Специализация Range Rover * Студия «Гард»
Универсальность чего бы то ни было — отличная штука, если смотреть
на нее со стороны, с расстояния или через витринное стекло. Потому
что универсальность означает избыточность, а избыточность легко
может оказаться невостребованной, но уж точно не бесплатной. Да
и вообще, руководствуясь любимыми доводами профессора Преображенского
(здравый смысл и жизненная опытность)...
...НИКОМУ И В ГОЛОВУ НЕ ПРИдёт перевозить на истребителе 350
пассажиров за раз, а на гоночном болиде с ходу преодолевать полуметровый
брод. Равно как и вступать в бой за родину на «Боинге 767» или
за кубок — на джипе.
В домашнем обиходе аудио и домашний театр разошлись
довольно скоро и по-хорошему. Начиналось все с систем с замахом
на универсальность, хочешь — стерео просто
так, хочешь — 5.1 под видео. Цены на такое чудо помните какие были? Прощай,
средний класс... Потом оказалось, что и лучше, и удобнее кому надо стерео
— взять стерео (от хай-энда до музцентра, по деньгам), кому надо
кино с сурраундом
— от опять хай-энда, только театрального, до более чем доступной вещи «из
коробки».
В автомобиле тоже некоторое время пытались создавать
установки на все случаи, но потом и здесь воцарилась специализация.
Киносистема в машине оказывается
совсем другой, нежели чистое стерео в той же машине. Цели разные, а значит,
и средства их достижения могут не совпадать. А могут совпасть по форме,
но не по характеристикам. Например, сабвуфер, который давно уже
стал стандартом
де-факто в мобильном звуке, в мобильный театр пришёл из домашнего, и пришел
другим, для иного типа баса. Эксперименты с центральным каналом для стерео
велись и ведутся, но всегда под сурдинку, а в театре, хоть домашнем, хоть
мобильном, хоть хай-энд, хоть из коробки, без центра никак, он, главным
образом, и говорит
человеческим голосом. Или вот тыловая акустика. Адепты чистого аудио в
машине едят глазами отщепенцев, оскоромившихся тыловой подзвучкой
или, упаси бог,
клубным «звуком-вокругом». Театр без тыла перестал бы быть 5.1, а превратился
бы в троечника, по цифре и по существу. Мир, как ни странно это звучит,
воцаряется лишь на фронте, и в театре, и в стерео он несёт львиную
долю информации,
а поэтому необходимость его никем не оспаривается и реализации его уделяется
самое первостепенное внимание.
Итак, как может выглядеть вполне достойный подражания
образчик мобильного театра сезона весна — лето 2004? Вот, пожалуйста...
Заказчик этой системы лишен экстравагантных привычек
(тратить не считая) и не лишен житейских (тратить считая), и по
этой ли причине, по иной
ли может себе позволить некоторую специализацию имеющихся транспортных
средств.
Одно
из имеющихся — это известный британский внедорожник, размеры и проходимость
которого позволяют легко перевозить на прицепе другой имеющийся транспорт,
специализированный, например снегоход. Это само по себе требует простора
в
багажном отделении автомобиля, тем более что в салоне, как у любого
хорошего семьянина, должно оставаться место как старшему, так и
подрастающему
поколению. И не только место, но и способ скоротать неблизкий путь
до снегоходных
трасс. Водителю и его спутнице — современная лёгкая музыка, ТВ и видео,
а отпрыскам
— опять же видео и игровая консоль. Обо всём упомянутом заказчик хорошо
знал и смог доходчиво рассказать. Не сказал лишь о том, о чём ни он,
ни многие
другие водители Range Rover’ов даже и не подозревают, — отвратительная
электромагнитная обстановка внутри автомобиля. Который мог бы служить
учебным пособием в школьном
курсе физики (тема: «Электромагнитные поля вокруг нас»). Достаточно
поместить внутрь салона работающее аудиоустройство, как буйство
полей становится
слышно очень ясно и хорошо. Что для иных, не учебно-методических задач
как раз совсем
нехорошо.
Театральная система в Range Rover построена на
активных компонентах также узкоспециального применения, словно
с оглядкой на домашние компонентные
стойки. Хотя, надо заметить,
уровень специализации заметно уменьшается по мере усиления сигнала.
 Головное устройство Kenwood модели KVT-920DVD состоит
из двух блоков: блок LCD-монитора с проигрывателем DVD и подключённый
к нему по цифровой
шине
блок ресивера с коммутатором источников. Монитор «головы» несёт
визуальный ряд только
для переднего ряда сидений, хотя дальнозорким хорошо видно и с
галёрки. Обычные седоки второго ряда получают свою порцию видео
через отдельный
LCD-монитор
Kenwood LZ-651W, подключенный к выходам ресивера. Поскольку «голова»
специальная и «питается» DVD, одну пару стереовходов ресивера занял
CD-чейнджер Kenwood
KDC-C669. Звуковой сигнал, собранный в одном месте и отсортированный
по источникам, с ресивера поступает на обязательный «театральный»
компонент — процессор
многоканального звука Kenwood KDS-P900, само собой разумеется,
в отдельном корпусе. Все усилительные
мероприятия проходят в двух блоках — пятиканальном DLS A7 Big Five
серии Ultimate общего назначения и отдельном, очень специальном,
как вы понимаете,
усилительном
комплекте центрального канала KSC-900CTR. Универсал Big Five нагружен
трёхкомпонентными
DLS UP36 для фронтальной части и двухкомпонентными DLS UP6 — для
тыловой. Место примирения мобильных систем всех специальностей
— сабвуфер —
построен на 25-сантиметровой
головке DLS MW110. Среди вспомогательных блоков — транскодер SECAM/PAL
AVC500SP, который позволяет второму ряду смотреть эфирные ТВ-программы
в цвете. ТВ-сигнал
поступает с двух разнесённых антенн из комплекта головного устройства,
а сигнал УКВ-радиостанций ловит одна из штатных антенн, «нарисованная»
тонкими
дорожками
на заднем боковом стекле.
Монтаж активных и пассивных элементов системы был
подчинён главному её назначению — донести до зрителя видеоряд со
звуком с минимальным
ущербом
для внутреннего
убранства (и внутреннего объема) салона. В такой постановке многие
решения продвинутых аудиосистем оказываются чересчур тяжелыми
по бюджету, трудозатратам
и габаритам, универсального варианта пока ещё не придумали. А
