ПРИКЛАДНАЯ ВУЛКАНОЛОГИЯ
Cабвуфер Art Sound Vulcan 12
Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Вот, довелось и в этой области науки отметиться.
Слава богу, для этого не пришлось облетать дымящиеся жерла на дышащих
на ладан Ми-8, забираться на каменистые осыпи и дышать серными
парами. Вулкан нам попался смирный, его активность можно легко
поставить под контроль с помощью подходящего акустического оформления.
«ВУЛКАН», А ТОЧНЕЕ, VULCAN — название новой серии
сабвуферов марки Art Sound. Вообще-то, по-английски огнедышащая
гора называется volcano, почему для сабвуфера слово написали по-другому
— не спрашивайте, не знаю. Возможно, для того, чтобы оно стало
патентопригодным как торговая марка, возможно — ещё почему.
Вулканическая и сейсмическая активность взаимосвязаны,
хотя учёные до сих пор не договорились: то ли тектонические сдвиги
пробуждают вулканы, то ли, наоборот, извержения тревожат земную
кору. В случае нашего вулкана взаимосвязь тоже наблюдается. Продукция
Art Sound, дебютировавшая несколько лет назад в очень бюджетном
секторе, начинает довольно явно демонстрировать признаки сдвига
в область более серьёзных притязаний. Мы эти подвижки уже заметили
на примере акустики, а теперь «Вулканы» демонстрируют сдвиг совсем
решительный.
Уже первое, внешнее и беглое, знакомство с новинкой
производит очень благоприятное впечатление. Сабвуферная головка,
пусть не очень бюджетной, но и не вызывающей ценовой категории,
выполнена по стандартам, которых обычно придерживаются только в
дорогих моделях. Литая, а потом механически обработанная корзина
мощных пропорций очень качественно заглушена, вернее, не заглушена,
а сделана глухой без помощи каких-либо покрытий. В конструкцию
динамика интегрирована развитая система вентиляции: в дополнение
к «уставному» отверстию в магните есть и забранные сеткой окна
под центрирующей шайбой увеличенного размера. Увеличенного закономерно,
насколько можно судить без разборки динамика, диаметр звуковой
катушки не меньше 60 мм.
Но больше всего понравилось исполнение диффузора
и узла крепления его внешнего резинового подвеса. Диффузор «Вулкана»
— это алюминиевый шаровой сегмент с отбортовкой по внешнему краю
для повышения жёсткости, с тыльной стороны к нему крепится конический
переходник из литой целлюлозы, а дальше уже звуковая катушка.
Внешний гофр — тоже по уставу для длинноходовых
головок, шириной 30 мм, а к фланцу рамы он крепится не банальным
клеем (хотя клей тоже есть, не без этого), а зажат между фланцем
и точёным алюминиевым кольцом, привинченным к фланцу. Тут сразу
достигается и сверхнадёжное крепление гофра, и фешенебельный экстерьер
динамика, установленного в корпус. Кстати, даже крепёжные отверстия
для этой установки сделаны с шиком: это восемь заглублённых в металл
гнёзд, куда поместятся головки самых солидных болтов, а не жалких
любительских саморезов.
Сабвуфер двухобмоточный, с секциями по 2 Ом, каждая
выведена на пару толковых пружинных зажимов. Формулу импеданса
2 + 2 мы считаем (и не раз об этом упоминали) более разумной, чем
куда более широко распространённую 4 + 4. Почему? А вот почему.
Две звуковые катушки в реальной жизни либо присоединяются каждая
к своему каналу усилителя, если таких каналов на бас отведено два,
либо соединяются вместе тем или иным образом и служат общей нагрузкой
для одного басового канала.
При формуле импеданса 4 + 4 в случае раздельного
подключения каждый басовый канал будет работать на обычную нагрузку,
форсировать их по мощности не удастся, а ведь на 2 Ом работают
все автомобильные усилители (в обычном включении). Если басовый
канал один, скажем, моноблок или пятый канал многоканального усилителя,
4-омные катушки соединяют параллельно, получают 2 Ом и всё вроде
бы хорошо. Но если в роли басового канала работают два включённых
в мост, то опять не всё хорошо, большинство усилителей не рассчитаны
на работу мостом на 2 Ом. Получается, что при иллюзии универсальности
сабвуферов 4 + 4, она весьма ограничена.
Иное дело 2 + 2 Ом. Если два отдельных канала —
всё отлично, каждый дует в 2 Ом со всей мочи, если два канала мостом
— соединяем секции последовательно, мостом на 4 Ом будет работать
всякий. Обычному моноблоку, правда, достанется нагрузка 4 Ом, зато
моноблоку экстремистскому, способному работать на 1 Ом, такую нагрузку
можно создать, соединив секции параллельно, и тут уж вулканическая
активность будет магнитуды «мама, не горюй».
Так что формула хорошая, удобная, за это вулканологам
спасибо. Однако в своих исследованиях в этот раз мы решили пойти
немного дальше, чем планировали конструкторы «Вулкана». Недавнее
знакомство с одним породистым двухкатушечным сабвуфером заставило
нас по-иному взглянуть на «проблему двух катушек». Там производители
никак не запрещали включать только одну катушку из двух, если есть
такое желание или необходимость. А почему нет, подумали мы тогда
и тогда же (№12/2004, с. 75) заключили: а ни почему — нет разумных
соображений, ставящих такое включение под запрет. Допустимая мощность,
по нашему разумению, при этом изменится незначительно, секции звуковой
катушки намотаны в два провода, поэтому механизм тепловыделения
остаётся таким же: сначала быстро и легко по меди, потом трудно
по воздуху. Другое дело, что параметры динамика с одной включённой
звуковой катушкой и с двумя будут различаться радикально.
Радикализм касается, правда, только одного из трёх
жизненно важных параметров. При «половинном» включении двухкатушечника
электрическая добротность Qes возрастает вдвое, как следствие полная
добротность Qts — почти вдвое. Почти — потому что входящая в неё
механическая добротность Qms остаётся неизменной. Вот сейчас и
попробуем, что получится.
|