Этот автозвуковой проект… нет, так слишком сухо и академично. Музыка (и видео) в машине, закономерный результат пресловутого проекта — не банальная сумма слагаемых. Формула успеха каждой мобильной системы оказывается уникальной суммой теории и практики установочного дела, помноженной на замысел её будущего владельца. Отсюда и выражение «произведение искусства».
руководитель проекта Александр КИСЕНКО
ФОРМУЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЕСЛИ ДЛЯ «ХОНДЫ» попытаться сколько-нибудь строго оценить величину замысла по десятибалльной шкале, то, на наш взгляд, получится не меньше восьми, а то и все девять. А как иначе упрятать в пусть и просторный, но всё же единственный кузов автомобиля две раздельные театральные системы? Это, знаете ли, не сплошь и рядом. На первый взгляд, теснота автомобильного салона должна заставить оба театра делить ресурсы установки поровну и тем самым осложнять их раздельную работу. Но не будем забывать и про то, что делает видеосистемы со звуком 5.1 реально независимыми, а именно экран, фронтальная акустика и центральный канал. И вот здесь результат произведения установочной теории на установочную практику оказался под стать замыслу, причём как по модулю, так и по знаку.
Чтобы найденную по формуле величину соразмерить с типовым внедорожником Honda CR-V, Александр и Александр сошлись на том, что источник сигнала будет всё же один. Водитель, как ни крути, в машине главное лицо, второй после ГАИ (в море капитан — первый после Бога, потому что там ГАИ нету), и вчинять ему звуковые помехи с заднего ряда крайне нежелательно. Наушники, конечно же, дело хорошее, но пока ещё не настолько, чтобы подавляющее большинство слушателей напрочь отказалось от традиционных акустических систем в пользу оголовий и амбушюров.
- ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
- АУДИО 3-х и 2-полосный фронты + два центральных канала + тыл + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Alpine IVA-D310R, TUE-T152
- МОНИТОР Alpine PKG-1000
- ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H701
- УСИЛИТЕЛИ Audiosystem F2>300, Mac Audio Pulsar 2, Pulsar 4 XL, Rockford Fosgate T8004
- АКУСТИКА Focal 100 CV, 130 CV, Hertz HT 25, HD 500, Space 6, Morel Pulse 6
- САБВУФЕР Polk Audio db212-2
В свете принятого по поводу источника решения никаких противопоказаний к общей для обоих театров тыловой акустике и сабвуферу обнаружено не было. Тыл в многоканальных звуковых системах — вещь вспомогательная, рассчитанная на специальные эффекты и имитацию большого пространства, а сабвуфер всегда работал, работает и будет работать в том частотном диапазоне, где способности человеческого слуха к локализации источника звука никак не выражены.
Несложные, согласитесь, теоретические посылы, для которых и формул не потребовалось, на практике сложились, тем не менее, в довольно затейливую схемотехнику. Источник сигнала, как и определились, один — DVD-ресивер Alpine IVA-D310R, к которому подключены ТВ-приёмник TUE-T152 и камера заднего вида. Картинка поступает на собственный выдвижной монитор источника и потолочник Alpine PKG-1000. Звук подвергается декодированию и цифровой обработке в процессоре Alpine PXA-H701, который подключён к «голове» по оптике и шине Ai-NET.
С задачами формирования сигнала для двух раздельных фронтов разной конфигурации процессор справился в одиночестве. Акустика переднего трёхкомпонентного фронта получает сигнал в двух полосах: НЧ от 80 до
850 Гц и СЧ/ВЧ — выше 850 Гц. Деление полос между твитером Hertz HT 25 и мидрейнджем Hertz HD 500 берёт на себя пассивный кроссовер, а мидбас Hertz Space 6 подключен напрямую к выходным зажимам усилителя. Получившаяся «неоклассическая» схема в 2,5 полосы построена целиком на четырёхканальнике Rockford Fosgate T8004.
Из-за боковых подушек безопасности твитеры перекочевали в углы торпедо
Задний фронт, монопольные права на который переданы пассажирам второго ряда, выполнен на двухкомпонентном наборе Morel Pulse 6. На него поступает сигнал с одной пары каналов усилителя Mac Audio Pulsar 4 XL, уже пропущенный в процессоре через фильтр ВЧ с частотой среза 80 Гц. Вторая пара каналов Mac Audio работает на общий для обоих театров тыл на базе коаксиалов Focal 130 CV, ограниченных снизу по полосе воспроизводимых частот на 90 Гц.
