
ЕЗДИТЬ И ЗВУЧАТЬ
Range Rover Студия «Аудиохирургия»
Было время, когда такие машины комплектовались на заводе-изготовителе
аудиоаппаратурой Harman/Kardon. Этому экземпляру английского внедорожника
повезло меньше. Перед боксами студии «Аудиохирургия» припарковалось
произведение чопорных и консервативных подданных Британской короны
с аудиотехникой, сделанной далеко к юго-востоку от Вестминстера.
Передвигалась машина прекрасно, а звучала...
О ПОЗНАНИЯХ ХОЗЯИНА RANGE ROVER в музыкальной аппаратуре
и его представлении о качественном звуке можно судить по привезенному
им набору компонентов. Головное устройство Clarion DXZ 928 R, основной
усилитель - четырехканальный PPI 4240, сабвуферный - PPI 2120, фронтальные
динамики - MB Quart PSD 316, тыловые - MB Quart PSD 216, сабвуфер
- JL Audio 10W6. Обращает на себя внимание то, что заказчик сразу
был ориентирован на трёхполосный фронт. Профессионалы подтвердят:
на переделку торпедо или дверей, требуемую при установке трёхполоски,
многих владельцев породистых автомобилей сподвигнуть нелегко, а
тут человек сам привез...

Мастера, по достоинству оценив выбранный комплект,
внесли в проект небольшие изменения. Решено было добавить в схему
еще один двухканальный усилитель PPI 2240 и буферную емкость Dietz
1F. Конденсатор - понятно для чего, «подпереть» усилители по питанию,
что всегда позитивно сказывается на звучании, особенно когда система
получается мощной. А дополнительный усилитель понадобился вот зачем.
Трехкомпонентный комплект MB Quart PSD 316 комплектуется очень продвинутым
пассивным кроссовером. Он снабжен раздельными входами для подключения
НЧ и СЧ/ВЧ-звеньев по схеме bi-wiring. Но это же создаёт и возможность
организовать близкое к поканальному подключение. В этой схеме, как
бы 2,5-канальной, на мидбасы подается сигнал со своей пары каналов,
а на средне- и высокочастотники - со своей. Усилители при этом работают
в более благоприятном режиме: деликатный СЧ/ВЧ-тракт освобождается
от мощных низкочастотных сигналов, вызывающих интермодуляцию, а
суммарная мощность фронтальной акустики (без опасности сжечь пищалки
при клиппировании) возрастает. При этом сохраняется главное, почти
единственное преимущество пассивных фильтров перед активными: их
характеристики оптимизированы для конкретных головок, с которыми
они должны работать.
Проводив заказчика домой, мастера приступили к реализации
задуманного. Разобрали двери, все пять, багажник, частично салон
и принялись за шумоизоляцию. Тщательно проклеили дверные панели
и их обшивки, пол багажника. Использовали материалы STP в несколько
слоев, так называемый сэндвич.
После начали прокладывать проводку. «Аудиохирурги»
считают, что акустические кабели нужно, во избежание нежелательных
наводок, свивать. Так поступили и в этом случае. Остальные кабели
проложены отдельно: сила - справа, линейники - слева.
Только приступили к установке аппаратуры, как в студию
приехал клиент. И не просто так, полюбопытствовать, как идет работа,
а с новыми идеями. В соответствии с ними головное устройство следовало
заменить одноименным, но уже не просто звуковым, а мультимедийным
- Clarion VRX 928 RVD с выдвижным экраном. К нему же, что естественно,
добавить и ТВ-тюнер Clarion TTX 7503Z с комплектом антенн Clarion
ZCP 100.
Новая «голова» состоит из двух блоков - основного
и AV-мастера. Основной блок с экраном установили на штатном месте,
а AV-мастер переехал в багажник.
В «родной» комплектации Range Rover предусмотрено
место для твитеров в уголках боковых зеркал. Такая схема работает,
но не во всякой машине и не со всякой акустикой. Поэтому решено
было переместить высокочастотники на стойки лобового стекла, как
в лучших домах родины внедорожника. Ориентированы ВЧ-динамики на
лобовое стекло, благодаря чему удалось умерить порой излишний пыл
титановых куполов на самых верхних частотах, звук смягчился и стал
более комфортным. Да и на звуковой сцене такая ориентация сказалась
позитивно. Созданные заново стойки обтянули натуральной кожей в
цвет салонной отделки.
Серьезной переделке подверглись двери. От внешнего
тюнинга обшивок решили отказаться, а с внутренними частями двери,
не видимыми глазу, поработали основательно.
Для фронтальных мидбасовых динамиков изготовлена
специальная площадка из 18-миллиметровой фанеры, на которой установлены
внутренние подиумы и волноводы. Мидбас играет на полный объем двери.
Под среднечастотное звено выделили отдельный объемный корпус из
стеклопластика (динамик диффузорный, а не купольный) плюс фанерное
