной России, столько российские бюрократы пытаются запретить правый руль.
- Тип системы: аудио + мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник аудио: чейнджер Alpine DHA-S690
- Источник мультимедиа: Alpine INA-V910R
- Мониторы: Alpine TME-780EM
- Процессор: Alpine PXA-H800 + RUX-C800
- Усилители: Poweramper PA-60, Audison VR-209, E.O.S. AE-1500LE ver.2
- Акустика: Bewith A-50, Hertz ML165
- Сабвуфер: Morel Ultimo SC12
В укромном месте, разумеется, пристроился и iPhone, ему правый руль не помеха
Предпочитают, правда, делать это издали и анонимно, а то можно огрести даже в европейской части страны, про Дальний Восток и говорить неуместно, всё уже сказано. Для любителей правовых атак на правый руль (извините, затасканный приём, но трудно было удержаться) эта машина была бы идеальной мишенью. Хотя родилась она благодаря бюрократам прошлого, а её потомки исправно служат бюрократам наших дней. Хотите, расскажу?
Вижу, что хотите, меня два раза просить не нужно. Автомобиль марки Toyota, выпускавшийся в течение 35 лет и все эти годы живший у себя на родине под именем Mark II, а на чужбине — под разнообразными псевдонимами, родился благодаря бюрократическим правилам. В Японии много лет (не знаю, как сейчас, да это и не важно) действовала классификация автомобилей, по которой исчислялся налог на них. Как только автомобиль становился длиннее 4,7 м, он переходил в существенно более налогоёмкую категорию. Многие годы Toyota выпускала Mark II разных поколений, длина всех моделей от бампера до бампера при этом колебалась в пределах 4,64 — 4,67 м. такие авто охотно покупали и сами бюрократы, возможно, те же самые, что приняли правила классификации: машина получается большая и удобная, а налог — как с малолитражки.
Есть и другой занимательный аспект в жизни этого автомобиля: современная Toyota Camry, боевой конь бюрократа средней руки — прямой потомок Mark II. Не только это племя, разумеется, оценило генеалогию Mark II, у меня есть знакомый, который, перебираясь из Краснодарского края в Москву, продал тамошнее скромное жилище по бартеру, в обмен на Mark II то ли 1982-го, то ли 1983 года рождения. С правым рулём, разумеется, иначе машина называлась бы иначе. Идиотом его в связи с этим поступком считает только законная жена, но она и так бы осталась при этом мнении. Остальные же диву даются, что хозяин машины так и не решил, где её ремонтировать — пока не потребовалось.
Этот краткий портрет автомобиля понадобился, чтобы яснее стала идея системы. Это не когда в старый автомобиль втыкают первые попавшиеся компоненты из подешевле, это — продукт осознанного выбора, причём исключительно придирчивого. Автомобиль не как у всех, а тот, что самому реально нравится, система — уж точно как нравится самому. И не как у всех, вы это скоро увидите.
Формально система отнесена к разряду мультимедийных, потому что три экрана, кино, навигация и все дела. По сути же она мультимедийно-аудиофильская. При её формировании исходили из максимального качества двухканального звучания: для музыки именно оно и необходимо, а кино хороший стереозвук точно не испортит.
Отсюда — выбор источников сигнала. Они раздельные для мультимедиа и для звука. Мультимедийный источник, который находится под рукой — это станция Alpine INA-W910R, один из немногих на сегодня аппаратов, сохраняющий и оптический интерфейс, и шину управления. Видеосигнал передаётся на два дополнительных монитора Alpine TME-780 в подголовниках передних сидений, с беспроводными наушниками, разумеется, лучшее — детям и так далее.
Звуковой источник (для взрослых) — чейнджер Alpine DHA-S690, с которого сигнал в цифровом виде поступает по оптоволоконной линии на процессор Alpine PXA-H800, осуществляющий деление частотных полос и необходимую коррекцию. И вот отсюда начинается уже торжество аудио. И не как у всех (я уже говорил, да?).
Расположенный наверху «родной» дисплей тоже оказался при деле
Формально архитектура системы классически проста, в её основе — поканальный двухполосный фронт. С точки же зрения практической автомобильной акустики фронт здесь — вершина эволюции трёхполосной технологии.
Ведь смотрите, нам трёхполоска зачем? Чтобы всё, кроме нижних частот, излучалось не из-под ног, а на уровне головы слушателя. При этом желательно, чтобы СЧ и ВЧ-излучатели, совместно решающие эту задачу в разных частотных полосах, находились бы поближе друг к другу, не разрывая звуковое поле. В этой системе оба требования выполнены предельно последовательно. Низкие (для фронта) частоты отданы в ведение 6-дюймовых мидбасов в дверях, а средние и верхние излучаются одним и тем же динамиком, уникальным во многих отношениях Bewith A-50.
Эта (вернее, аналогичная той же фирмы) акустика побывала у нас в тесте больше двух лет назад, в марте 2010-го, и впечатление произвела сильнейшее. Независимо от нас (или не независимо, он же не признается) столь же сильно впечатлённым оказался и Виталий Карев, с некоторых пор он к своим титулам добавил и звание лучшего специалиста по работе с Bewith.
