КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2003  

ВОПРОСЫ ПОЛА*

Audi A4 Студия Nikk

Николай КИРЕЕВ

* Заголовок повторяет название другой статьи, шестилетней давности. На его использование у автора имеется разрешение и целых две причины, вместо одной у автора первой публикации.

Я услышал в трубке очень взрослый холодный голос, напоминающий голос Нонны Бодровой, в советские времена озвучивавшей официальные сообщения. Обладательница строгого голоса искала ответ на вечный вопрос: как озвучить автомобиль качественно и недорого. Женщина за рулем сейчас никого не удивит, но для любого установщика дама - заказчик аудиосистемы - по-прежнему сенсация...

БЫЛ НАЗНАЧЕН СРОК, И В НАЗНАЧЕНный час я увидел сначала тюнинговую «Ауди А4» терракотового цвета, а мгновение спустя - очаровательное юное создание за рулем, говорившее совершенно нормальным девичьим голосом. Позже выяснилось ее умение говорить и так, и эдак. И на самые разные темы, включая автозвук. А тогда, после того, как мы вместе оценили по достоинству хрип «родных» динамиков Audi, я пересадил Машу в свой «демо-Москвич» с напольной акустикой, пример того, как можно получить в рамках очень ограниченного бюджета качественную звуковую сцену и мощный бас. Пройдет недолгое время, и оценки вполне естественным образом изменятся на значительно менее радужные, но тогда это был восторг. «Неужели у меня будет что-то хоть немного похожее на это чудо?!» И средства, уже ассигнованные на покупку летних шин, хозяйка «Ауди» решила перевести в иную статью расходов - «на музыку». Шины были не для «Ламборгини», сумма - недостаточной для приличной системы, но решили начать, а там видно будет. А узнав, что Маша не чужда и спорту, я предложил сразу ориентироваться на участие в соревнованиях. «А мы сможем?..» - «Сможем», - предположил я. И не ошибся.

Оставшийся от прежнего владельца машины простенький Alpine был сменен на Clarion модели HX-D10, аппарат с уникальным 24-разрядным ЦАПом и 128-кратной передискретизацией, в результате чего достигается удивительно нежная и точная проработка верхов при рельефном и мощном басе.

Еще одно ограничение - багажник должен сохранять свою функциональность, а спинка заднего сиденья - по-прежнему складываться для перевозки сноуборда. Это однозначно привело к выбору фри-эйрного оформления сабвуфера. А поскольку баса хотелось много, я решил поставить две 10-дюймовые головки Lanzar SB-107. Довольно устойчивая группа профессиональных установщиков усиленно насаждает мнение о том, что звук фри-эйра плох, а изготовление его очень сложное. Мое глубокое, подкрепленное практикой мнение противоположно: при правильном подборе головки бас фри-эйра чистый, легкий, «быстрый», без запаздываний, артикулированный и глубокий, а кажущаяся простота и «невидимость» для клиента изготовления и монтажа делают free air невыгодным для установочной индустрии. Не о том, ребята, беспокоитесь. Сейчас рынки завалены готовыми сабвуферами по бросовым ценам. И не каждому клиенту можно объяснить, что тоненькие и маленькие ящички с рынка не дают реализовать потенциал сабвуферного динамика, установленного в нем. Поэтому фри-эйр - наиболее эффективный конкурент этой ширпотребной продукции. Единственное, в чем он безусловно проигрывает ящику, - это меньшее максимальное звуковое давление на самых низких частотах. Но «наша» «Ауди» показала летом в Тушино 129 дБ - более чем достаточно в повседневной эксплуатации.

Бюджет не позволял поставить «Эзотерики», и пробовались разные аппараты средней ценовой категории (например, уже снятые с производства, но более качественные, чем ныне выпускаемые, Lanzar Opti Drive, Zapco Competition, Macrom). Они очень достойно звучали на идеальных фонограммах тест-дисков. Но когда Маша ставила компакты из тех, что слушает «для себя», то чуть ли не морщилась от боли, вызываемой комбинационными искажениями. «Ты слышишь, как режет уши?!» Я-то слышал, в шутку предлагал выкинуть эти диски и слушать нечто получше, но голова от этого болеть не переставала... Проблема не решалась долго, пока не появились в Москве после долгого перерыва усилители Poweramper, причем ранее мало ввозимой младшей линии Q. Обладая той же симметричной схемотехникой, они сделаны в более дешевых корпусах, имеют не столь мощный преобразователь напряжения и меньше транзисторов на выходе, из-за чего не могут работать на низкоомную нагрузку. Но звук их, при гораздо меньшей цене, фирменный - чистый, воздушный и сохраняющий ощущение пространства.

И еще один вызов был в построении фронтальной акустики. Я обычно строю ее на базе напольного расположения мидбасов. Эта задача решается без особых сложностей при традиционных креслах с двумя полозьями, но VAG (чертовы оригиналы!) делает сиденья трехопорные с большим продольным полозом посередине кресла. Поэтому считается, что ящики под сиденьями в «Ауди» невозможны. Однако же удалось найти конфигурацию с объемом, достаточным для работы пятидюймового мидбаса - Lanzar CS-54, еще раз напомню: бюджет очень ограниченный!

