Год Автозвука,
или Краткий курс всех наук
Предыстория
ЮНЕСКО норовит каждый год объявить «Годом чего-то» — то Моцарта, то крепкой семьи. Хотя мотивы к этому часто — самые поверхностные, то есть ничего вроде не произошло ни с семьей, ни с Моцартом.
У нас — произошло, поэтому есть намного большие основания считать 1998 год «Годом Автозвука в России». И главное событие с этой сфере, обозначившее переход российского автозвука во взрослое состояние, пришлось как раз примерно на середину года. Речь, как вы поняли, идет о первом в России «саунд-оффе» — соревнованиях по автозвуку.
Идея приобщения нашей отчизны к олимпийским идеалам по отношению к мобильной звукотехнике первой появилась, надо признать, не в отечественной голове (ну да нам не привыкать). Возникла она у германского гражданина Армина Морена. Он стоял у истоков автозвуковых соревнований у себя на родине, а позже с небольшой командой единомышленников способствовал продвижению этой идеи на восток. Тогда, два года назад в Будапеште владельцы автоаудиосистем впервые собрались не потрепаться, а посостязаться. Тогда же зародилась у Армина мечта — устроить автозвуковые соревнования в России. То, что Армин из своей затеи не делал тайны, быстро способствовало становлению у него среди коллег репутации полупомешанного, но пыл его это почему-то не остудило. Загадочная германская душа. Дело было за малым — найти на бескрайних российских просторах близких не только по духу, но и по степени ненормальности сподвижников. Первый, и некоторое время остававшийся единственным, «двинутый» сподвижник нашелся в сентябре прошлого года в обличье автора этих строк. Дело было в Лондоне, на финале первенства SCA, куда я поехал посмотреть, как и что, а Армин, до этого знакомый мне только по переписке — в основном попрощаться с друзьями и коллегами, поскольку решил оставить упражнения с «саунд-оффами» в германской ассоциации GASCA в пользу более спокойного и респектабельного занятия. Дело было в баре на втором этаже. Нельзя не воздать должное мастерству австралийских пивоваров, поскольку им (вероятно) принадлежит заслуга в том, что на середине третьей бутылки «Фостера»* я сказал: «Ну что ж, давай попробуем…», а Армин объявил во всеуслышанье, что он меняет свое решение и остается «в команде». Тогда же Армин заявил: «Будь готов к тому, чтобы потратить на сие начинание полгода жизни. Меньшей ценой это никому в Европе не удавалось» — и оказался с истинно германской точностью прав. Начиная с января все, тогда крайне немногочисленные, активисты нового движения «с именем этим ложились, с именем этим вставали…» Именем к этому времени стала аббревиатура RASCA — Российское Агентство Соревнований и Конкурсов по Автозвуку. Не без гордости заметим, что за короткий срок это название стало даже отчасти нарицательным, мне уже случалось слышать вопросы типа: «А когда следующая раска будет?» Скоро, но об этом — потом.
* Упоминание этого факта не призвано служить рекламой пива «Фостер», не имея, впрочем, целью и бросить тень на этот великолепный продукт.
Вставали рано и ложились поздно, поскольку поначалу недооценили масштабы бедствия. Прежде всего, было неожиданно трудно объяснить даже профессионалам, о чем, собственно, идет речь. Спрашивали, например: «Это у кого громче, что ли?» Или: «Понятно, кто быстрее музыку в машину поставит…» И так далее. Постепенно, во многом благодаря дружеским отношениям со специализированной прессой, удалось растолковать, что, где, когда. И как. Даже правила соревнований не пришлось издавать отдельно — их полностью напечатал в одном из своих номеров журнал «Салон Audio Video» — прародитель того, что вы сейчас держите в руках.
В течение первой половины года благодаря непрерывной «просветительской» деятельности организаторов задуманного мероприятия отношение к нему и со стороны профессионалов, и со стороны любителей постепенно эволюционировало.
У профессиональных установщиков изначальное «Нам это надо?» сменилось осторожным «Мы подумаем», а в последние две недели развернулось в «А еще одну машину можно?»
Любителей сперва одолевала какая-то не свойственная жанру застенчивость: «Да уж куда мне!..» В результате приехали и те, для кого эта скромность была ложной, и те, кто имел для нее все основания. И все живы-здоровы, слава Богу.
