"Первенький" в этой машине сабвуфер был исполнен на базе советских, основательно уже позабытых головок 10ГД30 - в семидесятых - рабочей лошадке отечественной электроакустики. При пристойной резонансной частоте (32 Гц), они обладали жуткой добротностью, порядка 0.8 - 0.9 (по разным оценкам), поэтому обладали изрядной отдачей, но сильно горбатой частотной характеристикой. Ну да что там, надо ввязаться, а там посмотрим (оригинал высказывания On s'engage, pius on verra принадлежит Наполеону Бонапарту, которому автор высказывает свою признательность за продуктивный тезис).
В результате вышел ящик объемом около 20 л, почти прямоугольный (обращенная
к спинке заднего сиденья стенка, понятно, была сделана с соответствующим
скосом), с двумя головками на передней стенке и усилителем, прихваченым
к боковой.
Басила эта штука низко и охотно, но не очень музыкально, в смысле явной предрасположенности к определенным тонам и явной нелюбви к другим, независимо от произвола музыканта, который эти ноты брал.
Некое улучшение наступило после переделки в изобарическую конструкцию,
путем установки еще двух таких же головок (все, больше не осталось). Получившееся
чудовище - на снимочке.
Душа, однако, просила другого - уважения к музыкантам, вооруженным басовыми
инструментами. Они ведь чем-то думают, прежде чем дернуть за струну или
нажать на педаль колотушки. Новый сабвуфер был задуман на базе 25 сантиметровой
головки фирмы a/d/s/. Я ее слышал в фирменном демонстрационном автомобиле
на соревнованиях и мне понравилось. Задач при проектировании ставилось
две:
Требуемый объем оказался около 19 л, из чего и исходили. Красная линия на графике - для сравнения, что бы получилось с этой же головкой в таком же объеме при закрытом ящике. Забегая вперед, скажу, что не так-то просто его было сопоставить с реальной конструкцией, из-за некоторой экзотичности форм.
Теперь об исполнении. Поскольку машина - хетчбек (античный Форд Сиерра, я не говорил?), полновесное исопльзование достоинств багажного отделения возможно лишь при условии, что ничто не мешает сложить сиденье. В этих предпосылках взгляд упал на правый задний угол багажника, причем, поскольку боковая поверхность там далеко не плоская, это означало необходимость некоторого изыска в выборе материалов и технологии. Темное прошлое автора включало, на некотором этапе, возню с катерами и моторными лодками, поэтому вид стеклоткани и запах ненасыщенных полиэфирных смол его (меня, если вы потеряли нить) не пугал. Так и порешили.
Итак, этап первый и важнейший. Памятуя о пропорции 7:1 между измерением
и обрезанием, для всех плоских деталей, которые предполагалось изготавливать
из доброй старой ДСП, были сделаны шаблоны из оргалита, которые постепенно,
прямо по месту в багажнике, подгонялись до получения максимальной конформности,
то бишь отсутствия зияющих зазоров.
Затем по полученным шаблонам были вырезаны все панели, кроме задней,
обращенной к стенке багажника, и лицевой (это придет потом) и соединены
по всем правилам - клей, шурупы, бруски и косынки подкреплпения и т.д..
Детали обивки (две), по которым предстояло выклеивать стеклопластиковое
дно ящика, были извлечены из автомобиля и временно закреплены на листе
фанеры в том же относительном положении, которое они занимают в багажнике.
Теперь главная задача - защитить их от всепроникающей смолы. Отличный
материал для этого - полиэтиленовая пленка для упаковки продуктов. Она
тонкая и липнет сама к себе, что дает некоторую уверенность в отсутствии
мест возможной протечки смолы, последствия чего имеют природу катастрофы.
После того, как все было закрыто (в два-три слоя - пленка тонкая и форм
не искажает), деревянная часть ящика была поставлена на место, а все стыки
с обивкой снаружи заклеены рыжим упаковочным скотчем.
На рисунке видны первые слои стеклоткани, уложенные по поверхности защищенной обивки, играющей в этой технологии роль матрицы. Когда они затвердеют, можно отодрать скотч, вытащить ящик из обивки ( если вы были аккуратны с разделительной пленкой. Если нет - то тоже отодрать, с заметно большим ущербом), поставить обивку на место и работать уже с корпусом сабвуфера как таковым.
и могучая промежуточная стенка, соединяющая две боковые (ДСП) и заднюю
(стеклопластик).
В этом жанре - много не бывает. После того как вся структура прочностью
и статью станет напоминать линкор (на меньшее не соглашайтесь), можно угомониться
и, перед тем как поставить лицевую панель, с уже вырезанными дырками под
голвку и тоннель (или тоннели, как в моем случае), покрыть всю поверхность
изнутри вибропоглощающим материалом. Почти любое антикоррозийное покрытие
в аэрозоле подойдет.
Остается самое приятное - отделка, установка и подсоединение головки
и победное завершение эпопеи. Результаты - на снимке. Торчащие из тоннелей
серые ПХВ трубы использовались при доводочной настройке фазонивертора и
вскоре исчезли внутри.
Ну как? Нравится? Мне понравилось - звук совсем другой пошел, не пугающий неуемным буханьем, а воссоздающий то, что исходно было сыграно.
Результаты измерений - во
второй части