в специализированной театральной системе звук следовало воспроизвести
с максимальным качеством
речи в центральном канале и обеспечить наилучшую передачу среднего
и верхнего диапазонов
специальных эффектов во фронтальных (ФК) и тыловых (ТК) каналах.
Общую же для всех каналов низкочастотную и, учитывая театральное
назначение,
сверхнизкочастотную
информацию должен был отработать сабвуфер.
Акустику ФК и ТК без долгих колебаний смонтировали
в штатных местах передних и задних дверей, тем более что на заводах
компании
Rover
их изготавливают
сравнительно неплохо, грех жаловаться. Конечно, дополнительная
шумоизоляция наружной металлической
обшивки им совсем не повредила, а что касается внутренних конструкций,
то они оказались действительно конструкциями, весьма далёкими
от плоскости штампованных
листов и с огромными технологическими окнами. Потому на должность
акустического экрана назначили внутреннюю декоративную обшивку,
которую основательно
заглушили и тщательно подготовили к беззазорной стыковке с
посадочными местами под
динамики.
Сами заводские фланцы вполне способны выполнять свою задачу
и после обработки стыков герметиком хорошо подошли для монтажа
выбранной
акустики. Небольшой
переделке и декорированию подверглись и защитные сетки, хотя
к ним осталось несколько вопросов, в частности, низкая акустическая
прозрачность
заводского
гриля для мидбаса. Решение приняли в пользу сокращения сроков
и
затрат, избежав радикальной переделки внутренней обшивки дверей.
Что до пищалок
фронтальных
каналов, размещённых в уголках крепления зеркал, то здесь заводской
вариант совершенно не годился, сетчатые грили изготовили заново
и обтянули акустически
прозрачной тканью.
Самым серьёзным и тщательным образом был реализован
излучатель центрального канала, в мобильном театре с этим не шутят,
отсюда
идет весь драматизм
происходящего на экране. Поэтому никаких экспериментов типа
«из подлокотника на стекло»,
всё по-честному и в лоб. Резать так резать. Резали переднюю
панель, резали приклеенные к ней снизу воздуховоды для освобождения
места
под головку
из «центрового» комплекта Kenwood, скрупулёзно разваривали
трубы по-новому, подбирали форму
и кривизну декоративной накладки с защитной сеткой для сохранности
общего решения передней панели.
В средней части салона, в бардачке подлокотника,
установлен дистанционный регулятор баса. Стенка бардачка, обращённая
ко второму ряду сидений,
дополнена небольшой
панелью с гнездами для подключения игровой приставки и
наушников.
Работы в багажном отделении также проходили с минимальными
разрушениями и максимальным использованием заводских
декоративных элементов.
Корпус суббасового
излучателя
смонтирован слева, в нише заднего крыла, и сделан достаточно
компактным, чтобы не отъедать полезную площадь. Стенки
закрытого ящика объёмом
21 литр вырезаны
из листа MDF, укатаны изнутри листами толстой шумоизоляции
и проклеены поверх неё ячеистым поролоном. По мнению
установщиков, калибр головки
«музыкального» саба для кузова такого внутреннего объёма
должен был быть не менее 12 дюймов,
и, в принципе, его можно было бы поместить если не в
такой же,
то в ненамного больший объем. Однако в театральной системе
сабвуфер должен
играть ниже,
чем в музыкальной (он здесь часто действительно «суб»),
и было рекомендовано
пойти
на уменьшение калибра, с тем, чтобы акустическое оформление
можно было настроить
на более низкую частоту максимума отдачи.
Многоблочная гроздь активных компонентов помещена
в нишу правого заднего крыла в виде двухслойной конструкции.
Она понадобилась
по двум причинам:
сделать
систему максимально компактной и максимально защитить
ее от наводок от бортовой электроники. В Range Rover
любые
мало-мальски длинные
слаботочные соединители,
проложенные в передней части салона, немедленно собирают
все
помехи и
радостно несут их на входы усилителя: «Вот, пожалуйста,
хотите — писк, хотите —
треск, а вот вам еще и стрекот». Ну уж увольте от такого
аккомпанемента. Все межблочники
DLS SL 5 Pro с аналоговым сигналом внутри максимально
удалили от источника помех, а оставшиеся в самом «пекле»
головной
блок и соединительная
шина к помехам не чувствительны в силу своей цифровой
сущности. Все «земляные»
провода
питания
блоков собраны в одном месте и привинчены к кузову
в специальной точке
заземления, предусмотренной заводом. Похоже, там знают
электромагнитные повадки своего
детища и выдают маленький бонус установщикам. Всю конструкцию
двухслойной грозди закрыли декоративной фальшпанелью,
через вырезы которой
высовываются подсвеченный
Big Five, чейнджер и конденсатор.
Предварительная настройка театральной системы сродни
процессорному стерео. А как иначе, раз есть процессор,
то уж приходится
выставлять расстояние
в метрах или миллисекундах, есть такая специальная
процедура. Параметры настройки
фильтров
верхних частот имеют следующие значения: фронт и
тыл 90 Гц 12 дБ/окт., центр 120 Гц 18дБ/окт. Фильтр нижних
частот
суббасового канала
настроен на
60 Гц 18 дБ/окт. Приведённые значения имеют характер
предварительный, разогревочный, и будут скорректированы
уже после разминки
компонентов.
Как и значилось в задании, звук получился исключительно
театральным, с хорошей артикуляцией и приятной
проработкой речевого диапазона.
Удивительно, как
ловко с этим справляется малогабаритный динамик
блока центрального канала Kenwood,
хотя если вспомнить, как выглядит акустика центрального
канала современных «коробочных» домашних театров,
то и не так удивительно.
Бас порадовал
своей
правильной мясистостью, которая в чистом аудио
показалась бы избыточной, но очень подходит именно для театральных
моментов. Аудиофил со
стажем, вне всякого
сомнения, придрался бы к прослабленному верхнему
басу, но ведь
на то он и аудиофил, чтобы быть ссылкой, референсом,
так сказать, на
то,
как следует
звучать правильной
стереосистеме. А у нас правильный мобильный театр
бюджетной (по сравнению со стоимостью носителя)
категории,
инструмент
специализированный
и справляющийся со своими обязанностями получше
многих систем, претендующих
на универсальность. |