География
У нас, конечно, вся Земля начинается с Кремля. Ясно было, что в основном на соревнования приедут москвичи. Однако весть распространялась, и в положенный срок стоянка участников украсилась автомобилями с номерами Санкт-Петербурга, Волгограда, Тольятти и Ростова-на-Дону. А недели за три до начала состязаний в очередной раз зазвонил телефон, и мужественный голос с очаровательным скандинавским акцентом безмятежно поинтересовался, открыто ли действо для зарубежных участников. И голос, и акцент принадлежали, как выяснилось, Дэвиду Конярскому, известному тем, что он, во-первых, возглавляет шведскую компанию DLS — одну из наиболее амбициозных в мире car audio, а во-вторых, тем, что машины, представляющие эту фирму, с безотказностью автомата Калашникова берут награды на всех европейских соревнованиях. Часто — первые призы.
Удовлетворившись ответом, глава DLS дал отбой, и в следующий раз его английский с легким шведским уклоном зазвучал у въездных ворот Тушинского аэродрома утром 11 июля, а фоном для его внушительной фигуры служили те самые Peugeot 405 и Opel Vectra, которых как чумы боятся европейские чемпионы.
Правоведение
Соревнования — это не выставка, где судьи — посетители и дети за ручку, а оценка — сплошной восторг. Здесь нужны правила и настоящие судьи, квалифицированные и беспристрастные. С правилами и стандартным судейским диском, по которому оценивается звучание системы, дело решилось довольно безболезненно. Собранная Армином Мореном международная группа «IASCA for Russia» поднатужилась, подготовила свои рекомендации, и на этой основе RASCA выпустила первые «Временные правила» и прототип диска «RASCA-98».
Сложнее обстояло дело с судейским корпусом. Можно было, конечно, пригласить иноземцев, но тогда и все последующие соревнования проходили бы под песню варяжского гостя. А своих пока что не было. Решили сделать состав судейской бригады комбинированным. Возглавить коллегию арбитров пригласили легендарную фигуру британского автозвукового спорта Кевина О’Берна, к которому присоединились германцы Томас Паслер и Ник Кениг — тоже не последнего разбора судьи, все с сертификатами и послужным списком, как у генералов. А основу коллегии собрали из обладающих репутацией профессиональных установщиков, экспертов специализированных изданий и акустических лабораторий и «продвинутых» любителей-энтузиастов. Приехав в Москву, варяги устроили российским кандидатам в судьи такую «школу молодого бойца», которую многие не выдержали и ретировались. В течение целого дня и большей части вечера судей прогоняли через процедуры и хитрости оценки систем, а затем предложили сдать экзамен — самостоятельно, в одиночку выставить отметки машинам, заранее, «в темную» оцененным приглашенными экспертами. Кто сдал — тот и стал судьей на соревнованиях. А кто нет — увы.
По установившейся традиции агентство RASCA одело всех арбитров в свою униформу, и только Главный Судья попросил разрешения ходить «в своем» — ярко-красной рубашке с пугающей надписью «JUDGE» на спине. Хороший, надо сказать, был ход — так оказалось проще вылавливать Главного из толпы, а вопросы, требующие его решения, возникали на каждом шагу…
Уже на Тушинском поле тевтонцы держали наших судей под плотной опекой, особенно в трудных высших профессиональных классах и, надо сказать, наши чести не посрамили. Достаточно сказать, что один из судей по качеству установки уже (с подачи зарубежных наставников) получил приглашение выступить на европейском финале в Штуттгарте. Не остался бы, неровен час — он у нас основной кандидат в Главные Судьи сезона 1999 г.
Метеорология
Когда было принято и обнародовано решение первые автозвуковые соревнования провести во время фестиваля «Экзотика 98» на открытом всем ветрам летном поле Тушинского аэродрома, устроителям раз пятьсот задавали один и тот же вопрос: «А если дождь?» И каждый раз они бодро отвечали, что дождя не будет. А как ему быть, если в этот самый день и час начинаются Всемирные Юношеские Игры, а мэр Москвы уже объявил, что погоду он наладит? И вот как раз здесь что-то не связалось. лужковской погоды хватило лишь на первый день, а весь второй проходил в условиях почти штормовой метеообстановки. К чести участников (и болельщиков!) надо сказать, что это мало кого обескуражило.