Задуманный как «двухзальный», мобильный театр в «Хонде» потребовал и двух комплектов акустики центрального канала, излучателями которых стали коаксиалы Focal 100 CV. Они включены последовательно, что удваивает их суммарное сопротивление, и на них в мостовом режиме работает усилитель Mac Audio Pulsar 2. Сочетание высокоомной нагрузки и мостового включения мы неоднократно отмечали в системах, нацеленных на высокое качество звука. В процессоре сигнал центра обрезан фильтром ВЧ на частоте 150 Гц.
Самая высокая монтажная точка на торпедо отдана головному устройству
Общий для двух мобильных «залов» сабвуфер Polk Audio db212-2 получает сигнал ниже 70 Гц и питается от усилителя Audiosystem F2>300. Как и для центрального канала, используется мостовое включение, но нагрузка в данном случае составляет всего 2 Ом против 8 у центра, это как раз случай отбора всей доступной в усилителе мощности.
Успех мероприятия в салоне японского универсала, выведенный из эмпирической формулы автозвукового произведения, определялся, как вы помните, несколькими факторами. Замысел заказчика добавил изрядного веса множителю, ну а сумма установочной теории и практики стала целиком делом рук бригады «аудиохирургов», проводивших имплантацию компонентов в салон «Хонды».
Головное устройство помещено в заготовленное ещё на заводе место по центру торпедо. Причин искать добра от добра усмотрено не было, рядом с водителем это самая высокая точка в передней части салона. Вторая часть «Алпайна», скрытной установки, удалена от первой на почтительное расстояние и уложена в нишу запасного колеса. Монитор другого «кинозала» подвешен на потолке, прямо поверх механизма складывания люка. Чтобы не громоздить массивных подвесных конструкций, за декоративную обшивку был упрятан металлический лист, прикреплённый буквально в нескольких миллиметрах от рельсов люка с помощью дистанционных проставок. Монитор, в свою очередь, прикручен к листу на болтах, пропущенных сквозь потолочную обивку, решение надёжное и проверенное.
Передний центральный канал занял место пустующей ниши в центральной консоли
Вместе со вторым блоком головного «Алпайна» в нише для запаски уложены и другие активные компоненты системы. На втором этаже единолично расположился Rockford, а наверху, третьим слоем, смонтированы Audiosystem, оба Mac Audio и алпайновский процессор.
Три полосы переднего фронта установлены, как обычно, в дверях и на торпедо, но не совсем привычным образом. Самые значимые для мультимедийных систем СЧ-динамики смонтированы на площадках дверных зеркал, там, где мы привыкли видеть высокочастотники, и ориентированы на точку в центре салона, между спинками передних сидений. Для твитеров в этот раз было отведено место в заводских сетках верхней полки торпедо, по углам возле лобового стекла. Теоретически можно было утрамбовать оба динамика в дверь, но Александр Кисенко использовал сложившуюся расстановку для того, чтобы ограничить зону работы переднего фронта именно первыми двумя сиденьями.
Затеи на верху фронтального диапазона не коснулись мидбасов, которые помещены за штатные сетки в нижних углах дверей. Разумеется, комплексная акустическая подготовка дверей включала вибродемпфирование, шумоизоляцию и новые опорные кольца из MDF для динамиков.
Центр второго фронта направлен от кромки пятой двери на середину заднего дивана
Второй фронт, «отделённый» от первого не только сиденьями и своеобразием мест монтажа акустики, но и регулировками звукового тракта, целиком установлен в задних дверях. Мидбасы Morel закреплены через проставки на металле задних дверей, а твитеры врезаны в их декоративную обшивку. В процессе расстановки акустики в салоне «аудиохирурги» рассматривали вариант крепления пищалок на средних стойках, но он оказался неприемлемым — звук второго фронта пролезал вперёд и норовил стать подобием тыла для передних пассажиров. А в «дверном» варианте массивные спинки сидений, как акустические маты, изолировали друг от друга два кинотеатральных помещения.
Общий для обоих рядов слушателей тыл смонтирован на задних стойках кузова, в формованных корпусах, изготовленных из пропитанных эпоксидной смолой карпета и стеклоткани. Объём ящичков по каждому борту составил около 7 л. Поверхность готовых изделий обтянута алькантарой под цвет обивки салона.
Манипуляции с привычной стереоакустикой на время отвлекли наше внимание от динамиков центрального канала, а их, каналов, в системе целых два, по числу фронтов. Передний занял большую нишу центральной консоли, а задний установлен на потолке, причём местом его крепления была выбрана кромка крыши у самой пятой двери. Практический опыт работы с потолочными и полочными тыловыми «люстрами» позволил установщикам смело использовать такое решение, не опасаясь «перетягивания» переднего фронта назад («Не в чистом поле», «АЗ» №11/2005). Ключевую роль в таком решении играет положение динамика в салоне и его ориентация, поэтому французский коаксиал стоит далеко и направлен вниз, на средний подголовник заднего дивана.
Там, где обычно стоят твитеры, установлены среднечастотные динамики
Выбор марки сабвуферного агрегата произошёл ещё во время обсуждения Александрами замысла своего произведения. Готовый компонент на двух «двенашках» с фазоинвертором способен изрядно дунуть в большом салоне, а в случае надобности может быть легко изъят из того же салона, разумеется, с некоторой потерей звука в диапазоне суббаса. Случаи грузовых перевозок в жизни «Хонды» и её владельца крайне редки, но всё же возможны, поэтому решение вполне обоснованное.
Для всестороннего анализа эмпирической формулы автозвукового произведения редакция журнала уже привлекла молодого аспиранта, найденного на кафедре социо-промышленных исследований одного из региональных университетов. Ожидаемые в ближайшие пару лет материалы кандидатской диссертации должны пролить свет на характер зависимости успеха автозвукового проекта от вклада той или иной его составляющей. Не думаем, что это будет революционный прорыв в область единой теории удачи, но накопленная в редакции статистика внушает определённые надежды. Поживём — увидим.
Перестановки на верху диапазона не коснулись привычного места для мидбасов
Конструкция крепления потолочника позволила сохранить все функции люка
Тыловые коаксиалы установлены с расчётом на работу с обеими фронтальными системами
Крупные габариты съёмного сабвуфера не смутили владельца автомобиля
Трёхэтажная рама позволила спрятать все активные компоненты в нишу запасного колеса
Учитывая специфику «двухзальной» системы, АЧХ сняли дважды: на переднем сиденье и на заднем. Бас оказался почти идентичен и там и там (как и ожидалось): он ровно отыгрывает нижний бас и изрядно заходит в действительно суббас, как и требуется для кинотеатральной системы. Дальше начинаются различия, вызванные радикально разным расположением акустики в радикально разных частях салона. Фронт в целом играет ровнее, хотя самая середина (вокруг 1 кГц) несколько провалена. Во «втором зале» как раз всё безоблачно, зато становится заметной довольно своеобразная форма частотной характеристики между 100 и 250 Гц. Имея в виду, что одним и тем же набором средств коррекции надо было устанавливать АЧХ в обоих «залах» одновременно, надо признать: трудная задача «распределения ресурсов» оказалась решена довольно удачно.
Заказчик не ограничивает себя строгим почитанием определённых направлений, и ему по вкусу рок-вариации в исполнении AC/DC и поп-музыка Mylene Farmer. Поэтому я зарядил в DVD-ресивер разножанровый редакционный сборник «NAIM Sampler». Система порадовала мягким спокойным звучанием, без агрессии экстремально настроенного театра. Первый трек изобиловал деталями без какой-либо привязки к динамикам средне- и высокочастотного диапазона. На мой вкус, я бы немного уменьшил громкость тыловой акустики, но, вполне возможно, отказался бы от этого желания во время движения автомобиля, сопровождаемого дорожными шумами. Третий трек усилил впечатление первых рядов в концертном зале, когда рояль казался ближе, чем обычно, а иллюзия реверберации подчёркивала большой размер помещения. Звучание оркестра на пятом треке было сбалансированным и ровным, сабвуфер, зачастую доминирующий в кинотеатральных системах, чётко и ненавязчиво отработал суббасовые регистры. Десятая дорожка обычно хорошо показывает энергетические пределы мобильной установки, и система в «Хонде» не обнаружила сколько-нибудь заметных ограничений на уровнях комфортной громкости, звучание было громким, чистым и весомым.