...стала очевидной, как только я снял внутренние
обивки дверей в своей античной Сиерре. Нарисовавшаяся к этому времени картина
изящной интеграции динамиков в поверхностью дверных обивок растаяла в сознании
как утренняя дымка. В очистившейся от иллюзий атмосфере стало видно, что,
единственное место, где мог бы разместиться динамик, не мешая работе стеклоподъемника
занято довольно важными, судя по виду, деталями внутренней конструкции
двери.
В-общем: из примерно 70 мм, которые мне
были бы нужны, чтобы утопить динамик внутри двери, в моем наспоряжении
были максимум миллиметров 10 - 15, заключенные между обивкой двери и внутренней
панелью. Остальное должно было неизбежно висеть за пределами объема двери.
Решение
....пришло, когда я прочел на сети какую-то
статью, где предлагалось использовать пропитанную полимерной смолой ткань
вместо традиционной для американских рукоделов автомобильной шпаклевки
там, где требовалось придать корпусам динамиков требуемой изящество форм.
Я решил пойти несоклько дальше и придать этому доморощенному композиционному
материалу функции структурных элементов, а не просто внешней косметики.
Дальше события стали развертываться так.
Сначала я сделал из тонкого картона три шаблона:
Первый повторял обводы защитной решетки динамика | Второй был выкроен по форме и размерам площадки на обивке двери, где без помех могла разместиться будущая конструкция | Наконец, третий был некоторой объемной репликой динамика в натуральную величину для проверки "проходимости" динамика в предназначенный для него объем. |
По первым двум шаблонам из твердой 6 мм фанеры были вырезаны передняя и задняя панели будущих корпусов, а затем при помощи деревянных вставок и горячего клея (Glue gun) собраны вот в такие скелеты. Разная длина вставок обеспечивала требуемый (по замыслу) угол наклона осей динамиков в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Две конструкции, естественно, были зеркальны по отношению друг к другу.
С помощью третьего шаблона на всех этапах проверялось, что магнит не будет выступать ниже базовой (нижней) панели больше, чем дозволено.
Когда все, вроде было, встало на свои места, началось "наращивание кожи" на законченных костях. Исходным сырьем для этого рподукта высоких технологий стала трикотажная майка, отвергнутая по основаниям износа и срока службы кем-то из домашних. Куски ткани были натянуты на кракасы и закреплены с нижней стороны кнопками.
Натянувшаяся ткань принимает форму поверхности наименьшей площади, на большей части - двоякой кривизны, что в дальнейшем будет способствовать повышению жесткости оболочки. Кстати, то, что, так сказать, ситчик оказался веселеньким, помогло следить за равномерным натяжением ткани. Материал довольно эластичен. Поэтому при определенном везении складок можно вообще избежать. В данном случае одной, заветной, избежать не удалось, но проблем нет - она была одним легким движением зашпаклевана на последующих стадиях.
Затем, как и следовало ожидать, ткань была пропитана эпоксидной смолой (обычный клей ЭДП, продается везде и всюду). Пропитывать лучше изнутри - тогда по проступившей на наружной поверхности смоле будет ясно, что ткань пропиталась полностью. Пропитывать надо все, кроме поверхности над отверстием для динамика (там все равно потом надо будет вырезать дырку), но обязательно захватывая края, где ткань лежит на фанерном каркасе - тогда все дело сольется в одну монолитную конструкцию.
Когда все пропитается, получившиеся шедевры надо отложить до полного отверждения смолы (в реальной жизни - до следующего вечера). Назавтра, придя с работы (надо полагать, она у Вас есть, в противном случае фронтальная акустика в автомобиле - не самая главная Ваша проблема. Врпочем, мы отвлекаемся.) Вы обнаружите уже довольно жесткие оболочки. Тем не менее, желательно завести смолу еще раз и усилить повершность с внутренней стороны, чтобы не портить совершенную форму, одним-двумя слоями стеклоткани. После этого получится, с точки зрения жесткости - форменный броненосец.
Дальше ясно: шпаклевать, шкурить и красить. Дело немудреное, а главное - приятное, из-за наглядности результатов. Непосредственно перед установкой корпусов на обивки в последних надо рпорезать отверстия с тем, чтобы внутренний объем корпусов беспрепятственно сообщался с внутренним пространством дверей. Плоскость стыка корпус-обивка герметизируется чем бог послал и в результате для динамиков создается акустическая обстановка, соответствующая модели "бесконечного экрана" (infinite baffle), что большинству имеющихся на рынке 5-6 дюймовых головок и требуется. Результат - на Вашем экране.
Кто знаком с Сиеррами древних лет заметит, что карман на обивке двери пришлось укоротить эдак миллиметров на 150, вырезав кусок в середине и сварив оставшиевся две части простым советским паяльником.
Послесловие:
Описанная затея выполнялась весной 1996 года. Тогда же, примерно, житель солнечной Финляндии по имени Юха Тоуминен корпел над новой установкой в своем Форде Thunderbird. Поскольку он довольно регулярно делился успехами с обитателями гиперпространства, я обнаружил, что он пользовался примерно такой же технологией, но в качестве текстильной основы взял дамские колготки (наверное, Сан Пелегрино - крепкие как истинные чувства), а стеклоткань потом укладывал снаружи, что технологически проще, но требует более трудоемкой отделки впоследствии.
Работа нашего финского коллеги очень толково описана вот тут. Похоже, Юха сильно проникся преимуществами композитов домашней выделки, во всяком случае, он поместил у себя на сервере целый раздел по применению стеклопластика.
Чувства простого финского парня к этим материалам и технологиям я более чем разделяю и с тех пор использовал сходные концепции дважды - для установки пищалок в стойки и при изготовлении сабвуфера "по мерке" Сиерровского багажника.
Из известных мне профессионалов с текстильной технологией великолепно работает установочная фирма Автолюкс.