РЕДКИЕ ЗЕМЛИ
Сабвуфер
DLS Ultimate Iridium12
Марк ГАСАНОВ, измерения Юрий ЕВТУШЕНКО
Иридий, в честь которого назван этот сабвуфер — металл редкоземельный.
Как и неодим, применяемый у нас повсеместно в магнитах пищалок,
а время от времени
— и мидбасов. Случись таким металлам оказаться основой магнита этого
произведения, тут бы сказке и был конец. При весе магнита больше
пяти кило это было бы
уже экспортом металлов в промышленных масштабах. Что у нас
довольно быстро начинает
называться «в особо крупных». К счастью, экспортировали изделие из Швеции,
с них и спрос.
ДА И МАГНИТ НЕ РЕДКОЗЕМЕЛЬный, так, обычный феррит, колечко
диаметром 220 мм. Вообще, я не знаю, в каком порядке вы
привыкли перелистывать страницы
периодических
изданий. Есть две школы, с начала и с конца. Так что с вероятностью
0,5 вы уже видели тест другого 12-дюймового сабвуфера, составляющего
этому полнейшую
противоположность.
Формально — тоже 12-дюймовая головка. Только весит
13 кг и при установке уходит внутрь отведенного для неё ящика на
150 мм. Принципиально конструкция
самая традиционная.
Однажды кем-то придуманная геометрия литой рамы с четырьмя коробчатого
сечения спицами переходит из модели в модель уже не первый год. Материал
диффузора
— литая целлюлоза, толщины, правда, лютой, судя по жёсткости. Довольно
жёсткий подвес в целом, при неожиданно мягком внешнем гофре, что,
как известно, идёт
на пользу линейности головки, поскольку уменьшаются изгибные деформации
диффузора, его никто не хватает за края, как в случае более распространённых
жёстких
гофров.
Но тогда сам диффузор должен быть способен сохранять форму в процессе
колебаний, так что в этом отношении у «Иридиума» достигнута, и наверняка
не случайно,
полная гармония отношений.
Сабвуфер двухобмоточный, с секциями по 4 Ом, что
тоже весьма и весьма традиционно. Мало мы видели двухкатушечных
сабов? Да не сосчитать.
Однако впервые встречаемся
с такими интересными предложениями производителя, касающимися использования
«двухкатушечности». Что обычно делают с секциями звуковой катушки
у сабвуферов с импедансом 4 + 4?
Семеро из десяти намертво соединяют секции в параллель, получают
2-омную головку, и на этом все игры заканчиваются. Остальные трое
из этого
же неробкого десятка
вешают каждую секцию на свой канал усилителя. Один из ста, которого
не видно в предыдущей, округленной до целых чисел статистике, соединяет
катушки последовательно
и получает
8-омный сабвуфер для несколько более аккуратного
(в силу возросшего демпфирования), но существенно менее мощного
баса.
Не удаётся припомнить случаев сознательного использования
лишь одной звуковой катушки. И уж точно — ни одного случая подобных
рекомендаций
со стороны
производителя. Даже наоборот — многие курсивом выделяют в мануалах,
что, мол, нельзя подключать
лишь одну катушку.
А кстати, почему? Снижается допустимая мощность,
которую нередко приводят как «столько-то ватт на катушку», а это
не совсем
корректно. Допустимая
мощность для сабвуферов ограничена в основном теплостойкостью
привода и тем, насколько
эффективно он отводит тепло. А как оно выделится — на одной
секции обмотки или
на двух, — не так важно, ведь такие катушки наматываются,
как правило, в два провода, так что внутри медного массива тепло
разойдётся
почти одинаково равномерно,
это потом, когда от меди к воздуху, начнутся проблемы.
Второе соображение, на этот раз справедливое: параметры
динамика с одной включённой катушкой и с двумя будут разными. Это
верно, но если
известны
и те и те, то почему
не считать, что у нас есть динамик с двумя режимами работы
и не выбрать наиболее подходящий для того или иного оформления?
Или
наоборот,
оформление под динамик
в том или ином включении.
Применительно к Ultimate Iridium конструкторы пошли
именно по такому редкому (редкоземельному?) пути. В описании,
общем на
10-ти, 12-ти
и 15-дюймовые
модели, даются наборы параметров для одной включённой
ЗК, параллельного и последовательного
включения секций. Мощность, заметьте, нормируется одинаково,
как ни включай. А в рекомендациях по оформлению твёрдо
указывается: здесь включать обе
секции, а здесь — лишь одну.
|