Хронология
«Съезжаться к загсу трамваи» начали еще накануне, в пятницу. Опытные в выставочных делах фирмы помимо участия собственно в соревнованиях затеяли и показ демо-автомобилей, часть которых выступала в зачетах, а другие — просто украшали событие своим присутствием и иллюстрировали школу установки фирмы-владельца. Массовый заезд участников начался утром субботы. Пока машины расставлялись на стоянке, а их владельцы регистрировались, организаторы реализовали свою давнишнюю мысль — открыть первые в России соревнования по автозвуку исполнением национального гимна с артиллерийским салютом — и то и другое должно было быть сыграно автомобильными аудиосистемами. Эффект получился интересный: проходившие мимо посетители «Экзотики» заворачивали на автозвуковую площадку, ясно слыша не только орудийные залпы довольно правдоподобной громкости, но и клацанье орудийного замка и звяканье выброшенных гильз. Взору же их представали не батареи и их расчеты, а монстроподобный демо-фургон B-52, подготовленный «Вист-Сервисом» и (что стало неожиданностью для «Виста», но было частью заговора) — крошечный, по сравнению с B-52, джип «Блюзмобиль», который, тем не менее, палил отчаянно и даже как-то позвонче. Меньше чем через двое суток «Блюзмобиль» окажется первым в нашей истории рекордсменом по звуковому давлению (SPL).
Дальше пошла работа. Именно работа, причем оказалось, что труд судей, хоть и почетен, но ох как нелегок. Прослушивание одной машины в зачете «Качество звучания» у опытных арбитров занимает около 20 минут. Нашим приходилось слушать дольше, минут до 40. За меньшее время не удавалось прийти к единому мнению по всем позициям протокола (а их — только по качеству звучания почти три десятка). Но тезис «Граждане, вы сами себя задерживаете» не срабатывал, да и не высказывался, так что, хоть и закончилось судейство на несколько часов позже, чем планировалось, отодвинув, соответственно, и процедуру награждения, никто не стонал и не жаловался. Ну, разве только чуть-чуть.
А судить было что…
Не верь глазам своим: написано «Судья», а на самом деле — Главный Судья Кевин О’Берн.
А. Морен и А. Елютин.
Народонаселение
До последнего момента организаторам было неясно, сколько же прибудет участников. То есть, если с профессиональными участниками еще можно было строить прогнозы — большинство из них заранее объявило о своем прибытии, то численность категории «Любители» оставалась полной загадкой.
В итоге оказалось, что заявились больше 60 машин (во всех классах). Как потом прокомментировал Кевин О’Берн, в первых британских соревнованиях приняло участие около 40 автомобилей, а в первых итальянских — вообще 18! Так что явку можно считать более чем удовлетворительной. Кто же приехал, то есть каков его усредненный портрет? Результаты «социологического исследования» оказались довольно неожиданными. В любительской категории были предусмотрены три класса, по суммарной стоимости компонентов: «500» (простейшие системы), «2000» (все компоненты стоят не больше 2000 долларов) и «Максимум», где стоимость не ограничена. Мы ожидали, что больше всего будет представителей именно этой последней группы — и ошиблись. Самым массовым оказался «Класс 2000» — 22 заявленных. Здесь судьям пришлось основательно попотеть, несмотря на явно недушную погоду в воскресенье. Дело в том, что по заведенному порядку все машины одного класса должна судить одна и та же бригада: два судьи по качеству установки и два — по качеству звучания. Только так можно быть уверенным в сравнимости субъективных оценок. Но сам по себе результат нетривиален: согласитесь, самая активная и неравнодушная часть любителей автозвука — это владельцы относительно недорогих, бюджетных установок.
Совсем мало спортсменов было в младшем «Классе 500», что объяснимо, ведь это, по существу, обладатели простейших систем, состоящих из источника и фронтальной акустики, здесь не очень-то развернешься. Зато все участники этого класса чем-нибудь да выделялись на общем фоне. На четвертом месте в этой категории оказалась довольно древняя «Гренада», владелец которой умудрился за эти деньги оборудовать машину головным аппаратом с CD-чейнджером (фирмы LG, естественно, по деньгам), приличной передней акустикой JBL и даже неким подобием сабвуфера, изготовленного из двух «лопухов» Sony 6х9 с выкорчеванными «пищалками». А на верхней ступени пьедестала оказался улыбчивый паренек, приехавший на… «Газели». Поначалу подумали: привез что-нибудь для выставки. Оказалось — участник, и даже победитель.
Впрочем, что там «Газель». Под конец заезда участников на стоянку умело зарулил, попыхивая сжатым воздухом, «СуперМАЗ» и как ни в чем ни бывало пошел регистрироваться. Кормчий тяжеловоза А. Аванесян справедливо рассудил, что, колесить день-деньской можно и под музыку, а не под сипение пневмосистемы.
Д.Г. Свобода на боевом посту.
Иноземные гости попали в «верхние» классы в своих категориях. Йеркер Сьодин, предпочитающий, чтобы его называли по прозвищу Woody (Деревяшка), заработанному его за уникальный стиль оформления установок: все из наборного дерева изумительной отделки. Opel Vectra, на котором он прибыл к нам, побывал уже на всех мыслимых европейских чемпионатах и всегда увозил с собой призы, поскольку дерево деревом, но он еще и играет дай Бог каждому. Получил он и у нас первое место в классе «Максимум», и любому видевшему и слышавшему эту машину было ясно, что не завоевать приз он не мог. Устроители состязаний, как люди относительно прозорливые, предвидели такое или похожее развитие событий, поэтому были заготовлены два специальных приза — здоровенные матрешки с логотипом RASCA. Одна из них и досталась Деревяшке, причем здесь при награждении случился казус: специалист по древесине такое изделие видел явно впервые и, принимая матрешку из рук вручавшего, отважно схватил ее за голову, после чего все ее содержимое, разумеется, вывалилось и под прибаутки было собрано объединенными силами призеров и победителей.
Организаторам приходилось выслушивать недоуменные вопросы и даже претензии: мол, хорошо ли было давать возможность опытным шведам выступать наравне с нашими, еще не обстрелянными бойцами. Отвечаем еще раз: хорошо. Выделить шведов в отдельный международный класс и дать им первое место из одного означало бы признать свою робость и неуверенность в собственных силах. А то, что общение со шведами прошло не зря, иллюстрирует, например, одно из писем от участников, полученное автором этих строк уже после соревнований. Читайте, у нас от товарищей секретов нет:
«15 очков на установке потерял на пустом месте — там клеммочку не дотянул, сабвуфер не закрепил и т.д. За звук 124 очка — плохо установил «пищалки». Вчера поставил твитеры так, как мне рекомендовал мистер Вуди (Деревянный), и, Ohh My Good, у меня появился стереообраз (вот еще очков десять)…»
(Надо будет потом посмотреть, что там ему Деревяшкин насоветовал — Прим. Авт.)
Следом за викингом в классе «Максимум», правда, справедливости ради надо сказать, с большим отрывом по очкам, идет Ford Scorpio Сергея Данилова. Сделанный в основном на компонентах Signat и Polk Audio, этот автомобиль получил еще и специальный приз «Best of Show» среди любителей за великолепно выполненный багажный отсек. На последующих двух местах в этом классе карты легли просто драматически. Разница в набранных очках между А. Дросу на BMW 525 и В. Лебедевым на VW Beetle оказалась всего 0,45 очка (это из 230!). Утешением проигравшему стал специальный приз за машину самого раннего года выпуска (1973), а реакцией владельца — твердая решимость на следующие соревнования пригнать уже две машины (у него, как оказалась, еще одна припрятана).
Верхняя ступенька в «верхнем из верхних» классе «Про Максимум» тоже ушла за кордон — там обосновалась фирма DLS со своим разноцветным Peugeot. За ней идут Kia Clarus работы московской фирмы «СТ Вариант» и Honda Civic из города на Неве.
Ездить не ездит, но звучит классно.
Петербургские тайны. Багажник питерской «Хонды».
В «экономических» профессиональных классах «Про 200» и «Про 600» шло соперничество московских школ установки. Лучшей в «Про 600» была признана BMW 328i, озвученная фирмой «Автодом М-Стиль» (ей в этом номере уделяем особое внимание). А в «двухсотваттниках» лучшим оказался «Блюзмобиль», созданный «Автолюксом Про» и бывший до нанесения на него боевой раскраски простым Nissan Terrano II.
В самом, как уже говорилось, населенном «Классе 2000» пьедестал почета достался Subaru Е.Никитина, BMW 730 П. Горенькова и ВАЗ 2109 М. Ушакова. «Золотая» и «бронзовая» машины выполнены тем же «Автолюксом Про», а «серебро» получено за работу, почти полностью выполненную самим владельцем. Именно благодаря этому опыту Павел сумел сдать суровый судейский экзамен и очень квалифицированно, как признали главные судьи, работал по оценке непростого класса «Про 600».
Метрология
На одном из этапов оценки машин человеческий слух уступает место измерительному микрофону, и начинаются объективные измерения. Рыцарем микрофона и компьютера в Тушино был Дмитрий Свобода, одним известный как руководитель Акустического Центра МТУСИ и непререкаемый авторитет акустических измерений, а другим — как неисправимый «хай-эндщик», душа и двигатель выставок «Российский Хай-Энд». Именно Д. Свободе выпала честь зафиксировать первый национальный рекорд звукового давления в салоне (SPL).
Здесь надо пояснить: в обычных условиях, то есть там, где соревнования проводятся не первый год, конкурс SPL занимает значительное место. У нас, на первой сходке, автомобилей, способных продемонстрировать по-спортивному высокие показатели, ожидалось немного. Поэтому решили выделить конкурс SPL «в отдельное производство». И занялись этим делом, пока на судейском компьютере подводились итоги и определялись призеры. Надо заметить, что к этому времени погода стала настолько безобразной, что компьютер и принтер, на которых заполнялись дипломы призеров, посменно экранировали с наветренной стороны два добровольца с зонтами.
Несколько машин заехали на измерительный пост, запустили специальные «эспиэльные» фонограммы с судейского диска — записанные с предельным уровнем и с повышенным содержанием низких частот. Кое у кого при этом повылетали сорокаамперные предохранители. Затем не торопясь, с достоинством подкатил шведский Peugeot и не напрягаясь показал около 129 дБ. Вот тут-то и настала пора выступить на защиту Родины. Эту задачу взял на себя «Блюзмобиль» Вадима Джалалова. Вся команда «Автолюкс Про» облепила авто, удерживая на месте стекла, которые от чудовищной громкости норовили выскочить из орбит, а чтобы вибрации крыши не отъедали драгоценные децибелы от результата, один из бойцов команды распластался на крыше, под которой грохотал его же руками сработанный сабвуфер на три 12-дюймовых посадочных места. И вот он, первый национальный рекорд — 135,9 дБ. Правда, Максим (который жил в эти минуты на крыше) утверждал, что у него еще полчаса кожа на груди и животе зудела.
«Вистовый» В-52 изнутри и снаружи
Жук Л. Янкеловича: «Зеленое и пищит»
Скептикам, утверждающим, что в децибельных битвах никакого смысла не заключено, могу сообщить, что только во время конкурса SPL нетерпеливые участники, столпившиеся вокруг судейского компьютера в стремлении узнать пораньше свою судьбу, перестали стоять у арбитров над душой, привлеченные еще более интересным процессом.
Протокол
Когда все очки-голы-секунды были наконец рассортированы, а к этому времени на летном поле патриоты автозвука остались почти что одни, неступил час «раздачи слонов». Часть «регулярных» призеров уже упоминались в тексте, а весь перечень замыкает этот репортаж. Скажем отдельно о специальных призах. Их было несколько: за лучшие показатели в отдельных зачетах (качество установки, качество звучания, объективные измерения) и совсем специальные. Ясно, что приз за самую маленькую машину в соревнованиях получила прибывшая из Тольятти «Ока» с грозной надписью на борту: «Sound Agressor», а за самую большую… правильно, «СуперМАЗ» Аванесяна. Приз «Best of Show» среди профессионалов достался машине Honda Passport, подготовленной в студии SoundLab фирмы «Русская Игра». По признанию авторов, им не хватило буквально нескольких часов, чтобы завершить настройку, поэтому «Паспорт» оказался на четвертом месте в своем классе, но великолепно выполненная установка от незавершенности настройки не пострадала и была по достоинству оценена.
Еще в самом начале соревнований прибывшие участники обратили внимание, что на одном флагштоке со знаменем RASCA развеваются стяги фирмы Sharp и туристического агентства «Красная Мельница». Вот во время награждения и выяснилось, почему. Большая часть призов, розданных победившим профессионалам в дополнение к кубкам и дипломам, состояла из продукции Sharp неавтомобильного назначения — в систему приоритетов профессионалов нельзя вмешиваться. А вот любители вместе с дипломами увозили с собой разнообразные автоаудиокомпоненты, которыми снабдили организаторов фирма Alcom и журнал «Автозвук».
А турагентство тут при чем? А при самом главном. По совокупности полученных наград судейская коллегия определила из числа призеров двух «гран-призеров», которым и были вручены выписанные агентством «Красная Мельница» путевки на финал автозвуковых соревнований Великобритании в сентябре. Путешественниками оказались Дмитрий Матвеев, глава студии «Автодом М-Стиль», и скромный (почти) служащий одной из телекоммуникационных компаний П.Ф. Гореньков.
