КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СВОЯ ИГРА Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2005

Под седлом у «Тяпки»

ЗАЗ-1102 «Таврия»

По материалам журнала FOR'Z, Киев, Украина

От редакции: «Тяпка» — так ласково называет свою «Таврию» знатный «тавровод» Александр Милютин — неоднократный призер соревнований SPL-клуба, технолог-конструктор мебели, семьянин и фанат автозвука. Это, конечно, не все его «жизненные» роли. Еще он, к примеру, член «Тавроклуба» — виртуального объединения владельцев автомобилей «Таврия» и «Славута». «Можно иметь любую машину и при этом продолжать любить «Таврию» — таков девиз «тавроводов», организовавших клуб с целью взаимопомощи друг другу и популяризации этой марки авто. Александр очень нежно относится к своей «Тяпке». Этот вывод сделает каждый, кто услышит его рассказ об автоаудиосистеме, да и о машине вообще. Впрочем, судите сами.

«Тяпка» — это не первый мой автомобиль. Далеко не первый. Но не будем о грустном. Дело в том, что позапрошлым летом я «удачно» разбил три машины, в том числе и «Опель Кадет Караван». Ездить на чем-то надо было, и как раз в свой день рождения купил «Тяпку». Так что можно сказать, что она в мои руки попала почти случайно. Но в данный момент меня более чем устраивает.

О системе я думал давно — еще когда только начал заболевать автозвуком. Первый раз услышал, как должна звучать система в машине на автомобильной выставке «SIA» в Киеве в 2000 году. Выставлялась машина Геннадия Доли. Он посадил меня послушать. Помню, тогда мне показалось, что я в концертном зале. Так состоялось наше знакомство, и это было настоящим «озарением». С тех пор серьезно заболел автозвуком, а недостаток информации восполнялся блюзмобилевскими встречами. Я их регулярно посещал, слушал разные машины, и мечта о классной системе крепла и крепла.

Вычитал в российской конференции «Блюзмобиля», что есть способ установки динамиков «в пол». Заинтересовался. Оказывается, начали делать подобные установки американцы, а россияне переняли. У нас в Украине такого опыта не было, соответственно — послушать не у кого. Правда, когда-то «Блюзмобиль» делал «Жигули», под сиденья которых поставили овальные динамики. Но ящик там был не закрытый, а почти открытый — так называемая панель акустического сопротивления. После этого, по моим сведениям, у нас напольными установками никто не занимался, поэтому как будет звучать моя будущая система, я мог только представлять. Но решил на свой страх и риск попробовать.

Риск был немалым. Во-первых, в ящике малого объема не каждый динамик звучит. По рекомендации попробовал поставить в ящики Prology (серия Reference 16 см) — звук получился достаточно качественный, сцена оказалась на месте. Меньше затрат и меньше возни с шумами кузова, особенно в «Таврии», где очень шумный пластик в салоне (естественно, потом я сделал и виброшумоизоляцию, без этого никак не обойтись).

Во-вторых, многие к ящичным установкам относятся скептически. В их числе — президент SPL-клуба Вадим Джалалов, а его мнение для меня (и не только) — исключительно авторитетно. Мы с ним общались на эту тему, он убежден, что ящик хорош только для трехполоски. Я же долго пытался себя убедить остановиться на двух полосах, но в результате все равно поставил третью. Действительно, лучше. Есть мнение, что напольная установка — это установка для ленивых. Сделал ящик, поставил его — вот тебе звук, уже можно слушать и получать удовольствие. Кстати, для того, чтобы поставить напольные установки, мне пришлось поднять переднюю часть сиденья на пять сантиметров.

Но это уже — о практической реализации идеи. В этом процессе я был, наверное, главным участником, но далеко не единственным. Подбор компонентов осуществлялся в основном по советам друзей, чертежи и заготовки делал я (тем более что профессия обязывает), изготавливать и устанавливать снова помогали друзья. Большую помощь оказал московский специалист — Николай Киреев (Nikk), его еще называют «Маэстро боксов»: он настоящий ас по ящичным системам, да и вообще напольные установки — его конек. «Заочные» советы Киреева дорогого стоят. Он же помог и с подбором и приобретением среднечастотников Lanzar CS-34 — передал мне из Москвы через известного многим любителям автозвука по интернетовским конференциям Ботаника (Дмитрий Морозов из Барнаула, который тоже стоял «у истоков» моей инсталляции и является активным помощником «тавроводов»). У нас эту модель нигде не достать — ее прекратили выпускать в 2000 году. Да ее и в Москве нигде нет, мне из старых запасов досталась. С новыми моделями сейчас большие проблемы: чем дальше, тем они попсовее.

Динамики в сами ящики — Lanzar NEO-8, уникальные в своем роде и тоже найденные и доставленные из Москвы. У них обращенная магнитная система, малая установочная глубина, за счет чего также не требуется большого объема для работы. Они справляются и с ролью мидбаса (хотя обычно сабовые динамики отыгрывают только нижнюю полосу частот). Эти же «уникумы» играют вверх до 4 кГц. Фактически как мидбас. А высокочастотники Morel МТ-2 позволяют в связке с «Ланзарами» обеспечить нормальное звучание даже в составе двухполоски. Система и без сабвуфера играет от 40 Гц — для нормального человека этого с головой хватит. Но я все-таки решился на саб. Вот где нюансы: без него слушаешь — вроде не нужен, включаешь саб — как будто то же самое, выключаешь — исчезает мягкость звука, нет характерного обволакивания. В общем, предела совершенству нет. Но если добиваться идеального звучания, крыша может съехать.

