Соревнования по автомобильному звуку.

Откуда что взялось?...

Вероятно, все началось так: где-то в Америке два молодых человека встретились на пустой стоянке перед супермаркетом и, вместо того, чтобы с дымом и пробуксовкой колес демонстрировать мощь своих стальных коней, выкрутили до упора ручки громкости на своих магнитолах и стали меряться - у кого громче и лучше...
А может быть, эта идея появилась в голове Джорджа Рида из Техаса так же, как периодическая система элементов появилась в голове Дмитрия Ивановича Менделеева - во сне.
Во всяком случае именно Джорджа Рида считают прародителем соревнований по автозвуку. Рид - коммерсант и представитель нескольких компаний, выпускавших бытовую электронику, счел, что для успешного продвижения продуктов мобильной электроники на рынке необходима, помимо традиционной, событийная реклама. Пример такой технологии рекламы - перед глазами. Это - автомобильные гонки всех видов и калибров. Казалось бы, автомобильным фирмам должно вполне хватать возможности показывать свою продукцию на всевозможных выставках, автосалонах и т.д. Но нет же! Публике, чтобы действительно заинтересоваться предлагаемыми продуктами, интересно увидеть их в деле, а еще лучше - в поединке.
По инициативе Д.Рида в начале 80-х сразу в двух штатах состоялись первые соревнования. В Техасе они назывались Rolling Thunder (здесь некая игра слов, столь любимая американцами. Rolling означает одновременно и раскатистый и разъезжий), а в Луизиане - Thunder On Wheels (TOW)- Гром На Колесах.
Идею почти сразу же подхватила компания Rockford Fosgate и в 1983 году и разослала циркуляр своим дилерам, призывавший их к организации местных соревнований по автозвуку, естественно, под эгидой RF. Они так и назывались: RF Sound Challenge - Звуковые поединки Рокфорд Фосгейт. Одновременно дилеры снабжались и разработанными компанией правилами проведения соревнований. Этот документ оказался настолько удачным, что в последующие годы все новые организаторы звуковых соревнований по существу, копировали оригинальные правила RF, с минимальными изменениями.
Финальные соревнования TOW в 1984 г. - первое по-настоящему крупномасштабное звуковое “спортивное мероприятие”. Тогда, кстати, победителем стал Уэйн Харрис, впоследствии ставший самым, пожалуй, знаменитым человеком в мире автозвука.

Начиная с этого времени различные автозвуковые соревнования и турниры стали плодиться и размножаться по всем Штатам. Причиной такой популярности стал, безусловно, принцип, заложенный Рокфордовцами в самые первые правила, а именно - привлечение к соревнованиям, помимо профессионалов с их специально подготовленными демонстрационными машинами любителей со своими самодельными установками.

Привлекательность соревнования при этом достигалась обоюдная: любители и энтузиасты знакомились с профессионально выполненными установками высокого класса и получали своего рода ориентир в дальнейших поисках совершенства. Профессионалы получали еще больше: они получали новых потенциальных покупателей и заказчиков, демонстрировали свое искусство наиболее заинтересованной аудитории, да и сами могли немалому научиться у любителей.

Разнопегость соревнований, то, что они зачастую проходили по совершенно несогласованному расписанию и таким образом отнимали посетителей и участников друг у друга - все это привело все ту же корпорацию Rockford Fosgate к идее объединения. В 1987 г. в Лас Вегасе RF пригласила представителей всех ведущих производителей автомобильной аудиотехники на что-то вроде “объединительного съезда”, чтобы обсудить основы организации соревнований по всей Америке самым рациональным образом. Это было начало объединения, а окончательно оно произошло только два года спустя, когда в 1989 году появилась IASCA - International Auto Sound Challenge Association - Международная Ассоциация Состязаний по Автозвуку.

 

Слово International в названии ассоциации не следует понимать чересчур уж буквально. Оно означает, по существу, возможность оперировать, помимо США, в Мексике и Канаде. Для этих трех стран IASCA разрабатывает (и перерабатывает, по мере исторической надобности) правила соревнований, утверждает график региональных и финальных этапов, одним, словом, ставит свою “печать” на происходящем как по воле IASCA, так и по чьей-либо еще инициативе.

