Когда речь заходит о демо-машине, то сходство характеров автомобиля и аудиоаппаратуры, которая в нем установлена, — дело тонкое. Как название для диссертации или шляпка для дамы в летах.
Что подходит к взрывному нраву MTX? Истонченные линии и аристократический гонор «Ягуара»? Нонсенс, прости Господи. Конечно, это должен быть вседорожник, большой, железный и крепкий.
Студия «Талион-Сервис»
Силища!
Такую машину и сыскали мастера из установочной студии «Талион-Сервис», когда получили задание построить систему для демонстрации возможностей усилителей и акустики американской фирмы MTX. Компания-то американская, а вот джип выбрали отечественный — длиннобазную модель Ульяновского завода. Окрашенный «металликом» радикального синего цвета, с полированными дисками колес и грамотной пластиковой обвеской, УАЗик выглядел вполне козырно. А когда над ним потрудилась фирма, специализирующаяся на бортовом графическом дизайне, — сами видите, что получилось. Простое, на первый взгляд, дело — сфотографировать УАЗ на «Московском Мотор Шоу» оказалось почти невозможным: он был почти постоянно загорожен зрителями. А отгонять их окриками «Пропустите прессу!» показалось несправедливым — машина и внутри представляла для многочисленных посетителей достойное зрелище.
Демонстрационная аудиосистема была собрана, как и задумывалось, полностью на компонентах MTX, за естественным исключением головного аппарата. В качестве «головы» поставили Nakamichi TA-25. Это — та самая «носатая» модель, прекращение выпуска которой оплакивается многими. Вещь классная, с характером и эстетикой, удивительно подходящей к суровому интерьеру полувоенного автомобиля. В связке с «головой» установлен миничейнджер MB-45. Панель приборов УАЗа, даже эксклюзивного, не очень приспособлена для монтажа головного аппарата, зато между передними сиденьями места оказалось достаточно, чтобы разместить и голову, и чейнджер поперек оси машины (а не вдоль, как часто поступают в экипажах более скромного поперечника). В исходной комплектации между сиденьями была установлена формованная пластиковая консоль, главным образом — для декора. Жесткость ее конструкции для установки аудиооборудования никак не подходила, и руководителю работ пришлось освежить в памяти когда-то прослушанный курс строительной механики тонкостенных конструкций. В результате при сохранении внешней формы консоль была внутри подкреплена многочисленными стрингерами и ребрами, что придало ей жесткость каменной глыбы — то есть примерно такую, какая нужна, чтобы надежно закрепить довольно тяжелые компоненты в тряском автомобиле. Труды окупились вполне: CD-чейнджер работает достаточно устойчиво даже на не очень ласковых дорогах, для которых, собственно, и предназначена машина. Во многом этому, разумеется, способствует и то, что самая нежная, с точки зрения вибраций и толчков, часть системы установлена практически в центре масс автомобиля, где амплитуда колебаний — минимальная. Убедившись в гармонии теории и практики, один из посетителей «Мотор Шоу» вскоре заказал у тех же установщиков аналогичную систему, тоже в УАЗике, только уже не в целях демонстрации, а в самых прикладных — на охоту ездить.
Спасенный от вибраций сигнал с источника входит в царство MTX, чтобы выйти из него уже в виде звука. Первым на пути сигнала стоит активный кроссовер RTX03A. Здесь осуществляется деление сигнала на басовую часть (ниже 100 Гц) и остальную. На басах происходит еще и частотная коррекция с помощью встроенного в RTX03A басового эквалайзера (bass boost) с центральной частотой 45 Гц.
Над усилением сигнала по мощности дружно трудятся четыре усилителя, MTX, естественно. Два, модели 2150X, с каналами, включенными мостом, раскачивают каждый по паре параллельно соединенных сабвуферов, то есть работают на 2-омную нагрузку. Напряга для усилителей при этом никакого. Для MTX 2 Ом — что слону дробина.
Все, что выше 100 Гц, идет на входы второй пары усилителей 275XW. Нагрузкой для каждого из каналов служат группы из двух параллельно соединенных компонентных наборов T56S, в состав которых входят мидбасовый драйвер диаметром 6,5 дюйма, дюймовая «пищалка» и пассивный кроссовер с несимметричными звеньями: 6 дБ/окт. для НЧ-звена и 18 дБ/окт. — для ВЧ. Это плюс встроенные цепи защиты ВЧ-головки дают возможность эксплуатировать систему на грани возможного без риска спалить высокочастотники.
УАЗ — машина коллективная, куда на джипе одному-то ездить? Поэтому акустика здесь размещается по принципу равноправия передних и задних седоков. В каждой из четырех дверей установлены прозрачные панели из оргстекла такой формы, чтобы вписать довольно обширный набор динамиков в силуэт довольно узких дверей. Перед началом работы установщики полагали, что под мощную мидбасовую акустику придется делать столь же мощную акустическую обработку внутренних полостей дверей. Тут бригаду ждали сразу две приятные неожиданности: во-первых, двери у УАЗа изготовлены из листа такой неимоверной толщины, что о деформациях говорить оказалось просто неприлично. На танках вмятин не бывает. А во-вторых, русский джип в варианте limited edition имеет очень серьезную шумо- и теплоизоляцию дверей, так что вмешательство потребовалось минимальное, главным образом с тем, чтобы придать привлекательность проглядывающим сквозь прозрачные панели дверным «потрохам».
Главные события, разумеется, разворачивались в багажном пространстве. Там во всю ширину пола поместился «хрустальный гроб», вроде того, в котором ночевала спящая красавица. Только здесь место хлипкой барышни заняли четыре красавца, дремлющих только при выключенной системе.
Вдоль спинки заднего сиденья — краса, гордость и центр внимания установки. Сабвуфер под четыре 12-дюймовых динамика серии Thunder 7000. Диффузоры четверки T7124 смотрят на вас через стенку из толстого, в 12 мм, оргстекла, оформленного в стиле, знакомом по готовым корпусным сабвуферам MTX. Весь звук, как и положено в полосовом сабвуфере, излучается через направленные вверх тоннели. Конструкторы решили поставить шесть 80-миллиметровых тоннелей равномерно вдоль ширины машины и не ошиблись: такая конфигурация создает удивительно плотную и слитную басовую волну в салоне.
При настройке сабвуфера установщикам пришлось сделать почти изобретение. Ну, может, не изобретение, но рацпредложение, во всяком случае. Дело вот в чем. Четыре басовика работают на общий объем, а при этом даже при относительно небольшом «разнотяге» каналов усиления возникает ситуация, когда один динамик «объедает» другой, воздействуя на него противофазно и заставляя его диффузор стоять почти неподвижно. Тогда поступили так: включали динамики (попарно) в противофазе и подбирали усиление так, чтобы диффузоры за стеклом метались как безумные, а звук из тоннелей пропадал бы полностью. Вот такое положение и соответствовало одинаковой амплитуде колебаний. Когда потом восстановили нормальное, синфазное подключение звуковых катушек, саб заработал в полную силу. Даже, пожалуй, силищу…
Отчего, вы думаете, тряслись алюминиевые панели на ближайшем к УАЗу павильоне «Московского Мотор Шоу»?