Почему пол? Об этом было в статье А. Елютина «Вопросы пола» (первой с этим заглавием), которую я прочел еще в 1997 году. Помимо высоких требований по виброизоляции дверей и эффекта «радужной» сцены, а это вопросы решаемые, двери имеют принципиальный недостаток: противофазное излучение двух сферических интерферирующих волн, приводящее к провалам на АЧХ в области обертонов басовых звуков (см. еще одну фундаментальную статью, теперь уже Г. Татевяна, «Вид на сцену из отпуска», «АЗ» №11/2000), вследствие чего невозможно обеспечить передний бас для всех фонограмм. Настройка оказывается очень зыбкой. Ведь короля играет свита, у нас бас воспроизводится, главным образом, мидбасами, поскольку энергия басового сигнала сосредоточена в основном в обертонах, а они оказываются неравномерно ослабленными. Сабвуфер должен воспроизводить практически только основной тон баса, создающий тактильное воздействие, но из-за слабости воспроизведения обертонов его уровень приходится повышать, в результате чего из-за перегрузки усилителя и выхода амплитуды качания диффузора за пределы линейного диапазона начинают излучаться обертоны, сгенерированные уже в сабвуферной установке, и бас начинает отчетливо локализоваться сзади. Либо он становится попросту слабым.

При напольном расположении мидбасов они работают синфазно и излучают почти плоскую волну. В итоге бас воспринимается как гораздо более мощный и артикулированный, всегда передний даже при уровне, сильно завышенном по сравнению с линейной АЧХ. Удовольствие непреходящее!

И как довесок к этому - автоматически получающаяся (совместно с твитерами на стойках, а выбор был тоже естественный, Morel МТ2) широкая, стабильно высокая и симметричная стереопанорама. Она же звуковая сцена. Тут возникает еще один аргумент против процессорных систем. Ведь сделав хорошо звучащую систему, хочется похвастаться («каждый, кому нечем похвастать, может считать себя скромным»). Вот и сажаешь кого-нибудь на пассажирское кресло, включаешь фонограмму и расплываешься в самодовольной улыбке. А пассажир, недоуменно слушая невразумительный звук из одной точки - ближайшего среднечастотника, - думает про водителя недоброе. И он прав...

Первая проба оказалась не совсем удачной - только пятое место на соревнованиях в Тушино. «Работа над ошибками» привела к смене сабвуферного усилителя на Nakamichi PA1002, в дополнение к Poweramper Q 450, фронтальная акустика была сделана с поканальным усилением с внешним кроссовером Poweramper ХА-22. Выбор в его пользу был сделан благодаря заметно меньшим комбинационным искажениям, чем в аппаратах конкурирующих фирм. Однако уже тогда разрешающая способность системы оказалась такой, что слышны были искажения и ХА-22, а практически не соответствующая никакой теоретически описанной математической аппроксимации передаточная функция, к тому же изменяющаяся при вращении потенциометров, не способствовала хорошей фокусировке.

На соревнования ЛАС машина не ездила сознательно, я считаю, что в методике FSQ неоправданно высока цена шумоизолированности машины по сравнению с явно заниженным удельным весом оценки фронтальной звуковой сцены.

На финале 2002 года достигли первого успеха - второго места. Причем опытными участниками и судьями отмечалась хорошая проработка верхов и лучшая среди беспроцессорных машин сцена.

Настоящий азартный спортсмен не останавливается на достигнутом. Наша героиня потрудилась зимой гидом и заработала на первый этап дальнейшего апгрейда системы. Было очевидно, что бюджетный мидбас не обеспечивает достаточного качества звучания: панча, согласования с сабом и проработки СЧ. В поле зрения возник пятидюймовый мидбас Rockford Fosgate FNQ-2405, на сегодня снятый с производства представитель серии со стекловолоконным пропитанным диффузором и магнитом, по размерам превышающим диффузор. Параметры его таковы, что оптимальным для него является объем около трех литров. Корпуса для мидбасов пришлось делать новые: диаметр фланца этой пятидюймовки был как у шестерки, да и дизайн решили изменить. Надо особо отметить, что, несмотря на криволинейные образующие ряда мест корпуса, он изготовлен, как и прежде, полностью из фанеры.

Издержки поканального усиления стали очевидны, и вместо усилителя 4 по 50 Вт был применен аппарат той же серии, но 2 по 100 Вт с целью повышения макродинамики. Кроссоверы использовались пассивные собственного изготовления и с некоторыми особенностями. Первое же прослушивание показало, что цель была достигнута - бас стал еще более мощным и глубоким, появился требуемый панч, сцена обрела еще большую глубину, улучшилась фокусировка и разрешение в области средних частот, улучшилась линейность воспроизведения самых верхних частот. Заодно стали очевидными пути дальнейшего повышения качества и соревновательных кондиций.

А как далеко удастся по этому пути пройти, покажет новый сезон, он уже начался...

«Двухкнопочный» пульт новых «Клэрионов» все чаще ставят не на руль, а на ручник.

У Clarion HX-D10 со 128-кратной передискретизацией удивительно нежная и точная проработка верхов при рельефном и мощном басе.

Считается, что ящики под трехопорными сиденьями в «Ауди» невозможны. Однако же удалось найти конфигурацию с объемом, достаточным для работы пятидюймового мидбаса.

Совместно с твитерами Morel МТ2 на стойках напольные мидбасы дают широкую, стабильно высокую и симметричную звуковую сцену.

В багажнике просто и «в лоб» установлены два усилителя, два сабвуфера, пассивный кроссовер и буферная емкость.

АВТОМОБИЛЬ:
Audi A4

ИСТОЧНИК:
Clarion HX-D10

УСИЛИТЕЛИ:
Poweramper Q 2100,
Nakamichi PA1002

АКУСТИКА:
Rockford Fosgate FNQ-2405,
Morel МТ2

САБВУФЕРЫ:
Lanzar SB-107

САЛОН ЗВУКА:
Nikk

Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2003  
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования