КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковёр! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2002  

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Vifa M18WN-19-04

Юрий ЕВТУШЕНКО

ХОТИМ МЫ ЭТОГО ИЛИ НЕТ, НО РАЗГОВОР О CAR AUDIO ЧАСТЕНЬКО НАЧИНАЕТСЯ С УПОМИНАНИЯ AUDIO ДОМАШНЕГО, ТИПА «У НИХ ТАМ ТАК, А У НАС ТУТ ВОНА КАК». И ЭТОМУ ЕСТЬ ИЗВИНИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА. СТАРИКИ ПОМНЯТ ЕЩЁ ТЕ СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА, КОГДА ДОМА УЖЕ ИГРАЛО, И ОЧЕНЬ ДАЖЕ НЕПЛОХО, А В МАШИНЕ ТАК СДЕРЖАННО ПОСВИСТЫВАЛО И ПОХРЮКИВАЛО, И ВСЕ ГОВОРИЛИ: «А ЧТО? НОРМАЛЬНО ДЛЯ МАШИНЫ-ТО...»

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО

Мидбас размера 6,5 дюйма

КТО

Vifa M18WN-19-04

ПОЧЕМ

$240 за пару

ЧЕМ БОГАТЫ

Диффузор из целлюлозы с покрытием

Литой магниевый диффузородержатель

Звуковая катушка 40 мм

ЭТО — ПЛЮС

Высокая максимальная мощность

Ровная АЧХ

Невысокие искажения

ЭТО — МИНУС

Не самая высокая чувствительность

ОДНИМ СЛОВОМ...

Строительный материал для

бескомпромиссных

(то есть трёхполосных) систем

РЕЙТИНГ

**********

К счастью, впрочем, так говорили не все, а кое-кто уже тогда задавался вопросом, а почему, собственно? Почему нужно в машине мириться с этими «хрюк» и «пук», тогда как дома мы уже привыкли к вполне нормальному звуку? Тех, кто задавал подобные вопросы, большинство нормальных граждан считали малость того, но именно усилиями этих «подвинутых» энтузиастов возникла и произросла та самая отрасль, плодами которой мы нынче с удовольствием пользуемся. Теперь у нас, сами знаете, «в автомобиле как дома», а может, в чём-то и получше, по крайней мере, с соседями никаких проблем.

Большинство производителей домашней аудио (а теперь и видео) техники давно уже смекнули что к чему: покупки движимой техники совершаются куда чаще, чем недвижимой, как следствие, есть финансы для исследований и новых разработок, а в результате мы с вами имеем наиболее динамичную отрасль звукотехники. Конечно, первыми в эту струю влились те гиганты аудиоиндустрии, которые производят полный спектр продуктов, от транзисторов и микросхем до видеомагнитофонов и телевизоров. Специализированные акустические фирмы в мире хай-энда всегда держались несколько особняком, что связано с узкой специализацией продукции и рынков сбыта. Но и многие из них вовремя сориентировались и пожелали принять участие в дележе пирога car audio. Примеры нам хорошо известны: JBL, MB Quart, KEF...

Фирмы из Дании, этой Мекки хай-эндовой акустики, держались дольше всех. На головках Peerless, Vifa, Scan-speak построено нынче великое множество домашних громкоговорителей более или менее известных производителей, а уж сколько реализовано любительских конструкций, не поддаётся никакому учёту. Кстати, вы не задумывались, откуда в маленькой сельскохозяйственной (по большей части) Дании такое количество акустических фирм? Может быть, пиво располагает? (Начинающие акустики, примите на заметку!) Скорее всего, менталитет датчан как нельзя лучше гармонирует с разработкой и производством акустики, которая, прежде всего, требует основательности, аккуратности и неторопливости. Ну, а почему датские головки столь популярны среди самодельщиков, тоже не секрет, ибо качество самих динамиков таково, что даже при мелких недочётах конструктора громкоговорителей качество конечного продукта всё равно оказывается на высоте.

Как бы там ни было, но даже неторопливые датчане смекнули, что выход в автозвуковую отрасль нынче вовсе не означает скатывание на более низкую ступень, особенно если не отступать от принятых на фирме высоких стандартов. Я не случайно сказал «на фирме», ибо Peerless, Scan-speak, Vifa (и менее известный Logic) недавно объединились в один концерн Danish Sound Technology (попросту DST), что позволит им вести совместные исследования и избежать конкуренции друг с другом. Все три производителя, входящие в DST, по-прежнему подавляющее большинство своих продуктов ориентируют на домашний хай-фай и хай-энд, хотя в номенклатуре Vifa есть и две мидбасовые головки калибра 5,25 и 6,5 дюйма, которые специально предназначены для использования в автомобиле.

