Доступная роскошь
Теперь всё зависит от вашего зрения. Как скоро, прочитав слово «роскошь», вы заметите ценовой диапазон.
Velas VA-1002 | Art Sound XЕ 752 | Magnat Edition Special Two | Airtone RMA2.100 | TEAC TE-A2100 | Prology R-2 | Boss R3002 | MD.Lab AM-EL2.110 | Ground Zero GZIA 2130HPX | Vibe Slickstereo 2-V1
Всё правильно. Автомобильный усилитель по всем признакам относится к предметам роскоши, это не хлеб, не воздух, без него даже музыка в машине играть не перестанет, просто играть будет не так и не столько, как хотелось бы («так» означает качество, «столько» — громкость). В то же время коэффициент «доступная» выводит эту роскошь из рамок словарного определения «институционализированное демонстративное потребление благ». Что тут институционализированного, если нижний край назначенного нами диапазона — это одна заправка «до полного» среднего автомобиля на BP плюс десять рублей заправщику и банка незамерзайки (по ценам BP). Верхняя граница — две заправки, но уже без незамерзайки, купите на дороге по сто рублей.
Такова была идея теста, мы хотели посмотреть (и показать), как близко к нулю можно подойти, поставив задачу минимизации затрат на приобретение двухканального предмета роскоши. И на чём скажется эта экономия в первую очередь. Надо заметить, что тест дал очень ясные ответы на все поставленные вопросы.
Начнём с того, что вернёмся к словарю. Там про потребление благ написано «демонстративное». Справедливо написано: многие участники этого теста выполнены не просто привлекательно — роскошно: полированный металл, подсветка, все дела. Внешность, таким образом, явно за рамками экономических потерь.
Мощность? Здесь, уже закончив знакомство с участниками, заметим: производители мыслили довольно схожим образом. У большинства испытанных моделей мощность (RMS при напряжении питания 14,4 В) на нагрузке 4 Ом составляет 60 Вт плюс-минус процентов 10, на 2 Ом — в полтора раза больше, тоже плюс-минус. Есть выдающиеся экземпляры, у которых на 4 Ом мощности больше, чем у некоторых других — на 2, они, как и полагается выдающимся, единичны.
Здесь надо сделать одно замечание: обычно цифры выходной мощности, прилагаемые к усилителю (и тем более — напечатанные на его упаковке), мы не приводим, потому что в любом случае намерены привести свои. В этот раз мы отошли от этого правила, но «не мы первые начали». Именно на бюджетных усилителях разыгрывается фантазия составителей документации, мы их отделяем от разработчиков, это явно совсем разные люди, они говорят на разных языках, никогда — друг с другом и, похоже, даже не знакомы.
В рамках иной гипотезы трудно объяснить, как в документации появляются цифры мощности 70/140 (это для 4 и 2 Ом соответственно). Надо объяснять, что такого не бывает? Ну и хорошо, а то надоело. Ещё труднее объяснить, когда мощность заявляется как 150/180 для тех же условий. Это уже — самих себя высечь, если мощность при переходе на половинную нагрузку возрастает на 20%, это не усилитель, а насмешка. К счастью, такого «в реале» не попалось.
Вершиной креатива было сочетание 125/300. Это уже не креатив, это революция в технике, при расследовании, правда, выяснилось, для красоты составители документации первую мощность указали как RMS, вторую — как пиковую. Почему? «Во-первых, это красиво…»
С мощностью разобрались, здесь не оказалось ни революций, ни явных проколов, слово «достаточная» по отношению к этому показателю употреблялось в тексте много раз. Второй показатель, на котором могла сказаться экономия — нелинейные искажения. Она сказалась, но лишь на нескольких участниках, в целом картина довольно благоприятная, а с некоторыми — совсем хорошая.
И наконец, фильтры. Бюджетный усилитель использование фильтров предполагает по умолчанию, едва ли он будет работать в системе с крутым цифровым процессором. И вот с фильтрами дела у «доступной роскоши» далеко не благополучны. Мы говорим даже не о мудрёных фильтрах с полосовыми режимом, обычные, рассчитанные на включение усилителя на фронт или на саб (для двухканальников это, естественно, или-или), далеко не у всех выполнены так, как нам бы хотелось. Основные претензии явным образом вытекают из доступности этой роскоши: при изменении частоты среза меняется крутизна и/или добротность фильтров, поскольку в схеме избегали многосекционных резисторов. Увидев в сводке оценок девятку, имейте в виду, это — по мерками «доступной роскоши», такую оценку получили участники с «просто нормальными» фильтрами, если бы мы работали с роскошью менее доступной и более, так сказать, «институционализированной», были бы более строги. А здесь — можно, бесплатного ничего не бывает, надо просто знать, на чём сэкономили. Вы теперь знаете.
МЁД & ДЁГОТЬ
В победители настойчиво просится Art Sound. Удивительные для усилителя такой ценовой группы технические характеристики, в особенности — линейность, компактные размеры, даже фильтры, в принципе, ничего. Фиксированный ФВЧ несколько ограничивает свободу мысли, зато упрощает установку для не самых опытных пользователей. На роль «Фаворитов» теста претендуют Velas и MD.Lab, отметим у первого компактность и грамотные фильтры, у второго — неожиданную для этого класса техники оснащённость. Два участника получают мотивированные «Рекомендации»: TEAC, ушедший в отрыв по мощности, и Magnat, у которого мощность оказалась скромной (на уровне многих других участников), зато фильтры хорошие и оснащённость на славу.