ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ
Добрых традиций? Не обязательно. Традиции по качеству бывают разные. Одни мы наблюдаем, другие приветствуем…
JVC KS-AX204 | Boss Audio R2504 | Teac TE-A470 | JBL GX-A604 | Kenwood KAC-8406 | Dragster DAE 406 | Audio System CO-65.4 | Lightning Audio L-4300 | Vibe Black Air S4-V1 | Revolt DS 480
По поводу третьих — сетуем, с разной степенью горечи. Участники этого теста сумели отметиться повсюду. Их групповой портрет прост и понятен: четырёхканальные усилители, общепризнанно наиболее универсальные и по этой причине наиболее востребованные (а по этой, в свою очередь, наиболее продаваемые). Ценовая категория, с точностью до целых — «без затей». То есть решается задача явного, слышимого улучшения звучания системы с разумной магнитудой затрат и хлопот.
Как это делается с помощью четырёхканальника? Известно как. Традиционно. Больше всего таких аппаратов пойдёт в системы, состоящие из широкополосного фронта, то есть на акустике с пассивными кроссоверами, и сабвуфера, на который два оставшихся от фронта канала будут работать мостом.
Меньшая часть разделится внутри себя (не обязательно пополам) и станет работать либо на фронт и тыл, тогда сабвуфер выделяется в отдельной производство, либо (привет, камрады, верный путь выбрали) в поканальном фронте, сабвуфер тогда тоже особняком.
Какую из этих, не равнораспространённых, но всё же традиций готовы поддержать сегодняшние участники? Наиболее охотно — №1. У некоторых из них каналы выполнены одинаковыми по мощности, но снабжены разными наборами фильтров: у одной пары — только ФВЧ, у другой — ФНЧ. Или тоже ФВЧ, тогда это — для традиционной схемы №2. Бывает, что фильтры в парах каналов сделаны одинаково, чтобы не заморачиваться, но в одну пару добавлен бас-буст, понятно, для какого варианта применения. Как участники отреагируют на предложение поработать в поканалке? В этой ценовой категории — без восторга. То есть они могут, но потребуют помощи в разделе частотных полос, ни у кого нет фильтров, способных такую схему обслужить самостоятельно. Внешние фильтры — это процессор, что не очень вероятно, там, потратив немалые деньги на мудрёное устройство, отводят побольше и на компоненты усилительного тракта, что, возможно, не всегда так уж необходимо, но психологически комфортнее. Или не процессор, а «голова» с процессором. Более вероятно, но ненамного.
Но даже если, отбросив неуместные фантазии, сосредоточиться на схеме «фронт + сабвуфер», окажется, что в этой ценовой группе продолжает действовать другая традиция, из разряда неодобряемых. Очень часто, даже необъяснимо часто, фильтры недорогих четырёхканальников сделаны откровенно плохо. «Плохо» существует в нескольких вариантах (у «хорошо» обличий, как правило, меньше). Самое распространённое: у одного или обоих фильтров при перестройке частоты среза меняются крутизна и добротность, что на одном из краёв превращает фильтр в условность и насмешку. Разновидность: крутизна-добротность меняются не слишком сильно, но не в ту сторону, куда надо. То есть: ФНЧ работает отлично при крутизне среза 300 Гц (никому в таком усилителе не нужной) и намного хуже — при 90 Гц (что нужно всем, см. вариант применения №1).
В недорогих усилителях нередко применяются фиксированные фильтры, без регулировки частоты среза. Это на самом деле не так уж плохо: такой фильтр легче хорошо сделать, нежели регулируемый, а при правильно выбранной фиксированной частоте среза настройка системы невероятно упрощается. «При правильно выбранной». На практике это почти всегда 80 Гц. Вариант практически безошибочный и универсальный. «Хода нет — ходи с бубей». Однако встречаются (редко, но удивительно, что вообще) фильтры на фиксированную частоту, скажем, 120 Гц. Или 150. Печалька.
Что делать, если усилитель вам приглянулся всем, кроме собственных фильтров? К счастью, для традиционных схем №1 и №2 решение есть, и оно неразорительно. Встроенные фильтры с приемлемыми частотами среза для фронта (ФВЧ) и сабвуфера (ФНЧ) — часто встречающийся атрибут даже недорогих головных устройств. Если же планируется подключать усилитель по входам высокого уровня к штатному головному устройству, фильтры могут быть только «своими», встроенными в усилитель, значит — попадос. Выбирайте другой.
Ну и последняя традиция, несомая бюджетными четырёхканальниками. Несмотря на массированное наступление импульсной схемотехники, в этом ценовом сегменте, как оказалось, подавляющее большинство усилителей построены по схеме класса АВ. За этой традицией мы наблюдаем, сохраняя нейтралитет. Посмотрим, как дальше дело пойдёт…
КОМУ — ЧТО
Начнём с простого. Демократичный (и простой) JVC пригодится не только тем, кто начинает свой путь в автозвук. Фиксированные фильтры предотвратят грубые ошибки настройки, а хорошая мощность и низкие искажения позволят усилителю показать себя и в процессорной системе, где фильтры уж совершенно ни при чём. У его собрата Kenwood мощность достойная на любой нагрузке, при этом кроссовер — уже плавный, оптимальный для наиболее вероятных вариантов применения.
Неплохо показали себя Audio System и Dragster. Оба усилителя развивают приличную мощность, прекрасно выглядят, но хороши именно как усилители. Фильтры и у того, и у другого оставляют желать лучшего.
Boss Audio запомнился интересными решениями в кроссовере. Фиксированный ФВЧ на правильную частоту и перестраиваемый ФНЧ в другой паре каналов оптимальны для наиболее распространённой структуры «фронт + саб». Мощность усилителя достаточна для разумного использования, искажения — низкие, внешность — элегантная.
Нашу «Рекомендацию» получает TEAC. Во-первых, за прогрессивную архитектуру. Во-вторых, за грамотное исполнение всех составных частей: корректные фильтры, блок питания с запасом по току, удачно выбранные рабочие режимы. Минус, он же и плюс — возня при установке.
Ещё два усилителя с «неравновесным» оснащением фронтальных и тыловых каналов — импульсный VIBE и «классический» JBL. Эти аппараты отличаются компактным исполнением, невысокими искажениями и более чем солидной мощностью. Поэтому оба по праву получают звание «Фаворитов».
Верхнюю ступень пьедестала почёта тоже разделили между собой представители классической аналоговой и новой импульсной схемотехники. Lightning Audio сочетает солидную мощность с малыми искажениями при всех уровнях сигнала, что у усилителей класса АВ, прямо скажем, получается не всегда, уж тем более — в этом ценовом диапазоне. Импульсный же Revolt, помимо грамотного исполнения и высоких показателей, выделяется компактностью — что в наше время ценится особо.