Региональная политика

Петр ХОХЛОВ
Daewoo Espero
Эту машину давно иномаркой никто не считает. Кроме,
разве что, москвичей. Потому что для заносчивых столичных штучек
все, что находится за пределами дачно-противоракетной кольцевой
дороги в семидесяти километрах от Москвы, называется «регионы».
Раньше говорили «периферия», с той же примерно интонацией.
И пока столичные жители высокомерно морщат носы и пристраивают
на багажники саморазваливающихся «Москвичей» таблички с именем очередного
средневекового феодала, «в регионах» без шума и пыли сели на регионально-корейского
производства «Нексии», «Эсперо» и «Кондоры» и прекрасно себя чувствуют.
Заблуждение в том, что хорошая музыкальная аппаратура
является исключительной прерогативой супердорогих автомобилей, имеет
вполне ясное происхождение. Это – прямой, но неправомерный перенос
логики охранных систем: дешевая машина не стоит дорогой сигнализации.
Со звуком все несколько иначе. Автору этих строк доводилось ездить
на «Лексусе» с помоечной штатной системой Bose и на «Оке» с чумовой
аудиосистемой.
«Эсперо» устойчиво принадлежит к среднему классу автомобилей,
но ее владелец – житель крупного промышленного города средней полосы
России, свою личную региональную политику определил решительно и
бескомпромиссно и затеял аудиооборудование своей «Эсперо» по повышенному
разряду. Местные мастера порекомендовали восьмиканальный усилитель
a/d/s M860 и акустику Focal. Однако, видимо, еще недостаточно полномочий
у регионов, потому что эти, более чем достойные компоненты в машине
не зазвучали. То есть звуки производили, но не так, как рисовал
себе в мечтах владелец. И тогда, отбросив предрассудки, хозяин «Эсперо»
приехал на ней в столицу.
Здесь мастера из студии «СТ-Вариант» провели консилиум,
послушали вместе с владельцем несколько других машин, чтобы определить,
что же ему надо, и увенчали этот процесс новой схемой установки.
Решено было всю систему сделать на активном делении
полос, по принципу «один канал – один динамик». Выбор усилителя
СТ-Вариантовцы одобрили, а акустики – вообще «поддержали и одобрили»,
но предложили, чтобы максимально использовать возможности имеющегося
усилителя, не расходовать его ресурсы на сабвуфер, а поставить еще
один усилитель специфически на басовую акустику.
Источник сигнала в системе – CD-ресивер Alpine 7949.
При взгляде на центральную консоль может создаться впечатление,
что источник поставлен в двух экземплярах. На самом деле второй
блок – это устройство управления процессором ERA-G320 Сигнал с «головы»
идет на вход основного блока процессора, установленный в багажнике,
по линии связи Ai-Net. Таким образом, единственное длинное соединение
в машине – цифровое, а стало быть – предельно помехозащищенное.
В процессоре выделяется сабвуферный сигнал (частота
раздела 100 Гц), а сигналы на фронтальную и тыловую акустику могут
быть подвергнуты самой причудливой обработке, воссоздающей (или
имитирующей) ту или иную акустическую обстановку.
Шесть из восьми каналов M860 отданы передней акустике.
Она – трехполосная, причем сделана как бы из полутора компонентных
пар в каждом стереоканале. Мидбас Focal KX165 установлен в штатное
место двери, с демпфирующей проставкой между фланцем динамика и
стальной внутренней панелью. Мидбасы работают от двух отдельных
каналов усиления и перекрывают диапазон 100 – 300 Гц. Выше действует
другая двухполосная система: комплект Focal M136. Пятидюймовый мидбас
в этой конфигурации переквалифицирован в среднечастотник и установлен
примерно на середине высоты двери с тщательно (и долго) подбиравшимся
углом наклона. Чтобы исключить взаимное влияние мидбаса и среднечастотника,
работающих на единый внутренний объем двери, ВЧ-головку решено было
акустически изолировать. Но объем подиума, в котором он установлен,
оказался для этого недостаточен: у динамика резко возросла добротность,
ухудшились импульсные характеристики. Тогда внутреннюю полость подиума
соединили с пространством между обивкой и внутренней панелью двери
и уже там «выгородили» дополнительный объем звукопоглощающими перегородками.
Выше 5 кГц бразды правления передаются ВЧ-головке. «Пищалка»
комплекта M136 по сравнению с другими автомобильными имеет просто
гигантские габариты, более привычные в обстановке домашней акустической
системы. Тем не менее, удалось найти вариант компоновки «пищалок»
на проставках боковых зеркал с нужной ориентацией оси. При этом
даже не сразу заметишь, что внешний край фланца динамика существенно
«наползает» на просвет стекла двери.
Седьмой и восьмой каналы усилителя и третий комплект
Focal (KX135) пошли на тыловую подзвучку. В составе этой акустики
– единственный пассивный кроссовер в системе.
Многочисленные блоки получившейся системы разместили
на специально изготовленных фальшпанелях по сторонам багажника.
В каждой из них пришлось при этом предусмотреть доступ к задним
фонарям машины, – лампочки не вечны даже в регионах. На левой панели
– кроссовер AX-406A и восьмиканальный a/d/s плюс буферный конденсатор
EMPhaser емкостью 1 Ф. На правой – «басовый» усилитель Linear Power
LP150, оба канала которого включены мостом. Басовый усилитель тоже
«подперт» буферной емкостью, но меньшей – 0,5 Ф. Там же, на правой
панели – основной блок цифрового процессора.
В роли сабвуфера использовали одну головку Polk Audio
EX12, установив ее в готовый корпус-бандпасс производства специализированной
германской фирмы Bass Art. Эта фирма не делает ничего, кроме корпусов
сабвуферов, поэтому то, что делает, делает хорошо. Сабвуфер в боевом
положении прикреплен к спинке заднего сиденья, а в случае нужды
в багажном пространстве изымается из оборота довольно легко.
Спустя неделю после убытия «Эсперо» по месту регистрации
в «СТ-Вариант» поступили еще два заказа из этого же региона. Значит
– правильную вели региональную политику...
|