На правах рукописи
Фронтальная акустика у меня кочевала сильно и долго, пока в конце концов не нашлось такое сочетание расположения, ориентации, частоты раздела, фазы и частотного выравнивания, при котором звуковая сцена села на правильное место. Здесь-то и пришла пора подумать об эстетических аспектах.
Исходная ситуция была такова: Фокаловские пищалки установлены на пластмассовых облицовках передних стоек, причем в облицовках прорезаны отверстия сравнимые по диаметру с корпусами ВЧ головок (без переднего фланца), а сами головки закреплены на гибких стальных полосках, с тем, чтобы ориентацию можно было менять. После многочисленных, но, благодаря такой конструкции, нетрудоемких проб, требуемое положение было найдено. Теперь его надо было увековечить. |
Живых укоров было предостаточно. Ну хоть бы этот пример, установка на призовом Форде Эскорте с британских финалов. (Подробности - здесь) |
Итак, аллах акбар - и вперед. Первым делом от картонной трубы подходящего диаметра были отрезаны кольца, с зазором надевавшиеся на пищалки, и постепенно подогнаны так, чтобы прилегать, пусть не по всему периметру, к облицовке, а на другом конце - стать вровень с передней плоскостью пищалки. Где взять трубу? В моем случае она служила (когда-то) тарой для пересылки географических карт по почте. Другим источником, подозреваю, с большим выбором диаметров, могут быть предприятия торговли, где продают ковровые покрытия, линолеум, пленку и т.д. Концепция ясна? У меня, кстати, такая же труба и в тоннелях фазоинверторов используется. Одна единственная карта активных тектонических структур Северной Африки - а сколько пользы человечеству!
После подгонки получившиеся патрубки были прихвачены (не более того) "Моментом" к облицовкам, а пищалки сняты и отложены в сторону - от греха. Теперь носителем бесценной информации о заветной ориентации осей ВЧ головок стали патрубки, закрепленные на облицовках. |
Окончательно крепление достигалось с помощью автомобильной шпаклевки со стекловолокном (имеется в широкой продаже). |
Теперь самая потеха - придание изящества форм. Однажды попробовав текстильный вариант, я его полюбил за технологическое изящество и в данном случае даже особенно не размышлял.
Преимущество этой технологии перед другими, основанными на механической обработке - в том, что геометрически состоятельные, плавные обводы получаются сами собой, и очень быстро. В этой работе я использовал два огрызка радиоткани (speaker cloth), оставшиеся от какого-то из прошлых проектов. Вообще же можно применять любую растягивающуюся ткань, чем толще - тем прочнее получится. Ткань закреплялась с обратной стороны на контактном клею (продается в автоаудио магазинах и так и так понадобится при отделке). |
Убедившись, что ткань натянута и приняла одинаковую форму на обеих заготовках, замешиваем смолу и пропитываем. Смолу для такой работы лучше брать фирменную полиэфирную (магазины автоприбамбасов, напр. AGA - есть один на 2й Фрунзенской, есть еще где-то). Она менее вязкая, чем милая сердцу эпоксидка, и лучше пропитывает, а если не сильно промахиваться с пропорцией при добавлении отвердителя - то и "встает" быстрее, за час какой-нибудь. Пропитывать надо все, кроме середины будущего отверстия под пищалку - там все равно потом вырезать, по непропитанной ткани легче будет. |
После отверждения смолы прочность получилась вполне достаточная для любого разумного обращения - как следствие сравнительно толстой ткани. Один талантливый житель солнечной Чухони описал свой опыт применения такой технологии, так он пошел и купил дамские колготки. В его случае потом пришлось накладываь еще стеклоткань - в колготках какя держава - видимость одна....
Перед окончательной отделкой я прошелся по всей поверхности обыкновенной двухкомпонентной шпаклевкой, при этом в основном надо было сгладить места перехода от ткани к облицовке (показано стрелками) - чтобы образовавшаяся ступенька не была сильно заметна. Если бы предполагалось потом готовые панели красить - пришлось бы лихо повозиться с выведением поверхности, но поскольку я заранее сориентировался на виниловую отделку, можно было взять шкурку позлее и завершить все в считанные минуты. Одновременно со шлифованием лицевой поверхности надо снять (спилить/срезать) края ткани, загнутые на обратную сторону, и вырезать участок внутри патрубков. |
Винил, которым заклинают на страницах зарубежных источников, при пересечении границы Российской Федерации оказывается всего лишь кожзаменителем (было у нас когда-то уродливое новоязовое слово винилискожа. Вот это оно и есть.) Отделка винилом (я уж так буду называть - для солидности) - дело недолгое, но требует известного вдохновения. Из матчасти нужны: контактный клей, как уже говорилось, и тепловой пистолет, в крайнем случае - фен для волос. Наносим клей, растягиваем винил, где надо сильно растягивать - греем воздухом, приглаживаем, разглаживаем, обрезаем лишку и получаем изображенное на фотке. |
После загибания краев винила внутрь отверстий под динамики их диаметр, естественно, уменьшается и здесь очень желательно не промахнуться, потому что удалить эти загнутые лепестки нельзя - все тут же слезет с лицевой поверхности. Померяйте толщину винила штангенциркулем при подборе заготовки для патрубков: труба должна быть шире на две толшины. Если все в порядке - вставляем пищалки, присоединяем обратно провода и ставим облицовки на место. Я, обратите внимание, для понта покрасил рассеиватели пищалок в цвет под названием "Античный синий", но это не обязательно. Смотрим на результат:
Для справочки - вся бодяга заняла два дождливых осенних вечера.