Но тем не менее общими усилиями получилось неплохо. Почему общими? Да моя «Тяпка» по конференциям известна всем, и не только в Украине. Мне кажется, любой знает, что у меня в машине стояло, что стоит и историю того, как оно туда попало, — советовали и «строили» сообща. И перестраивать помогают: за полтора года это уже второй усилитель, вторые ящики и второй комплект динамиков.

В ближайшем будущем опять планирую поменять большую часть системы. На мой взгляд, лучшее, что есть в моей установке на сегодняшний день и что замене не подлежит ни при каких обстоятельствах, — это головное устройство, «легенда» Nakamichi MВ75. В своё время на международной выставке в США эта «голова» произвела настоящий фурор. Тогда все с восхищением смотрели на то, как лихо Nakamichi меняет диски, и никто не мог понять, как можно было шесть компактов «всунуть» в формат обычной «однодиновой» головы. Я давно слышал про эту модель, но когда мне предложили купить, все же сначала решил послушать отзывы. Ведь аппарат очень сложный в конструкции (все-таки шестидисковый чейнджер в этом размере — рискованное решение). Но когда узнал, что она из первой партии 2000 года и произведена в Японии, учитывая при этом, что сейчас сборка этих устройств производится исключительно в Малайзии, — решил взять. Не жалею — очень красиво звучит. Так же удачно получились высоко- и среднечастотная секции (пищалки и «серединки»). Все это точно останется. На замену пойдут усилители, сабвуфер. Ящики с мидбасами, наверное, тоже будут заменены (чем — еще не решил). Хотя расставаться будет немного жалко: с этими компонентами я прошел практически все соревнования и занял 2-е и два 1-х места по SPL (ночные в Киеве, Ковеле и Тернополе), 3-е место по качеству в Полтаве. С тех пор уже поменял сабвуфер (Cerwin-Vega Stealth 10 дюймов на 12-дюймовый Oris ASW 12), но, видимо, такова моя натура. Человек не успокаивается, хочется большего. И не только мне. Я смотрю на своего товарища — «тавровода» Сергея Семесько, которого я заразил SPL-движением, — он такой же. Заняв несколько раз на соревнованиях призовые места, уже не может не совершенствовать систему. Так что те 90% людей, которые думают так: «Что-то играет, и слава богу», — это счастливейшие люди, далекие от аудиофильских нюансов. А чем дороже установки, тем больше разница в звучании будет сводиться к деталям. С этой точки зрения можно лишь пожалеть европейских чемпионов, вкладывающих в аудиосистемы десятки тысяч долларов.

Нам было труднее: «Тяпка» — фантастически вредная машина для качественной инсталляции. Она хороша для SPL, так как маленькая и ее легко «надуть», а для SQ — сплошные компромиссы, сплошные отражения. Сцена построена так, что подседельная установка и высокочастотники играют на отражение от лобового стекла. Убери его, и сцена развалится. Многие вообще удивляются, зачем, мол, в «Таврии» ТАКОЙ звук. Я отвечаю: «Таврии» все равно, мне — нет!!!» Но все же я скорее меломан, чем аудиофил, которого занимает, как звучит пальчик на третьей струне восьмой скрипки оркестра. Я слушаю музыку, а не звуки.

А музыку готов слушать любую хорошую. И современное «бум-бум», и классику, и оперную, оркестровую, и старое диско, рок, и даже Сердючку — под настроение. Единственное требование — музыка должна быть качественной и исполненной настоящими профессионалами. Сейчас затишье — сезон соревнований закончился, появилось время для апгрейда, модернизации системы. Впереди новый сезон...

ЗАЗ-1102 «Таврия»
ТИП СИСТЕМЫ аудио
СОСТАВ 3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИК Nakamichi MВ75
УСИЛИТЕЛЬ Kicx KAP 45
АКУСТИКА Lanzar NEO 8, Lanzar CS-34, Morel MT-2
САБВУФЕР Oris ASW 12

Ездить на чём-то надо было, и как раз в свой день рождения я купил «Тяпку»

Пищалки Morel МТ-2 в связке с «Ланзарами» дают нормальное звучание даже в составе двухполоски

«Голова» Nakamichi отличается очень сложной конструкцией, все-таки шестидисковый чейнджер в этом размере — довольно рискованное решение

Динамики в ящиках — Lanzar NEO-8, уникальные в своем классе изделия, способные играть вверх до 4 кГц

Среднечастотники Lanzar CS-34 достались мне из старых запасов, поскольку эту модель перестали выпускать ещё в 2000 году

За прошедшие полтора года совместного строительства это уже второй усилитель

Без сабвуфера жить можно, но если его выключить, то сразу исчезает мягкость звука и нет характерного обволакивания

Рубрики • СВОЯ ИГРА Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2005
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования