«Звук должен не просто радовать, а выбивать эмоции». Не ищите этой максимы в интервью Питера Квортрупа или Марка Левинсона. Такова позиция Сергея Сотскова, с которой он подходит к аудиосистеме в своей машине. Утверждение проверено практикой: с предыдущей машиной (Toyota Avensis, «АЗ» №12/2002) Сергей стал чемпионом России, бронзовым призёром Чемпионата Европы в Катовице, почти бессменным победителем и обладателем наивысшего персонального рейтинга на соревнованиях ЛАС.
Новый Пигмалион
cтудия «Авто-Тайм»,
руководители проекта Феликс СКАКУН и Сергей СОТСКОВ
Рубрику ведёт Сергей ГАВРИЛЮК
МАШИНА СТАЛА ДРУГОЙ. Полностью сменились компоненты в системе образца 2005 года. Avensis инсталлировалась в соавторстве с «Блюзмобилем», Corolla — с «Авто-Таймом». Исход дела — очень схожий. Первый же год участия в соревнованиях ЛАС с новой машиной принёс изрядный улов: за шесть этапов — десять кубков, из которых часть — за первые места в классе «201 — 300 Вт», часть — за абсолютное превосходство в качестве звучания Best of Sound.
- ТИП СИСТЕМЫ аудио
- СОСТАВ 2-полосный фронт + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Denon DCT-Z1, DCH-470
- УСИЛИТЕЛИ DAXX 2100, Phoenix Gold Ti400.2
- АКУСТИКА Polk Audio MM6
- САБВУФЕР Audio Art 12SW
Что было общим у прошлой и нынешней машины? Хозяин и соавтор аудиосистемы, чью ведущую роль в обоих проектах признают и Вадим «Блюзмобиль» Джалалов, и Феликс «Авто-Тайм» Скакун.
Способность пробуждать эмоции в человеке присуща, вообще говоря, предметам одушевлённым. Остаётся признать, что Сергей обладает каким-то секретом вдыхания жизни в металл, медь и пластик аудиокомпонентов. Аналогичные опыты производил специалист по тюнингу по имени Пигмалион, только за отсутствием в античные времена алюминия, пластика и автомобилей работал с мрамором и образом женского тела.
Вдохнуть жизнь в «Короллу» едва ли проще, чем в Галатею. Сергей собирал компоненты для своей минималистской беспроцессорной системы не месяц и не три, а целых два года. Поэтому случайности при выборе всех элементов тракта, их производителей и даже года выпуска были абсолютно исключены. Как водится в наших обзорах, начнём с источника сигнала, с которого и спрос всегда особый, ибо сказано: garbage in — garbage out, что в переводе отродясь не нуждалось. Во главе системы встал CD-ресивер Denon DCT-Z1 с феерическим 24-разрядным цифро-аналоговым преобразователем. Существование в природе «голов», которые играют определённо лучше, чем этот «Денон», мы склонны подвергать большому сомнению. Соперники — есть, довольно серьёзные, так сказать, «в уровень», но чтобы с устойчивым перевесом — это ещё надо крепко доказать…
Масштабы территорий, на которых проводятся этапы автозвуковых соревнований, подразумевают довольно продолжительные поездки по дорогам общего пользования, поэтому возможности CD-ресивера подкреплены магазином чейнджера DCH-470 одноимённого (естественно) производителя. Его можно подключить к «голове» как по цифре, так и по аналогу, и соавторы системы, разумеется, остановились на первом варианте.
Время, которое уделил Сергей выбору усилителей и акустики, включало в себя не только многократную проверку компонентов на слух в самых разных условиях, но и поездки на кафедру акустики МТУСИ, где в лабораториях выполнялись объективные замеры электрических и акустических параметров — до безэховой камеры дело доходило. Таким образом, в системе появились фронтальная акустика Polk Audio MM6 и два усилителя, фронтальный DAXX 2100 и сабвуферный Phoenix Gold Ti400.2.