Как мы знаем, нельзя взять какую ни попадя четырёхомную головку и сказать, что она-де, теперь будет автомобильной. То есть сказать можно, и можно даже установить её в машину, но по большому счёту это будет пересадка чужеродного органа, вроде как сердца шимпанзе человеку. Мы-то теперь знаем, что мидбасовые головки для car audio отличаются от домашних по ряду параметров. Во-первых, частота их собственного резонанса может быть чуть выше — исходя из особенностей акустической среды (салона автомобиля) и из того, что «нормой жизни» в авто всё-таки является наличие сабвуфера, тогда как дома тот же шестидюймовый динамик должен худо-бедно отыграть большую часть басового диапазона. Во-вторых, шестидюймовые головки «для дома» устанавливаются обычно в полочную акустику (если в напольную — то чаще парами), и никому не придёт в голову городить для них ящик, скажем, 35 литров. У нас это среднестатистическая дверь, поэтому по полной добротности «наши» мидбасы бывают ближе к фриэйрным, то есть с полной добротностью около 0,7. Вот если динамики будут удовлетворять этим условиям, тогда можно рассчитывать, что «пересадка органов» произойдёт успешно. И ваша аудиосистема не будет «отторгать» чужеродный продукт.

Vifa M18WN-19-04 всем этим требованиям удовлетворяет, хотя по виду он очень похож на множество своих «домашних» родственников. Как и в головках серии MG, здесь литой корпус из магниевого сплава, что всегда служило гарантией его механической прочности. Кстати, если вы уже ознакомились с тестом трёхполосной акустики, то, может быть, заметили, что по форме корпуса Vifa подозрительно напоминает басовики двоих участников того теста. Не удивляйтесь, сказано же, что датские головки пользуются популярностью у многих производителей, и так оно и есть. Диффузор изготовлен из целлюлозы с водостойким покрытием — это роднит его с головками серии Classic. Такая вот трансплантация. Магнит размера практически «стандартного»: 88 х 17,5 мм, а 40-миллиметровая звуковая катушка позволяет M18WN-19-04 выдерживать долговременную мощность 150 Вт. Что означает «долговременная», изготовитель указал вполне конкретно: по стандарту IEC 268-5, то есть 10 циклов, состоящих из одной минуты «нагрева» и двух минут остывания. Шайба магнитной системы, конечно же, вентилируемая, с внутренней кольцевой проточкой. Чтобы дольше не томить вас конструктивными подробностями, переходим к электроакустическим параметрам. Как всегда, приводим данные изготовителя и то, что получено в нашей лаборатории.

Первое, второе и третье, что видно из сравнения данных «их» и «наших», это то, что головка оказалась заметно жёстче, чем было обещано. Надо думать, при более длительном «прогреве» все три параметра Тиля — Смолла изменятся в «правильную» сторону, но, конечно, не достигнут «заводских» значений. Чувствительность тоже немного понизится. Массу подвижки и силовой фактор я привожу здесь не только для ориентира, но также чтобы подчеркнуть, что конструктивные параметры, в сущности, именно такие, какими им надлежит быть по замыслу разработчиков. Кроме того, совершенно ясно, что использовать этот динамик с «фазиком» не стоит и пытаться — ничего путного из этой затеи не выйдет. Тут только акустический экран («фриэйр», если кто не понял) или же ЗЯ, и попросторнее. Вот такая АЧХ у нас получилась в «дверном эквиваленте» объёмом 35 литров.

На графиках видно, что M18WN-19-04 работает практически до частоты 5 кГц, то есть его без проблем можно использовать в паре с большинством твитеров. Благодаря монотонному спаду характеристики его можно даже не фильтровать сверху, что многие создатели компонентной акустики и делают. Вот вам одна из особенностей датских головок, которая облегчает жизнь не слишком трудолюбивым (или слишком бережливым) разработчикам акустики. Если же использовать фильтр второго порядка, то можно обойтись без цепи коррекции индуктивности.

Вообще-то, разработчики компонентной акустики, как правило, коррекцией индуктивности брезгуют, что и вызывает к жизни несколько неожиданные (для них, наверное) характеристики системы в целом. В данном случае пренебрежение коррекцией (Zobel network) особенными сюрпризами не грозит. Посмотрите на график импеданса. На частоте 5 кГц вычисленная индуктивность составила 0,26 миллигенри, что, уверяю вас, очень немного. Ну, а чтобы использовать мидбас такого класса (и цены) так, как он этого заслуживает, «резать» его, конечно, надо несколько ниже.

Взглянем на график зависимости к.н.и. этого динамика от частоты. На частотах от 100 Гц до 2,5 кГц искажения у него ниже, чем у подавляющего большинства динамиков (и ниже, чем у почти всех участников нашего «трёхполосного» теста). Выше этой частоты у M18WN-19-04 происходит переход от поршневого характера работы к модальному, сопровождающийся ростом искажений (тоже не смертельным, надо сказать). Переход этот, как говорят, «контролируемый», то есть на АЧХ не появляется могучих пиков-провалов, хотя они и есть. (Сходным образом ведут себя все диффузорные головки, только у многих этот эффект более заметен.) Вот поэтому, с позиций не только хай-энда, но и здравого смысла, желательно ФНЧ настроить ниже переходной области, но тогда уже на сцену выходит среднечастотник, и мы плавно переходим к построению трёхполосной акустики. Что касается трёхполосной акустики, то о ней в нынешнем номере сказано предостаточно, а рассказ о мидбасе Vifa я на этом заканчиваю. Если же кому-то непременно нужно резюме — советую почитать «Личное дело».

АЧХ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИМПЕДАНСА.

ЗАВИСИМОСТЬ НЕЛИНЕЙНЫХ ИСКАЖЕНИЙ ОТ ЧАСТОТЫ (Р = 25 Вт RMS).

Рубрики • На ковёр! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2002  
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования