Праздник, который вокруг тебя
Chrysler 300C Touring, cтудия Crazy People, руководитель проекта
Александр ЛЫСЕНКО
Напоминает заголовок кое-что из прочитанного в романтической юности,
правда? Так и задумано. Книга, которую большинство из нас читало
под названием «Праздник, который всегда с тобой», в оригинале звалась
довольно странно: «A Moveable Feast». То есть, если буквально:
праздник, который в случае надобности можно куда-нибудь переместить.
Если бы имелось в виду взять и унести с собой, не напрягаясь, старина
Хем, наверное, написал бы «Portable»...
А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ ПРАЗДНИК, который не надо никуда двигать
и даже переносить. Более того, который окружает нас со всех сторон,
а по мановению руки и сам переместит нас куда скажем, быстро, в
кондиционированном воздухе, не прерывая волшебных звуков и магических
картин. Как бы это называлось в оригинале у Хемингуэя? Ну конечно,
«Car Multimedia», как же ещё...
Ближе всего к границам возможного в создании такого праздника
подобралась экспериментальная мультимедийная система, созданная
под присмотром А. Лысенко в установочной студии Crazy People. Дерзкая
попытка заставить компоненты самого разного жанра и назначения
работать на одном празднике удалась не в последнюю очередь благодаря
возможностям серии F#1 Status марки Alpine и богатому ассортименту
всяких адаптеров с переходниками одноимённого производителя.
Дебютантом самоходного праздника стал ТВ-приёмник цифрового телевидения,
которое только-только вышло из младенчества опытной эксплуатации
и грозит в ближайшее время охватить всю страну. Привычная по многим
ранним установкам развлекательная приставка Sony PlayStation уступила
место персональному компьютеру Mac mini из отряда «яблочных». А
если обратиться к звуковым возможностям системы, то окажется, что
самая последняя версия цифровой шины Alpine под названием IONBUS
сохраняет представление многоканального аудио вплоть до выходных
ЦАП обоих процессоров Alpine PXI-H990.
Однако пора прекратить поверхностное блуждание по схеме и её тематическому
воплощению под названием «Ночной Париж». Начнём по порядку, с источников
аудио- и видеосигнала. Всего их семь штук, причём одна пара из
них - однотипные портативные плееры Apple IPod U2 Special Edition.
Это - та часть праздника, которая и в самом деле совсем портативна.
Так сказать, из неопубликованного. Особая редакция миниатюрных
источников заключается во внешнем оформлении, которое, в отличие
привычного белого с серебром, на сей раз выполнено в чёрных и красных
тонах. Плееры-«АйПоды», наверное, единственные в системе источники
звукового сигнала без примеси видео, всё остальное так или иначе
норовит украсить праздник картинками разной величины и назначения.
Позагибав некоторое время пальцы, мы пришли к заключению: на борту
«Крайслера» есть четыре устройства, оборудованных загрузчиком компакт-дисков.
Первое из них, навигатор Alpine NVE-N099P, всё ещё стоит в ожидании
дисков с картами России, поскольку картографический вопрос в нашей
стране перешёл из разряда абсурдной глупости в состояние безнадёжного
идиотизма на всех уровнях принятия решений. Alpine, однако, не
берёт назад данного некоторое время назад обещания этот вопрос
решить. Второй источник аудио- и видеосигнала получает информацию
из телевизионного эфира, пользуясь всеми преимуществами цифрового
кодирования в стандарте DVB-T. Здесь ситуация намного лучше, чем
с навигацией, цифровую картинку можно смотреть уже сейчас, а телевизионщики
обещают скорый праздник новых технологий чуть ли не по всей России.
Другая пара «голов», DVD-ресивер Alpine DVI-9990R и DVD-проигрыватель
DVE-5207, предназначена для воспроизведения всех разновидностей
дисков. Примкнувшим к ним можно считать и системный блок Mac mini,
который, невзирая на малые размеры, является полноценным компьютером
c операционной системой Mac OS X Tiger. Что показательно, длина
и ширина системного блока составляет 6,5 дюйма, как раз под размер
типичных автомобильных мидбасов.
Чтобы при таком числе источников сигнала не устраивать свалку
и ажиотаж возле ЖК-панелей, руководитель проекта оборудовал все
части салона подобающим числом средств отображения информации.
Первому ряду достался Alpine TMI-M990 с сенсорным экраном, каждому
пассажиру заднего - по одному подголовочному TME-M770S, тоже оборудованному
тактильной панелью. Ну а для полной солидарности во время коллективного
просмотра зрители на заднем диване получили потолочник Alpine PKG-1000P.
Эта модель укомплектована беспроводными ИК-наушниками и позволяет,
не отвлекая попутчиков, занявших передний ряд сидений, дуэтом ронять
скупую (или иную, по вкусу) слезу по поводу новейшей мелодрамы.
Подогрев зрителя цифрового шоу изрядным ассортиментом «голов»,
Александр Лысенко выпустил на сцену основной состав - пару звуковых
процессоров Alpine PXI-H990. Необходимость в двух одинаковых блоках
возникла из-за подключения фронтальной акустики в 2,5 полосы, второго
центрального канала для задних пассажиров и независимой обработки
сигнала каждого из двух сабвуферов. Это требовало 10 каналов, в
то время как процессор способен сопровождать всего лишь 8. («Всего
лишь»... Быстро мы привыкаем к цифровым чудесам, быстро...)
Продолжают программу праздника, уже в аналоговом ключе, три четырёхканальных
усилителя Alpine MRV-F990. Обременённые только прямой задачей усиления
сигнала, они разобрали себе 10 рабочих каналов следующим образом.
Первый усилитель отдан на нужды фронтальной акустики: одна пара
каналов раскачивает 18-сантиметровые мидбасы из комплекта Alpine