Когда на рубеже 80-х и 90-х годов идея соревнований по автозвуку пересекла Атлантику и, как сказали бы в приснопамятные времена, “начала победное шествие” по странам Старого Света, европейские организаторы поначалу смотрели на IASCA снизу вверх и согласовывали с ней каждый шаг. Однако, быстро разобравшись, что IASCA в общем-то мало заинтересована в происходящем за пределами Американского континента, да и не очень стремится разобраться в европейской специфике, европейцы стали “идти своим путем”. Даже названия национальных аналогов IASCA, вначале звучавшие как IASCA France, IASCA UK и т.д., стали видоизменяться, и теперь Британская ассоциация автозвуковых соревнования называется просто SCA, шведская - SASCA, а итальянская - вообще Instalatori Alta Fidelita Associati.   

 Правила проведения соревнований в Европе, правда, во многом совпадают с американскими, хотя определенные нововведения есть, например, шведы классифицируют участников не только по мощности установок, но и по их стоимости, чтобы как-то уравнять шансы участников.

В чем предмет соревнований?

В момент своего образования IASCA сформулировала основополагающий принцип своей деятельности. Позже, каждая из “дочерних” национальных ассоциаций заимствовала его и вносила улучшения. По моему мнению, лучше всего это удалось Австралийской национальной ассоциации автозвука. Судите сами:

  • Искать повсюду такую мобильную аудиосистему, которая окажется превосходной над другими во всех областях, предусмотренных правилами соревнований. Соревнование же должно быть честным и беспристрастным, не взирать на тип и марку оборудования, но находить и выбирать наилучшие системы, выполненные с изобретательностью, способные бросить вызов самой враждебной для звуковой системы среде - автомобилю.
  • Успех участника в выполнении своей части этой задачи (другая выполняется судьями) оценивается по следующим зачетам: Качество установки

    В правилах описание того, что осматривается и оценивается судьями, и какие требования при этом предъявляются, занимает страниц двадцать. И ни с одним из требований разумный человек не может не согласиься, поскольку они все направлены на то, чтобы сделать установку безопасной, надежной и красивой (в этом порядке приоритетов). Предусмотрено все: какого сечения провода, как они проложены, где и какие предохранители, удобно ли пользоваться органами управления, защищены ли компоненты от повреждения, насколько удачно вновь установленное оборудование вписалось в эстетику интерьера.

    Качество звучания

    Судьи (другие, нежели в предыдущем зачете) проводят субъективную оценку звучания, используя один и тот же, заранее известный участникам музыкальный материал высочайшего качества, так называемые “судейские диски”. Оцениваются такие показатели как правдоподобие звуковой сцены и переспективы, ее положение, слитность, ширина и глубина, ширина частотного дапазона и чистота звучания во всех его частях, линейность системы, то есть способность высококачественно воспроизводить запись как на малых, так и на больших уровнях громкости, уровень искажений и шумов, присем как собственных шумов системы, так и обусловленных работой двигателя и электрооборудования автомобиля.
    Правила соревнований в этом зачете очень строго предписывают, что никаких регулировок, кроме регулировки громкости, производиться не может.

    Объективные показатели

    Объективных показателей оценивается два: частотная характеристика системы по звуковому давлению и максимальный уровень звукового давления, развиваемый системой.
    Частотная характеристика снимается при помощи спектрального анализатора в реальном времени (RTA analyser). Измерение производится с помощью широкополосного шумового сигнала (невзвешенный розовый шум, записанный на компакт-диск) и треть-октавных фильтров. За номинальный уровень громкости принимается 80 дБ. Отклонение в звуковом давлении в соседних полосах больше 3 дБ наказывается штрафными очками (дифференцированно для малых отклонений 3 - 6 дБ и больших - больше 6 дБ). Участник имеет право выставить регулировки перед началом измерения, в том числе и изменив их по сравнению с тем, как они были установлены для зачета по качеству звучания. Измерение делается один раз и его результаты окончательны.

    В качестве измерительной аппаратуры в зачете RTA традиционно применяется анализатор Rockford Fosgate, который распечатывает на подсоединенном к нему принтере измеренные величины звукового давления, график и сразу вычисляет штрафные очки. В последнее время появилась тенденция заменять этот прибор на более современный комплекс pcRTA фирмы Linear X, построенный на базе персонального компьютера и обладающий более широкими возможностями.