усиление обшивки, на котором закреплен сам динамик.
Примерно по такой же схеме работали и с задними дверями.
Мидбас на дверной объем, с установкой на фанерном подиуме. Но, в
отличие от передних дверей, на месте среднечастотника установлен
твитер. Таким образом, дизайн и передних, и задних дверей удалось
полностью сохранить.
В багажнике устроилась вся остальная аппаратура.
При ее обилии объем грузового отсека практически не нарушен, что
стало признаком хорошего тона во всех серьезных установочных центрах.
В нише правого заднего крыла установлена усилительная часть системы.
Это все три усилителя, AV-мастер, TV-тюнер, конденсатор. Для расстановки
компонентов изготовили подиум сложной формы. На расположенных под
углом друг к другу панелях разместили усилители и кроссоверы передней
акустики. За ними, с тыльной стороны подиума - AV-мастер, TV-тюнер
и конденсатор. Естественно, что конструкция получилась достаточно
тяжелой, что потребовало от инсталляторов дополнительных усилий
для ее надежного закрепления. Штатная обшивка кардинальным образом
переделана. Для усилительного подиума в ней изготовлено окно. На
подиуме установлена фальшпанель с прорезями для «спинок» усилителей
и кроссоверов. Обшивка и фальшик обтянуты карпетом, подобранным
в цвет «родного».
В противоположной нише - сабвуферный ящик, а за ним
расположились кроссоверы тыловой подзвучки. Короб для низкочастотного
динамика сделан комбинированным - фанера и стеклопластик. Оформление
НЧ-звена - фазоинвертор с объемом корпуса 35 литров. Выход тоннеля
фазоинвертора и диффузор динамика расположены в одной плоскости.
Корпус сабвуфера закрыт фальшпанелью, обтянутой карпетом, динамик
- надежным грилем. Багажник все-таки. Поклажа всякая...
Звуковой сигнал поступает с основного блока головного
устройства на AV-мастер, который, в свою очередь, распределяет его
по усилителям. На фронтальные динамики подается сигнал с четырехканального
усилителя PPI 4240. Два канала работают на мидбасы, два - на СЧ/ВЧ-динамики.
Фронтальный сигнал обрезан на 70 Гц. Тыловая подзвучка работает
от PPI 2120 через «родной» кроссовер без излишних премудростей.
Сигнал на тыл идет от 80 Гц и выше. Две звуковые катушки сабвуфера
подключены к PPI 2240 параллельно, так что усилитель работает мостом
в нагрузку в 6 Ом. Это позволяет снять достаточную мощность с усилителя,
действующего по-прежнему в оптимальном режиме, без перегрузок по
току.
Незадолго до знакомства с этим автомобилем я купил
диск «The V.I.P. Club». Это хороший добротный джазовый проект с
участием известнейших музыкантов: Chuck Loeb, Kim Woters, Jeff Golub,
Will Lee, Phil Upchurch. Музыка просто шикарная. Я решил поставить
этот диск в Range Rover. Как передать атмосферу камерного джазового
клуба словами? Мне трудно, а машине это удалось очень близко к оригиналу.
Нежные, рассыпчатые тарелки. У малого барабана ощущается удар по
мембране. Слышен перебор струн гитары. Четкие, упругие, структурированные
контрабас и бас-гитара. При небольшом количестве музыкантов их расположение
угадывается безошибочно. Звучание получилось строгим, точным и с
необыкновенным чувством достоинства. Теперь Range Rover не только
ездит, но и звучит так, как положено британцу из хорошей семьи...
АВТОМОБИЛЬ: Range Rover
ИСТОЧНИК: Clarion VRX 928 RVD + TTX 7503Z
УСИЛИТЕЛИ: PPI 4240, PPI 2120
АКУСТИКА: MB Quart PSD 316, MB Quart PSD 216
САБВУФЕРЫ: JL Audio 10W6
СТУДИЯ: «Аудиохирургия»
|

Головное
устройство предстояло заменить почти одноименным, но мультимедийным
- Clarion VRX 928 RDV с выдвижным экраном.

Ориентация
вч-динамиков на лобовое стекло помогла умерить пыл титановых куполов
на самых верхних частотах.

Новая «голова»
состоит из двух блоков - основного и AV-мастера. Основной блок с
экраном установили на штатном месте, а AV-мастер переехал в багажник.

На переделку
торпедо или дверей, требуемую при установке трехполоски, владельцев
породистых автомобилей сподвигнуть нелегко.

Объем грузового
отсека практически не нарушен, что нынче стало признаком хорошего
тона.
Дизайн
дверей удалось полностью сохранить.

В задних
дверях на месте среднечастотника установлен твитер.

Оформление
сабвуфера - фазоинвертор с объемом корпуса 35 литров. Материал корпуса
- фанера и стеклопластик.

На подиуме
в нише правого заднего крыла установлены все три усилителя, AV-мастер,
TV-тюнер, конденсатор.

Трехкомпонентный
комплект MB Quart PSD 316 комплектуется очень продвинутым пассивным
кроссовером.
|