SPX-Z18T, а вторая через пассивный кроссовер работает на твитер
и мидрейндж. Размеры мидрейнджа впечатляют - 12 см, это больше
всего похоже на типичный мидбас среднего калибра. К выходным зажимам
второго усилителя подключены четыре одинаковых комплекта Alpine
SPX-137R. Эти двухполосные системы с 13-сантиметровыми НЧ-динамиками
обслуживают пару тыловых и оба центральных канала, передний и задний.
Третий и последний усилитель переведён в попарно-мостовой режим
и нагружен двумя сабвуферными «десятками» Alpine SWR-1022D. Двойные
звуковые катушки динамиков включены последовательно и составляют
суммарное сопротивление по 4 Ом на каждый из мостов.
Затевая праздничные мероприятия в самоходном интерьере, руководитель
проекта и команда установщиков Crazy People довольно изящно решили
проблему размещения обильного хозяйства источников. В передней
части салона, на центральной консоли, смонтированы единым двухдиновым
блоком DVD-ресивер и монитор, в общей рамке. Блоки и коммутаторы
«закулисного» исполнения спрятаны под передние сиденья. Поскольку
плееров-«АйПодов» две штуки, одному из них приготовили место в
крышке подлокотника переднего ряда, оборудовав её разъёмами и прозрачным
окошком. Для второго же заготовили гнездо на новой центральной
накладке, которая визуально продолжает передний подлокотник и плавно
переходит в таковой во втором ряду. Кроме «АйПода» в накладке смонтированы
DVD-проигрыватель, навигатор и, уже под рукой пассажиров, Mac mini.
Массивный на вид элемент сценической декорации на самом деле легко
трансформируется и сдвигается вперёд вместе со всем содержимым,
открывая компоненты системы, стоящие за спинкой заднего дивана.
Там - ТВ-приёмник цифрового телевидения, оперативный доступ к которому
необходим для «заправки» в приёмный слот абонентской карточки.
Что, как вы понимаете, означает: праздник, поступающий внутрь «Крайслера»
по цифровому эфиру, никогда не будет становиться на рекламную паузу.
Помимо блока ТВ-приёмника за спинкой дивана стоит один из трёх
усилителей, два других симметрично уложены на пол багажного отсека.
Основу декораций (а каждый усилитель весит почти 18 кг) образует
массивная сварная рама, на которую с помощью специальных клипс
крепятся стеклопластиковые декоративные панели, отделанные в цвете
«рояльный лак». Получить доступ к любому элементу багажной инсталляции
чрезвычайно легко: панель, скрывающая оба процессора, откидывается
вверх, а напольный декор разбирается на три части. Корпуса сабвуферов
установлены стационарно, в нишах левого и правого крыла. Закрытый
ящик (18 л) для каждого динамика изготовлен из листов MDF толщиной
24 мм, которые образуют дно и три боковые стенки. Две другие -
из стеклопластика и заглушены изнутри листами STP в два слоя, один
жёсткий, вибродемпфирующий, а второй - мягкий, шумопоглотительный.
Внутренний объём ящиков заполнен небольшим количеством синтепона.
Большинство из смонтированных в «Крайслере» диффузорных динамиков
работают на апериодическую нагрузку. К этому типу акустического
оформления Лысенко пришёл, как это часто бывает, вынужденно: не
было никакого другого способа заставить корректно работать 6-дюймовые
мидбасы в объёме боковых обтекателей тяжёлого мотоцикла, а апериодика
(она же - ПАС) сработала и спасла от бесчестья. Апериодические
мембраны, по тогда ещё, на Gold Wing, отработанной технологии,
собраны из листов карпета, образующих нечто вроде мешков, которые
закрывают тыльную сторону мидбасов тыла и обоих центральных каналов,
а также среднечастотников фронта. Лишь крупные 18-сантиметровые
передние басовики играют на весь объём передних дверей. Для монтажа
фронтальных твитеров в углах дверей и их ориентации на дальнего
слушателя были изготовлены стеклопластиковые подиумы, отделанные
вездесущим фортепианным лакокрасочным материалом. Наилучшим местом
для мидрейнджей стали края торпедо, и лишь там оказалось возможным
поставить без малого 5-дюймовые «серединки». Они закреплены горизонтально
и играют практически на полном отражении от лобового стекла.
В соответствии с канонами расположения тыловой акустики в мультимедийной
системе мидбасы и пищалки установлены в накладных стеклопластиковых
подиумах возле глухих окошек багажного отсека. Оба излучателя каждой
стороны направлены вверх-вперёд и с успехом заполняют звуком заднюю
полусферу.
Свою новаторскую роль в мире звука и видео мобильная электроника
подтвердила лишний раз, вызвав к жизни такую странную, на первый
взгляд, вещь, как задний центральный канал. Типовые схемы домашних
театров вряд ли смогли завоевать нынешнюю популярность, будь местом
их установки салон автомобиля, да к тому же с кузовом «универсал».
Из-за удалённости заднего стекла пассажиры второго ряда оказываются
в «речевом» вакууме, когда остаток сигнала из переднего центрального
канала теряется в глубинах багажного отсека. Положение дел можно
поправить, продублировав соответствующую информацию дополнительной
акустикой. В салоне «Крайслера» она установлена на обшивке пятой
двери, в стеклопластиковом подиуме, и направлена вниз, на подушку
заднего дивана. Передний «центр» смонтирован, подобно фронтальным
мидрейнджам, горизонтально, ровно посередине торпедо.
Пытаясь успеть на цифровой праздник, вовсю шумящий в car audio,
стационарные системы всячески заигрывают с публикой, обещая ей
«театр из коробки». Принёс, подключил и наслаждайся. Но ведь с
выхода в свет «Moveable Feast» миновало сорок лет. Праздник теперь,
в XXI веке, надо не носить, он сам должен это делать, по нашим
указаниям. Да и коробке давно пора уступить место автоматической
трансмиссии... |


Рояльная лакокраска лучше всего вписалась в интерьер
«Крайслера»

Даже большой заводской площадки едва хватило для установки крупных
твитеров

Мидбас диаметром 18 см может померяться силами с сабвуфером «восьмого»
(20 см) калибра

Два заводских «дина» высоты полностью заняты DVD-ресивером и монитором
с сенсорной панелью

Акустика центрального канала работает на апериодическую нагрузку

Не потерять «АйПод» из виду позволяет прозрачное окно в подлокотнике

Маленький плеер фиксируется внутри крышки в специальном ложементе

Пара микрофонов на потолке необходима для адаптивной системы коррекции
АЧХ RoadEQ

Благодаря тактильным панелям мониторы в подголовниках могут работать
пультами управления
Кроме второго «АйПода» в накладке смонтированы DVD-проигрыватель,
навигатор и персональный Mac mini

Рабочее место делового пассажира укомплектовано полноформатной
клавиатурой

Ночной Париж? Нет, вечерняя Москва

Размер и вес усилителей задали минимальный размер металлического
профиля рамы

ТВ-приёмник оборудован специальным гнездом для карточки абонентского
доступа

Объем закрытого ящика для каждого сабвуфера составляет 18 литров

Декоративные панели багажника легко снимаются, открывая доступ
к компонентам системы

|