    Максимальный уровень звукового давления (SPL)

    Изначально зачет по звуковому давлению был частью “многоборья”, в котором участвовали те же установки, что и в зачете по качеству звучания и RTA. Однако по ряду причин этот вид состязаний стал выделяться в отдельный вид. Отчасти это связано с тем, что требования к системе, способной обеспечить максимальную громкость, безотносительно к получаемому при этом качеству звучания, совсем другие. Да и качество звучания при достигаемых ныне уровнях звукового давления оценить было бы невозможно. Правила строжайше предписывают использование индивидуальных средств шумозащиты для всех находящихся поблизости от зачетного автомобиля. А оказавшемуся внутри салона при измерении уровня звукового давления призовой системы “свободного класса” гарантировано предстоит читать имя победителя по губам, ибо он этими ушами больше ничего в своей жизни не услышит.
    Как подтверждение того, насколько серьезно настроены здесь соискатели, приведем снимок машины, подготовленной к измерению. Съемные защитные прутья служат для того чтобы не дать вылететь любовому стеклу и люку в крыше на максимальном уровне громкости. Это - частная машина, хозяин которой выступает в категории любителей. Завтра утром эти доспехи будут сняты и убраны до следующего раза.

    Может возникнуть вопрос насколько это соответствует принципам автозвуковых состязаний, ведь к практической жизни это отношения не имеет. Ответ здесь двоякий: с одной стороны, создание подобных супергромких систем оказывается не такой уж тривиальной задачей и многие призовые установки способствовали появлению конструктивных решений, которые потом переехали на обычные системы. Например, буферные конденсаторы были впервые применены тем же Уэйном Харрисом на “Терминаторе”.

    А другое соображение - зрелищность. Соревнования по звуковому давлению привлекают довольно обширную любопытствующую аудиторию, часть которой потом пойдет посмотреть и на “музыкальные” установки и рано или поздно часть из них вольется в ряды энтузиастов.
    Взгляните, на что была похожа судейская площадка перед зачетом по звуковому давлению на финале первенства Великобритании. И Майк Тайсон не постыдился бы, а ущерб для ушей, при соблюдении правил техники безопасности - куда меньше.

    Кто соревнуется?

    Там, где регламент состязаний уже устоялся, участники делятся на категории, с тем чтобы обеспечить справедливые условия. Категории предусмотрены такие: Новички, Любители, Профессионалы, Эксперты.

    Новички и Любители обязаны быть независимыми от производителей, дилеров или установщиков мобильной звукотехники, в том числе не получать от них финансовой поддержки. Класс Новички зарезервирован для тех, кто участвует в соревнованиях впервые. В нем можно выступать только в течение одного сезона. Профессионалы - название говорит само за себя. Если участник владеет фирмой по производству, торговле или установке автоаудиоаппаратуры или работает на таковой, или получает от этой отрасли поддержку в какой-либо форме, он принадлежит этой категории. В классе Эксперты выступают не просто люди, а машины, принадлежащие производителям аппаратуры.

    В каждом классе происходит деление участников исходя из суммарной мощности усилительных каналов, содержащихся в установке. Мощность берется RMS на нагрузке 4 Ома по данным производителя.

    По действующим правилам IASCA классы мощности бывают 0 -150, 151 - 300, 301 - 600, 601+.

    Где проводятся соревнования?

    Это зависит от уровня и численности участников. Начались автозвуковые соревнования в США - стране гигантских автостоянок, поэтому это и было первым естественным выбором. Известен прецедент, когда соревнования проводились на стоянке перед автоматизированным drive-through банком, и проезды с навесами, где установлены банковские автоматы были судейскими площадками.

    Собственно для соревнований нужна просторная площадка, где разместятся участники со своими машинами и какое-либо укрытие для судейства. Вот например, как проходили региональные соревнования в одном из графств Великобритании. Ни дать ни взять - полевой стан! Ну, конечно, нужно еще и электричество, так что совсем уж на природу забираться ни к чему.

