Да будет известно, кому до сих пор не было известно: выпускники МАИ при приёме на работу в журнал «АЗ», получают преимущество большее, чем за знание трёх иностранных языков. Полиглот ещё неизвестно что выкинет, а на маёвца всегда можно положиться. Пока кадровая политика не подводила…
Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ УДЛИНЕНИЕ
МЫ ТУТ ВСЕ ЗНЕМ, что такое относительное удлинение, но не прочь объяснить это тем, кто вместо нормального образования предпочёл выучить три языка. Это (грубо говоря) отношение размаха крыла к его ширине. У планера это может быть 20, а то и больше. У сверхзвукового истребителя иногда меньше единицы. Первый летает медленно, красиво и без топлива. Второй — быстро, красиво и жжёт керосин тоннами. Всё, подробности — у Жуковского и Чаплыгина.
Понятие относительного удлинения неожиданным образом можно применить и к современным сабвуферам, если сопоставить диаметр диффузора и общую высоту корпуса. У большинства головок это соотношение примерно одно и то же, полтора плюс-минус мелочь. Встречаются сабвуферы специальной конструкции, в той или иной степени плоские, у лучших образцов жанра глубина втрое (Earthquake SWS), а то и впятеро (Alto Mobile Falstaff) меньше диаметра. По ряду причин такие головки редко могут похвастать высокой допустимой мощностью, их достоинства — в другом, и не о них речь. Когда на повестку дня выходит именно мощность, «относительное удлинение» сабвуфера катится к другой крайности, он начинает походить на крыло «Старфайтера».
Вызванный сегодня «на ковёр» сабвуфер Audiobahn AWES 10P относится именно к этой категории. При калибре 10 дюймов высота корпуса — одиннадцать. Серия, к которой он относится, получила название Eternal (то есть вечный), от другой, под названием Immortal (бессмертный, это понятно даже выпускникам МАИ) «вечные» отличаются двойной звуковой катушкой. У «бессмертных» она… нет, не угадали. Не одинарная, а счетверённая.
Audiobahn всегда славился нешаблонным подходом к конструкции и дизайну своих изделий, но здесь фирма превзошла себя. Зрительно AWES как бы распадается на две части: снаружи — изощрённых форм корзина, внутри которой — ещё одна, выполняющая декоративные функции, но выполняющая их хорошо, и только совсем внутри — мудрёная инженерная структура, объединяющая магнитную систему и подвес.
Держатель центрирующей шайбы вместе с винтовыми зажимами и подводом (провода прошиты в шайбу) крепится к корпусу магнитной системы на болтах, и их можно выкрутить, пожертвовав четырьмя «языками пламени» (из двенадцати). И после того, как диффузор с помощью традиционных методов отделён от внешнего держателя, вы (или тот, у кого возникнет такая нужда) можете извлечь из зазора магнитной системы всю электрическую часть с целью инспекции или замены, такое бывает, когда на соревнованиях по SPL «вечность» (или «бессмертие») сабвуфера подвергают сомнению с особой жестокостью.
Диффузор из жёсткого (мягко говоря) полипропилена ещё и усилен по стыку с центральным колпачком. Известно же, что в предельных режимах работы усилие, придающее диффузору ускорение, достигает десятка килограммов, так что прочность тут не бывает лишней. Широкий (40 мм) подвес из вспененного полиуретана с головой выдаёт длинноходовую головку. Усиленная каптоновая центрирующая шайба в состоянии покоя имеет вогнутую форму, а значит, движение звуковой катушки в ту сторону, где существует угроза её «здоровью» (вниз) пресекается более решительно. Особенно высокой линейности работы подвеса с такой шайбой ожидать, как правило, не приходится, зато порог мощности, при которой может наступить механическое повреждение катушки, существенно повышается. Звуковая катушка калибра 2,5 дюйма сможет выдержать серьёзную мощность и в тепловом выражении. Рассеиванию тепла способствует широкий вентиляционный пояс, расположенный (как всегда) под центрирующей шайбой, а также осевое отверстие диаметром 20 мм. Диаметр и высота магнита во многом определяют необычное «относительное удлинение» всей конструкции. Диаметр магнита относительно скромный, 130 мм, но высота пакета из трёх колец достигает половины от этой величины. Каждый из двух пар контактных зажимов сдвоен, что позволит с удобством соединять катушки.
- Номинальный импеданс, Ом 4+4
- Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 900
- Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 82,5
- Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 88
- Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 2,5
- Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 4,1
Параметры Тиля — Смолла | ||
---|---|---|
Заявка | Факт | |
Fs, Гц | 30 | 39,1 |
Vas, л | 20,2 | 12,2 |
Qts | 0,5 | 0,644 |
Расчётная масса подвижной системы 141 г, при этом силовой фактор (9,2 Тл м) далеко не рекордный. Понятно, что разработчики сделали выбор в пользу широкого зазора и эффективного отвода тепла. Результат ясен: опорная чувствительность не самая высокая, что роднит AWES со сверхзвуковым истребителем не только по мощности, но и по прожорливости. Нелинейные искажения достаточно высокие — при такой конструкции непросто обеспечить равномерность зазора. Впрочем, мы привыкли считать, что если осреднённое значение к.н.и. не достигает 5%, то поводов для беспокойства мало.
Перед измерениями динамик основательно «мяли» синусом при мощности 90 Вт RMS, тем не менее параметры не вышли на отметки, обозначенные изготовителями, все три сразу и дружно. Однако, как выяснилось, на технике «боевого применения» сабвуфера это сказалось не очень сильно. Специалисты фирмы предназначали AWES любителям ударного баса, это очевидно: из четырёх «заводских» вариантов три — фазики объёмом от 20 л (Space Saver) до 56 л (Ultimate SPL), у всех трёх — мощный басовый подъём, один даже не поместился на графике. ЗЯ рекомендуют как бы неохотно, а зря.
По измеренным параметрам оказалось: оптимальный объём ЗЯ будет 18 — 20 л, при этом достигается редкая по равномерности АЧХ, если же есть желание использовать Eternal как предполагали его конструкторы, вариант наиболее «убойной» настройки достигается в объёме 40 л.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Сабвуфер 10 дюймов
- КТО
- Audiobahn AWES10P
- ПОЧЕМ
- $263
- ЭТО — ПЛЮС
- Роскошная конструкция
- Способность работать в компактном ЗЯ
- Все предпосылки для «вечности»
- ЭТО — МИНУС
- Невысокая опорная чувствительность
- Несколько повышенные искажения
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Будет работать если не вечно, то очень долго
- РЕЙТИНГ
- Конструкция и исполнение 9
- Форма АЧХ в салоне 8
- Реальная чувствительность 8
- Искажения 7
- Компактность оформления 9
ИТОГ 40