В тесте прошлого года фирма DLS была представлена моделью топовой серии Iridium. В нынешней группе участвует трёхполосная акустика из куда более доступной линейки Reference. Басовый динамик обычной конструкции, с внешним магнитом под резиновым чехлом. Магнит с внешними габаритами 110 х 17,5 мм самый представительный в сегодняшней группе. Звуковая катушка тоже, впрочем, увеличена до 31 мм, да и диаметр осевого отверстия соответствующий: 15 мм. Центрирующая шайба вогнутая. Диффузор из литой целлюлозы с мягким центральным колпачком (46 мм). Корпус басового динамика, в отличие от среднечастотника, относительно звонкий. Очень широкий (14 мм) подвес изготовлен из вспененного полимера. На ободе корпуса имеется мягкое уплотнительное кольцо, но металлическая рамка решётки монтируется снизу. Провода к звуковой катушке подведены по первому способу. В центре полипропиленового диффузора СЧ-динамика — колпачок (31 мм) из волокнистого материала. Размеры магнита самые обычные, 80 х 15 мм, сверху — защитный чехол. Здесь тоже имеется высокое уплотнительное кольцо, хотя комплектная рамка решётки монтируется снизу. Провода подходят к звуковой катушке по второму способу и зафиксированы с наружной стороны конуса. В монтажном комплекте пищалки с мембраной диаметром 27 мм — корпус для установки на поверхность перпендикулярно к ней и подставка с разворотом оси излучения на 60 градусов. В корпусах и «чашках» пищалки могут поворачиваться на небольшой угол. В кроссовере три катушки, из которых одна — с железным сердечником, и пять конденсаторов, три из которых плёночные. Формула кроссовера на первый взгляд нетривиальна: II + (I + III) + II, видимо, разработчики стремились получить одинаковую крутизну спада фильтров НЧ и ВЧ на частоте раздела. Джампер на два положения (High/Low) позволяет установить желаемый уровень твитера.
Порой и с единственным аттенюатором определиться бывает непросто. Вот в данном случае верхнее положение аттенюатора даёт обильный верх, с лёгким стеклянным оттенком, но всё же достаточно музыкальный. В нижнем — количество верхов становится более рациональным, но звучание получается жёсткое, с металлическим «привкусом». К тому же окраска дискантов очень сильно зависима от углового положения слушателя. Рекомендация почти традиционная: выбрать верхнее положение, а пищалку отнести подальше. Бас легкий, прозрачный, с чёткой атакой. Роялю, правда, не хватает основательности, но звучит он спокойно и ненавязчиво, хотя ещё и не скучно. Скрипки слишком легки и цветисты, хотя, наверное, это лучше, чем когда их звучание становится занудным и тяжеловесным. Понравился несуетливый и детальный женский вокал, хотя он и не свободен от подчёркивания свистящих звуков.
- Максимальная/номинальная мощность, Вт* 120/80
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 120 — 20000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,710
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 4,08
- *По данным изготовителя.
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота резонанса Fs, Гц | 63,9 | 100 | 1470 |
Эквивалентный объём Vas, л | 8,02 | 1,61 | — |
Полная добротность Qts | 0,406 | 0,784 | — |
У басовой головки самый серьёзный среди одноклассников магнит и самый большой силовой фактор (6,9 Тл м), несмотря на увеличенную звуковую катушку. Кстати, как бы там ни скромничали шведские разработчики, но больше — это больше, поэтому повышенную допустимую мощность мы запишем в актив этой системы. Чувствительность в целом получилась весьма впечатляющей благодаря и неуёмной прыти твитера. На графике общей АЧХ видно, что энергетике пищалки остальным участникам «команды» трудно что-либо противопоставить. И не только энергетике: на графике «частных» излучений компонентов видно, что пищалка в связке со своим ФВЧ работает идеально, а мидрейндж отфильтрован довольно странно. Фильтр 3-го порядка должен был прибить отдачу среднечастотника выше частоты раздела (между 3 и 4 кГц), а на деле СЧ-головка продолжает голосить наперебой с пищалкой. Этим вызвана неравномерность общей АЧХ, отсутствующая в этой же полосе частот при работе одной пищалки. Возможно, что в ФВЧ 3-го порядка допущена какая-то неточность. Впрочем, дисперсия излучения системы до 13 кГц остаётся относительно ровной даже в этой странноватой конфигурации.
Басовая головка отличается весьма низким значением Qts даже по сравнению с остальными участниками (которые все отличились по этому параметру). В объёме двери добротность выйдет на уровень 0,45, что, как мы привыкли думать, не оптимально. Отметим, однако, что, как нам стало известно (см. видеоприложение к «АЗ» №9/2005), именно такое низкое значение добротности считает наилучшим один из ведущих разработчиков итальянских конкурентов шведской фирмы. В силу низкой добротности нижняя частотная граница должна, по расчётам, оставить 135 Гц. В оптимальном ЗЯ (3,2л) нижняя частотная границ окажется ненамного ниже 120 Гц. Можно взять более подходящий для кикпанелей объём (2,5 л), и опять получим 120 Гц. Короче, при инсталляции придётся тщательно подбирать частоту сопряжения и фазу сабвуфера.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- КТО
- DLS R36
- ПОЧЕМ
- $255
- ЭТО — ПЛЮС
- Повышенные резервы мощности
- Высокая чувствительность
- Ровная дисперсия излучения
- ЭТО — МИНУС
- Ограниченные басовые возможности
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Не самая басовитая, но громкая акустика с «ящичными» предпочтениями
- РЕЙТИНГ
- Исполнение 8
- Частотная характеристика 7
- Чувствительность 9
- Басовый потенциал 7
- Звук 7
Итог 38
Kicx PRO 63D • Signat H16/M10/T5/C3 • DLS R36 • MB Quart PCE 164/PCE 210 • Alpine SPX-17MB/SPX-137R • Morel Elate 5 3-Way • Helix RS 6.3 Competition • CDT ES-643