|
 |
О головах и крышах
Mercedes SLK/AMG
Олег САВЕЛОВ
|
Крыша у «Мерседеса» этой модели появляется
и исчезает по желанию владельца. Выезжает, причудливо сгибаясь в коленках
из багажного пространства после первой капли дождя, упавшего на голову
водителя, и уезжает с появлением первого солнечного луча, что может упасть
на эту же голову. Удобно, ничего не скажешь. Когда смотришь на эту машину,
вообще становится непонятно, зачем люди покупают «Жигули». Эта – намного
лучше, по-моему.

Схема установки предельно проста благодаря функциональной
насыщенности и головного устройства, и усилителя.
|
Владельцы этого автомобиля почему-то тоже предпочитают мерседесовские
купе крепким и надежным железным коням с берегов Волги. Такая у них семейная
традиция, и ярко-желтый тюнинговый Mercedes AMG – одно из двух купе, которыми
пользуется семья.
Ему первому оказалось суждено поступить на озвучивание в питерскую
студию «АвтоАудиоМастер». При всем пафосе этой эксклюзивной машины назвать
ее просторной никак нельзя. Салон резко двухместный, не вводящий, как
некоторые другие купе, в заблуждение наличием бутафорского второго ряда
сидений. Багажник, который, в принципе, есть, в немалой доле занят панелями
складной крыши. Так что места под развернутую аудиосистему на самом деле
не так уж и много.

ВЧ-головка с металлическим куполом MB Quart установлена
в нижней части стойки лобового стекла, на максимальном расстоянии
от слушателей.
|
Есть и другие отягчающие обстоятельства. Акустика открытой
машины существенно отличается от акустики машины закрытой. А когда речь
идет о купе с жестким складным верхом, получается, что один автомобиль
везет два набора акустических параметров. Все-таки с «Жигулями» проще.

Mercedes SLK: «Крыша, вперед!»
|
Для решения этих проблем потребовалась не одна голова, а больше.
Главная голова, в прямом смысле, принадлежала Павлу – ведущему установщику
по этому проекту. Но на помощь ей он призвал головы совершенно специальные,
на этот раз – «головы» в переносном смысле. Одна из них – устройство,
выбранное для этой системы. Павел выбрал новую модель нового брэнда VDO
Dayton (в прошлом – Philips). CD-ресивер топовой модели CD-3300 мало того
что по дизайну вписывается в консоль «Мерседеса» как штатный аппарат,
что хорошо видно на снимках. По функциональным возможностям это именно
то, что требуется для машин с «проблемной» акустикой салона. В составе
CD-3300 есть автоматический эквалайзер, который, если подключить прилагаемый
к ресиверу микрофон, анализирует спектр частот, воспринимаемый с места
водителя, и подстраивает тракт для получения наиболее равномерной частотной
характеристики. Другое достоинство CD-3300, менее экзотичное, но очень
полезное для такого типа инсталляций – отдельный, полностью регулируемый
сабвуферный выход. И, наконец, не забывая о своем прошлом родстве с крупнейшим
производителем мобильных средств связи Philips и нынешнем родстве с почти
монополистом в производстве автомобильных приборов и датчиков VDO, конструкторы
CD-3300 дополнили его функции очень грамотно организованным взаимодействием
с системой громкой связи мобильного телефона и... спидометром машины.

Кольца вокруг сабвуферов, исполняющие роль опорных,
защитных и декоративных одновременно, и рамка усилителя изготовлены
из МДФ и отделаны винилом.
|

Задняя стенка салона превратилась в обширный по площади,
но почти плоский аудиоагрегат.
|
Сигнал от спидометра используется и для автоматической регулировки
громкости в зависимости от скорости, что в открытом купе, согласитесь,
небесполезно, и для выдачи предупредительного сигнала о достижении заранее
установленного порога скорости. Для машины с динамикой SLK это тоже кажется
уместным, машина провоцирует на запредельные скорости.
Сигналы с линейных выходов VDO Dayton приходят на пятиканальный
усилитель Genesis Five Channel. Четыре канала работают на фронтальную
акустику по принципу поканального усиления: один канал – один динамик.
При этом используется встроенный кроссовер усилителя. А фильтр сабвуферного,
пятого канала остается практически без работы: его роль выполняет фильтр
сабвуферного выхода CD-3300. Так удобнее подгонять уровень басов под существенно
меняющуюся акустическую обстановку под крышей и под голубым небом.

Дизайн панели управления CD-3300 настолько в стиле интерьера
«Мерседеса», что CD-ресивер в центральной консоли выглядит совершенно
штатным устройством.
|
5-дюймовые мидбасы довольно легко ушли в штатные места в дверях,
хотя их пришлось усилить опорными кольцами. Пищалки встали на стойки и
тоже проблем не создали. Сложнее оказалось дело с сабвуфером. В штатной
комплектации в купе была установлена аудиосистема Bose, с двумя динамиками,
которые, по идее, должны были выступать как сабвуферы, только с этим никак
не справлялись. Бедолаг избавили от непосильного для них труда и вместо
них решили поставить нормальные сабвуферные головки. Вот только для «нормальных»
места оказалось недостаточно. Единственное приемлемое расположение для
сабвуферных динамиков – в задней стенке салона – только выглядит идеальным.
Почти вплотную позади этой стенки находится вертикально расположенный
бензобак, так что глубины там совсем мало. А вылезать вперед, внутрь салона
тоже не очень здорово: и архитектура машины будет испорчена, и предел
регулировки положения сидений окажется урезанным. Решение приняли такое:
на роль сабвуферов пригласили динамики Phase Linear Aliante 8. Это 8-дюймовые
динамики с плоскими сотовыми диафрагмами, имеющие очень малую габаритную
глубину. Для того чтобы их разместить в щели между стенкой пассажирского
салона и бензобаком, понадобилось увеличить глубину посадочных мест всего
на 30 мм. В принципе, Aliante оптимизированы для работы в фазоинверторах.
В «Мерседесе» же тип получившегося акустического оформления вышел вообще
не попадающим ни в какую категорию. Лучшее приближение – «частично закрытый
ящик», поскольку пространство позади сабвуферов сообщается с объемом багажника
через узкие щели с немалым акустическим сопротивлением.
Кольца, которые довели глубину посадочных мест сабвуферов
до требуемой, выступают и в роли декоративного оформления. Кольца изготовлены
из МДФ и обтянуты винилом, так же как и рамка вокруг усилителя, закрывающая
соединители. Получилась редкая по компактности практически плоская конструкция,
объединяющая и сабвуфер, и панель усилителя. Удалось-таки поместить в
ограниченном объеме и головы, и крышу...
|
|
|



|
|