Все приглашенные судьи уехали восвояси с сертификатами «Творец Истории», поскольку были первыми, и изменить этого уже никому не под силу. А Армин Морен, который в последний момент все-таки вырвался посмотреть на дело рук своих, получил специальный документ, озаглавленный цитатой из Эдгара По: «Thou Art The Man» («Ты еси муж, сотворивый сие»). Что правда, хотя и мы немного поспособствовали.
Ford Scorpio С. Данилова — приз «Best оf Show»
Это сюда попало по недосмотру. Виновные наказаны
Прозвище «Woody» Йеркер Сьодин получил не случайно
Парадная «Чайка» «Аларм-Сервиса»
Чтобы не вылетели стекла во время рекордного заезда по SPL
Судьи за работой
Kia Clarus студии «СТ Вариант» — 2-е место в классе «Про Максимум», а стало быть, первое в национальном зачете
Это тоже участник, все нормально
«А теперь переведи…» — бригада зарубежных судей получает сертификаты
Woody с трофеями
Класс 500
1 место — А.С. Поляков («Газель») 170,25
2 место — А. Скориков (ВАЗ 2106) 168,20
3 место — К.В. Бубельцов (ВАЗ 2104) 166,55
Класс 2000
1 место — Е.Д. Никитин (Subaru Impreza) 214,70
2 место — П.Ф. Гореньков (BMW 730i) 209,80
3 место — М. Ушаков (ВАЗ 2109) 199,85
Класс Максимум
1 место — Jerker Sjodin (Opel Vectra) 328,90
2 место — С.О. Данилов (Ford Scorpio) 263,65
3 место — А.П. Дросу (BMW 525) 231,40
Класс Про 200
1 место — «Автолюкс Про» (Nissan Terrano II) 249,05
2 место — SV Art (ВАЗ 2108) 234,75
3 место — «Аларм-Сервис» (ВАЗ 2108) 220,55
Класс Про 600
1 место — «Автодом М-Стиль» (BMW 328i) 282,45
2 место — SV Art (Mercedes W124) 282,45
3 место — «Автолюкс Про» (Audi 100) 264,60
Класс Про Максимум
1 место — DLS Genesis (Peugeot 405) 341,85
2 место — «СТ Вариант» (Kia Clarus) 263,65
3 место — SPM Sound (Honda Civic) 250,30
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ
BEST OF SHOW (за самую зрелищную установку) —
С.О. Данилов (Ford Scorpio)
BEST OF SHOW PRO (за самую зрелищную установку среди профессионалов) — «Русская Игра» (Honda Passport)
ЗОЛОТЫЕ РУКИ (наивысшая оценка за качество установки) С.О. Данилов (Ford Scorpio)
ЗОЛОТЫЕ РУКИ ПРО (наивысшая оценка за качество установки среди профессионалов) — «Автодом М-Стиль» (BMW 328i)
ЗОЛОТЫЕ УШИ (наивысшая оценка за качество
звучания ) — А.П. Дросу (BMW 525)
ЗОЛОТЫЕ УШИ ПРО (наивысшая оценка за качество звучания среди профессионалов) — «Автолюкс Про» (Mercedes E210)
РАВНИНА (наивысшый результат RTA) — П.Ф. Гореньков (BMW 730i)
РАВНИНА ПРО (наивысшый результат RTA среди профессионалов) — «Пит-стоп» (ВАЗ 2110)
ИЗЫСК (за необычные элементы установки) — «Автодом М-Стиль» (BMW 328i)
ГРОМ (за самый высокий SPL) — «Автолюкс Про» (Nissan Terrano II)
ЛЕДИ АВТОЗВУК — Оксана Габриель (VW Golf II)
МАКСИМУМ (самой большой машине) —
А.В. Аванесян («СуперМАЗ»)
МИНИМУМ (самой маленькой машине) —
А.К. Ромахов («Ока»)
ВЕТЕРАН (самой старой машине) —
В.А. Лебедев (VW 1303)
ЗА КОМАНДНЫЙ ДУХ, ПОДДЕРЖКУ И ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ
* Дмитрий Матвеев («Автодом М-Стиль»)
* Павел Гореньков («Класс 2000»)
* Александр Михалевич («Класс 500»)
* Алексей Жеков (информационный центр)
* Евгений Маталасов (видеооператор)
«ГРАН-ПРИ»
среди любителей — П.Ф. Гореньков
среди профессионалов — «Автодом М-Стиль»