Выбор модели фронтального усилителя нетривиален, даже не лишён нотки драматизма. По каким-то до конца не изученным причинам звук этого усилителя очень близок к ламповому. Выявлена эта его особенность была методом лобового сопоставления: на этапе подбора материалов для будущей Галатеи на борту машины побывал взятый напрокат под расписку настоящий полностью ламповый Milbert BaM 235 ($2500 в США плюс доставка, если кого-нибудь на это уговорите). Удивительным образом DAXX 2100 звучал очень похоже, будучи транзисторным и вдесятеро дешевле. Если новый. Но новых 2100 не бывает, модель давно снята с производства по причине неудачной конструкции: из-за поломки деталей крепления мощных транзисторов к теплоотводам усилители выходили из строя с удручающей предсказуемостью. Это непоправимо подмочило их репутацию, хотя по качеству звучания они, как считают авторы системы, и сейчас переиграют многие именитые аналоги. Сергей решил, что доработка аппарата до требуемого уровня надёжности возможна, и купил одного из «погорельцев». Феликс поддержал Сергея, даже заявил, что этот усилитель в комплекте с «Полками» даст фору домашней системе, отягощённой многократно более весомым ценником. Отнесём это заявление на счёт эмоционального и пристрастного отношения к своему творению, мир звука высокого разбора славится своим неформальным подходом к оценкам.
Традиционный вариант установки твитеров дал самую хорошую фокусировку источников звука
Среди строителей мобильных систем бытует мнение, что импульсные сабвуферные усилители, несмотря на все свои плюсы, всё же не способны так сработать в нижнем регистре, как это делают их аналоговые собратья. Поэтому был затеян поиск полной противоположности высокоэффективным агрегатам класса D. Ею стал представитель тоже давно заброшенной серии Phoenix Gold, с выходными каскадами класса АВ, током покоя около 5 А и фильтрами крутизной 24 дБ/окт. В пару к этому усилителю Феликс посоветовал подключить суббасовую головку Audio Art 12SW, отличающуюся лёгкой подвижной системой, а значит, и способностью динамически корректно отработать басовый сигнал. За это, правда, пришлось заплатить дань законам природы: закрытый ящик для этой головки потребовался объёмом 42 л.
Как ни странно, но даже выбор буферного конденсатора оказался зависим от календарного года выпуска. Некоторые современные модели этих устройств в погоне за формально высокой энергоёмкостью стали мало отличаться от аккумуляторов, которые они призваны дополнять по внутреннему сопротивлению и быстродействию. «Медленным» ионисторам и углеродным гибридам Сергей предпочёл изделие более скромное по ёмкости, но по-честному электрическое, «без химии».
Монтаж усилителя под сиденьем позволяет существенно укоротить межблочные и акустические кабели
Когда дело дошло до физического монтажа компонентов в салоне, Феликс отправил Сергея в отпуск по автозвуку — потрудиться по основному месту работы, поскольку время, которое владелец «Короллы» стал уделять строительству системы, означало необходимость раздуть штаты «Авто-Тайма» на одного работника, одновременно нанеся ущерб организации воздушного движения в международных масштабах. Имеющимися силами установщики успешно справились с задачей, разместив акустику и усилители по ставшей уже канонической для седанов схеме с единственным, но немаловажным отступлением на пользу звуку — фронтальный усилитель смонтирован под сиденьем переднего пассажира. Это даёт более чем вдвое короткие межблочники и акустические кабели, которых, пусть даже приобретшей популярность марки Sound Tech, всегда и в любой музыкальной установке желательно иметь как можно меньше. Помеху от бортовой сети лучше вовсе не допускать в сигнальные цепи тракта, чем потом с ней тяжко бороться.