    Но это - минималистский подход. А учитывая, что соревнования естественно было бы совместить с выставкой производящих и торговых фирм, продажей соответствующих товаров и пр., желательно иметь несколько более обустроенную местность. В США такими местами часто служат так называемые fairgrounds - по-нашему - ярмарочные площадки. Это, как правило - открытые площадки, размерами от больших до необъятных, на которых построено некоторое количество павильонов, часто больше похожих на ангары. Открытое пространство используется для размещения как участников, так и посетителей со своими машинами (естественно, стоянка участников отделена от стоянки посетителей), а внутри ангаров происходит судейство, размещаются стенды, экспозиции и торговые ряды. Пример - региональное первенство Среднего Запада в Либертивилле.

    В Америке очередь нечасто встретишь. А здесь участники кротко выстроились в затылок и ожидают своей очереди к судьям одного из зачетов, разместившихся в павильоне. В других павильонах - стенды производящих и дилерских фирм, демонстрационные машины, торговля компонентами и все прочее.

    Крупные соревнования, уровня национальных финалов, иногда (но не всегда!) проводятся в более шикарных местах, типа выставочных или спортивных комплексов. Там более дорогая аренда окупается большим количеством посетителей.

    Как подводятся итоги?

    Правила, в числе прочего, содержат и образец зачетного листа. По ходу соревнований этот лист, выданный каждому участнику, заполняется судьями. Для примера приводится вполне копия зачетного листа, любезно предоставленная одним из участников соревнований SASCA (Швеция). Несмотря на то, что весь документ на шведском, смысл его содержания понятен: это и отметки о качестве отдельных узлов и элементов установки, характеристики звуковой сцены и, наконец, распечатка АЧХ по звуковому давлению.

    По одним категориям зачета очки начисляются, по другим - вычитаются из некоторого изначального количества. Победителем в своем классе, понятно, становится тот, у кого их оказалось больше всех. Его ожидает приз, почет и уважение. На небольших соревнованиях, для поощрения начинающих и малоопытных участников, часто, в дополнение к “штатным” призам учреждают немыслимое количество специальных наград - “за лучший джип”, “за лучший Шевроле” и т.п. Вот, например, эти призы, выставленные на обозрение перед началом соревнований.  

    На каждом таком призе, как можно заметить, выгравировано и название фирмы - главного устроителя соревнования, так что никто не в прогаре.

    Ну а на соревнованиях высокого уровня награждение происходит пышно и весело, с подиумом и кубками. Правда, без шампанского - правила большинства ассоциаций запрещают внесение спиртного в зачетную зону. На снимке справа - полуфиналисты Великобритании. Точнее, полуфиналист и полуфиналистка, что редкость...

    Призы, полученные на соревнованиях, составляют гордость владельца и часто приносятся им на следующие соревнования, как свидетельство боевых заслуг. Впрочем, еще чаще это делается фирмами, получившими призы в категориях Профессионал и Эксперт.

    Их опыт, видимо, показывает, что это служит лучшим свидетельством профессиональной состоятельности, чем любая реклама.
     
     
     

    Как далеко это от нас?

    Как это часто случается в последние годы - ближе, чем кажется. В своем движении на восток автозвуковые соревнования достигли Венгрии, где проводятся уже второй сезон. Та же международная рабочая группа, которая помогала организовать самоподдерживающийся процесс развития автозвукового спорта в Венгрии, высказала готовность помочь в запуске этого механизма в России. Уже разрабатывается проект правил (на русском, естественно), в котором будут учтены и опыт европейских коллег и специфика страны проведения.

    Есть уже договоренность о месте  проведения соревнований - Тушинский аэродром и сроках - начало июля 1998 г.
    Есть достойные машины и установки.
    Есть быстро растущая прослойка молодых энтузиастов, горящих желанием увидеть, понять, сделать и показать сделанное.

    Кому выгодно?

    Классический вопрос Римского права... Попробуем на него ответить.

    Выгодно тем, кто занимается торговлей автоаудиоаппаратурой, поскольку:

    Выгодно профессиональным установщикам, поскольку: Выгодно любителям, потому что: Существует еще масса побочных соображений, связанных с возможностью вести торговлю компонентами и принимать заказы на установку непосредственно на месте, в идеальных для этого (в смысле присутствующей публики) условиях, но все это - вторично по сравнению с уже сказанным.

    Послесловие к электронной редакции статьи: материалы, относящиеся к деятельности международной группы RASCA по организации и проведению соревнований по автозвуку в России будут по мере выработки решений публиковаться на этом сервере, где, в свое время, будет также проводиться он-лайновая предварительная регистрация участников.