У Виталия есть при этом авторская манера — сращивать в одной системе СЧ/ВЧ-головки Bewith с мидбасами других производителей. Собственные мидбасы Bewith весьма своеобразны и подходят не для любой системы, в частности, из-за небольшого калибра (только 130 мм) и специфических параметров, требующих фазоинверторного оформления.
Благодаря Dual Zone и ИК-наушникам галёрка может смотреть видео, не отвлекая водителя
В этой системе Карев скрестил экзотические Bewith с куда более известными и заслуженно популярными Hertz ML. Мидбасы стоят в основательно доработанных штатных местах (за грилями от «Морелей», на это у мастера были свои резоны), двери позже перешиты алькантарой. ML 165 занимаются только басовой частью спектра, заходя в среднечастотную область лишь до 500 Гц. А начиная с этой частоты всю нагрузку берут на себя 50-миллиметровые диффузорники А-50, установленные в стойках подобно тому, как обычно устанавливают пищалки.
Тем, кто не очень в теме, пора, пожалуй, сообщить: решение это — исключительно эффективное и элегантное, но совершенно не бюджетное, А-50 — довольно-таки про деньги.
При таком построении фронтальной акустики вполне логичным оказалось и следующее решение — применить отдельные двухканальные усилители для каждой полосы, а не привычный четырёхканальный. И усилители для этой цели Карев отыскал «не как у всех», «олдскульные», как он сам выразился. На широкополосники работает прославленный в кругах автомобильных аудиофилов Poweramper PA-60, 30 Вт на канал, никаких фильтров, усилитель в чистейшем виде. Мидбасы качает не менее известный в тех же кругах Audison VR-209 мощностью 2 х 120 Вт.
Формально (и на вид) двухполосная акустика работает как трёхполосная с совмещёнными СЧ и ВЧ
Сабвуферный усилитель — тоже аудиофильский E.O.S. AE-1500LE ver.2. Работает в классе AB и в мостовом включении развивает мощность 620 Вт на нагрузке 4 Ом. На нагрузке 1 Ом будет 1,5 кВт, но аудиофилы низкоомную нагрузку не используют — страдает демпфирование динамика. В данном случае важна не громкость, а качество звучания, поэтому и сабвуфер взят четырёхомный. Само собой, никаких фазоинверторов, контрабас обязан быть именно контрабасом, а не топотом динозавра. Хотя и с топотом система тоже должна справляться, потому выбор остановили на калибре 12 дюймов. Morel Ultimo SC12 — динамик аудиофильского класса: литой бумажно-карбоновый диффузор, огромная звуковая катушка, глухая корзина. Работает он здесь в закрытом корпусе объёмом 42 л. Геометрия багажника Mark II такова, что корпус сабвуфера, расположившись между колёсными арками, совершенно слился с пейзажем и своего присутствия в багажном отделении ничем не выдаёт. Не слишком рекламируют себя и остальные компоненты: усилители, процессор и чейнджер установлены в багажнике на подъёмной раме, закрывающей запаску.
Право на выбор автомобиля, компонентов и схемы системы хозяин Mark II реализовал полностью. Даже больше: у каждого есть право принимать участие в автозвуковых соревнованиях. Права на победу, правда, никто не гарантирует, её приходится добывать самостоятельно. Было решено: принимать и добывать. Добычей стало звание чемпиона России в классе «Новичок 4000» в формате EMMA. Добыча, заслуженная по праву…
Для уверенной работы от 500 Гц «Бевиту» нужен минимальный объём, с полстакана
Бас попадает в салон напрямую, минуя лабиринты багажного отделения
Чтобы поверить, что там, в глубине багажника, сабвуфер 42 литра нетто, об этом надо знать заранее
Внутри подъёмного «приборного отсека» собрались три усилителя разной степени «олдскульности»
На этаж ниже усилителей расположились процессор и главный музыкальный источник
SQ
Прослушивание не обмануло ожиданий. Никаких «острых углов», звучание мягкое, завораживающее. И на максимальной, и на средней громкости — идеально (именно идеально) сбалансированное, слитное и отменно детальное, эту особенность Bewith я, правда, уже знал, так что не очень удивился. Макро- и микродинамика — и мельчайшие нюансы звучания как на ладони, и фортиссимо оркестра не превращается в кашу.
Сцена выстроена отлично — равномерно, высоко и абсолютно стабильно. Общий тональный баланс просто великолепный — даже придраться не к чему. Бас чёткий и глубокий, уверенной фронтальной локализации — сказывается выбор частот раздела и распределение уровней сигнала. Хотя, наверное, не только…
RTA
Вид АЧХ системы в области низкого баса несколько озадачил: налицо значительный «бустовый» подъём с центральной частотой 40 Гц, в то время как слух никакой навязчивости или пристрастия к определённым нотам не обнаружил. Видимо, на субъективном восприятии сказывается и то, насколько гладко излучение сабвуфера сопряжено с НЧ фронта. Начиная с 200 Гц АЧХ выходит на неукоснительную горизонтальную прямую, область раздела полос Hertz — Bewith можно определить, только зная заранее: это вблизи 500 Гц. Что же касается самых верхних частот, самое время напомнить: это — результат работы диффузорных головок, а не титановых купольных пищалок.