 

 Для пищалок фронтальных каналов в уголках крепления
зеркал заводской вариант не годился, грили изготовили заново и
обтянули акустически прозрачной тканью.

Седоки второго ряда получают свою порцию видео через отдельный
LCD-монитор Kenwood LZ-651W, подключенный к выходам ресивера.


Акустику ФК и ТК смонтировали в штатных местах передних и задних
дверей, защитные сетки подверглись небольшой переделке и декорированию.

Всю конструкцию закрыли декоративной фальшпанелью, через вырезы
которой высовываются подсвеченный Big Five, чейнджер и конденсатор.

Корпус суббасового излучателя смонтирован слева, в нише заднего
крыла, и сделан достаточно компактным, чтобы не отъедать полезную
площадь.





От голой ниши крыла до готового компактного блока обработки и
усиления сигнала, шаг за шагом.
АВТОМОБИЛЬ:
Range Rover
ИСТОЧНИКИ:
Kenwood KVT-920DVD,
KDC-C669
ПРОЦЕССОР:
Kenwood KDS-P900
МОНИТОР:
Kenwood LZ-651W
УСИЛИТЕЛЬ:
DLS A7 Big Five
БЛОК ЦК:
Kenwood KSC-900CTR
АКУСТИКА:
DLS UP36 A, UP6
САБВУФЕР:
DLS MW110
СТУДИЯ:
«Гард» |