Перед тем как отправить Сергея отдыхать от забот на основное место работы, Феликс уточнил, где лучше всего установить источник. Передняя панель у «Денона» несъёмная, а вид такой, что привлечёт внимание даже в пасмурную безлунную ночь. Остановились на кармане с крышкой в нижней части центральной консоли, впереди и позади корпуса устройства как раз набиралось по нескольку так необходимых миллиметров.
Под откидную крышку удалось спрятать даже большую ручку на передней панели CD-ресивера
Из отпуска в рабочей обстановке Сергея ненадолго отозвали, когда встал вопрос о месте расположения твитеров. Лобовое стекло с сильным наклоном и большая полка торпедо исключили вариант расстановки по его углам, создававшим своего рода рупорное оформление. Добиться хорошей фокусировки кажущихся источников звука от широконаправленных куполов удалось в самом что ни на есть традиционном варианте — на стойках, в нижней их трети, с доворотом вверх и вперёд. Как сказал Сергей, «будем работать на прямом излучении по второму лепестку диаграммы направленности». Хорошо завернул, внушает…
Установленные, на первый взгляд, довольно близко твитеры из-за особенностей кузова «Тойоты» в абсолютных цифрах удалены нормально: на 115 и 140 см от ближнего и дальнего излучателя соответственно. Накладки стоек после доработки были обтянуты мягкой мелковорсистой тканью на самоклеящейся основе.
Мидбасы ставились Феликсом в нижних углах дверей по его фирменной несимметричной схеме («Царицынские колбаски», «АЗ» №4/2005). Металлические конструкции дверей задемпфировали так, как иной раз не обрабатывали целый автомобиль, хотя по части кузова в «Тойоте» дело дошло даже до передних колёсных арок. Низкочастотные «Полки» стоят на накладных декоративно-монтажных подиумах, которые изнутри, со стороны обшивки подпёрты композитными кольцами-проставками, изготовленными по другой фирменной автотаймовской технологии (см. там же и именно где про колбаски). Поскольку к накладным деталям предъявлялись повышенные требования эстетического свойства, толстые края пенно-опилочной заготовки установщики принудительно отламывали, а вместо них из шпаклёвки со стекловолокном наращивали изящные и тонкие краешки для идеального сопряжения с дверным декором.
Для точной стыковки с дверной обивкой края накладного подиума наращены композитной шпаклёвкой
Фронтальный усилитель, как мы уже отметили, смонтирован в передней части салона, под пассажирским сиденьем. Сабвуферный блок естественным образом помещён вблизи своего излучателя за спинкой заднего дивана. Буферный конденсатор укреплён тут же, под усилителем.
Ящик сабвуфера, перешагнувший 40-литровый порог, привинчен болтами по центру кузова и повёрнут отверстием для динамика в… нет, лючка-«лыжницы» для длинномеров в этой машине нет, есть спинка дивана, складывающаяся в пропорции 2:1. Получалось, что суббас будет перекрыт массивным экраном из металлического основания и наполнения спинки или играть на всю, если откинуть две его трети. Такая идея как-то не украшала салон машины, а уж про то, какие эмоции может выбить этот «технодизайн», и говорить не хотелось. Соавторы времени не пожалели и придумали вариант, как просветлить плотный диван. «Урезать так урезать»: ровно напротив 30-сантиметрового диффузора была проделана прямоугольная дырка, которая после тщательной отделки получила право именоваться отверстием.
Дверные мидбасы установлены несимметрично — левый динамик развёрнут вверх больше, чем правый
Первый же выезд на соревнования, который Сергей считал «обкаточным» и поэтому не рассчитывал на высокую оценку, оказался первым в ряду победных. 23 апреля 2005 года на Автосъезде «Даёшь звук!» в Москве Сергей Сотсков завоевал первое место в классе «201 — 300 Вт». Когда Сергей нам рассказывал о своих впечатлениях от музыки в «Тойоте», он признался, что еле сдерживал эмоции — настолько сильным и неожиданно глубоким оказалось влияние музыки на слушателя. Нам трудно сказать, насколько судьи были солидарны в своих переживаниях с победителем, но оценка говорит сама за себя. Эта особенность установки, как выяснилось позднее, даже иногда не даёт сосредоточиться на управлении автомобилем, и Сергей уже подумывает, каким способом ослабить столь небывалое воздействие.
Теперь, когда сезон соревнований позади, бурные страсти уступили место ярким эмоциям, а яркие эмоции — трезвым планам, на повестке дня встало чисто поканальное усиление во фронтальной части, без применения пассивных фильтров. С одной стороны, больше гибкости при настройке, с другой — возможность избавиться от катушек индуктивности как естественных инерционных элементов, съедающих львиную долю демпинг-фактора. В случае же применения ферритовых магнитопроводов они добавляют в сигнал ещё и специфические искажения, которые вызваны насыщением материала сердечников. Материи, как вы понимаете, чрезвычайно тонкие, слышимые далеко не на любом музыкальном материале и, безусловно, важные для хозяина «Короллы». Это — часть рецепта, открытого Пигмалионом…
Отсутствие традиционного лючка повлекло за собой переделку заднего дивана
Сабвуферный усилитель установлен в непосредственной близости от нагрузки
Параметры сабвуферной головки задали объём закрытого ящика в 42 литра
CD-чейнджер под задней полкой оказался единственным компонентом багажной инсталляции
Я намеренно не ставил в «Денон» «Аудиодоктор FSQ», поскольку его треки — реплика судейского диска ЛАС. Результат был бы предсказуем, а моё изложение — пересказом судейского протокола. Лучшим выбором в такой ситуации мне показался «NAIM Sampler», качество записи которого и подборка музыкального материала как нельзя лучше подходила для «машины эмоций» Сергея Сотскова. Уровень громкости был установлен на отметку -23, хотя типовое значение для соревнований -15, соответствующее 88 дБ звукового давления.
Передача деталей оказалась весьма хороша, отчётливо были слышны нюансы вокальной партии, движение пальцев по струнам (1-й трек). Начиная со 2-го трека я попал под эмоциональное влияние системы, но понял я это уже потом, обнаружив в своих рабочих записях нетипичные для меня нестрогие оценки, так, например, про гитарный дуэт было написано, что он прозвучал «вдумчиво». Рояль (3-й трек) однозначно определялся как инструмент, установленный на сцене в большом зале, с присущей ему реверберацией. Скрипки 4-го трека, которые я не очень люблю слушать, показали отменный баланс свойственного им напора и мягкости. Обычно чётко слышимый барабан на 5-м треке на этот раз был малозаметен. Способность к детальной передаче записи подтвердили специфические модуляции голоса вокалистки (7-й трек), сопровождаемые звучанием контрабаса. Верхние обертона (9-й трек) следует признать безукоризненными, а вот на нижних были явные следы гулкости. Звучание записи 11-го трека было чистым до какой-то неприличной оголённости, и слышны были все призвуки, сопровождающие игру на музыкальных инструментах.
На главную особенность АЧХ вы уже наверняка обратили внимание. Басовая часть характеристики — образец викторианского пуританства на грани францисканского аскетизма. Или наоборот. Если же вернуться к привычным терминам: от нижнего предела звукового диапазона до 300 Гц АЧХ идёт почти не шелохнувшись. Непривычная для car audio форма АЧХ, что и говорить. Вид же характеристики на средних частотах говорит о том, что далеко не все нюансы музыкального материала могут быть описаны в осях «частота — амплитуда». Формально резкий, на 10 дБ, перепад уровня между полосами частот 400 — 600 Гц и 800 — 1200 Гц — огрех и недостаток настройки. Нет сомнений, что авторы системы, мужчины, имеющие доступ к измерительной технике и навыки пользования ею, об этом знают. Но для передачи эмоций так, по их мнению, лучше, а за ними — последнее слово. Если не считать судейского протокола…