Сначала было слово. И слово было «концепция», и означало оно систему взглядов (на что-либо) или основную мысль…
Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Концепт
НО В ТЕ ВРЕМЕНА большинство из нас таких слов не знали. И только когда достижения зарубежного автопрома перестали иметь для нас чисто умозрительное значение, из соответствующих изданий пришла к нам калька с английского варианта: «концепт». В единственном контексте: «концепт-кар». Потом основное слово «кар» (в смысле, car) стало уже необязательным, но если нам говорили «концепт» — именно так, в русском написании, то мы привыкли понимать под ним автомобиль, в котором оказались сконцентрированы взгляды изготовителя на будущее, которое, как это у них принято, очень быстро переходило в настоящее…
А почему, собственно, так? Почему мы считаем, что концептуальными могут быть только автомобили? Ведь как только на свет божий является технический продукт чуть более сложный, чем лопата, в нём изначально заложена некоторая авторская позиция как набор приоритетов, как система взглядов, в конце концов. Взять, к примеру, мультимедийные «головы» из теста этого номера. Концепция их создателей «прочитывается», что называется, без очков. Это, во-первых, создание в автомобиле единой информационной среды, объединяющей аудио- и видеоисточники и приёмники с навигационными системами, а иной раз — и с коммуникационными. Во-вторых, это разделение жилого пространства салона на две «зоны», в одной из которых упор делается на навигацию и аудио, в другой — на «индустрию развлечений». Это как бы общая концепция. Но ведь есть и частные. Какие-то из них касаются организации управления (внешний монитор управляет проигрывателем DVD) или, например, перемещения дисплея с «развлечениями» ближе к конечному потребителю. В общем, понятно.
Усилитель как техническое средство тоже содержит в себе общие и частные концепции, как систему взглядов разработчика на удобство управления, на функциональную оснащённость, на надёжность работы, в конце концов. (К сожалению, требование безусловной надёжности не всегда входит в число «основных мыслей» авторов разработки.) Правда, эти самые концепции не во всех изделиях легко «прочитываются» — видимо, не у всех разработчиков бывает так уж много мыслей.
В усилителях Audison «мыслей» всегда было заложено достаточно. В этом плане (и не только в этом) бесспорным рекордсменом является Thesis HV venti (см. №10/2004). Тут уж мыслей столько, что хватило бы на полдюжины менее пафосных, но тоже вполне новаторских разработок. И среди них довольно устойчиво прочитывается сверхзадача концерна Elettromedia: создать усилитель «всех времён и народов». Ясно, что такого рода разработки никогда не будут массовыми, но ровно это же, теми же словами, можно сказать про любой «концепт». Чем концептуальнее — тем в большей степени.
Серия усилителей VRx — это, конечно, не Thesis, эталон концептуальности. Это всё же — для народа. Но сказать «для простого народа» не отважусь, скорее — для лучших представителей народа. Однако и в этом, серийном продукте можно найти немало тем для обсуждения системы взглядов.
Основная концепция очень интересная, и по зрелому размышлению она представляется единственно верной: в усилителе должно быть только то, что нужно для конкретной инсталляции, и больше ничего. Сразу возникает вопрос: а почему до этого никто не додумался раньше? Ну, это не совсем так — к примеру, съёмные модули фильтров встречались нам и раньше. Просто в серии VRx эта идея доведена до логического завершения. Усилители, активные фильтры и блоки обработки сигнала, составляющие серию VRx, образуют законченную и одновременно открытую модульную систему, позволяющую создавать сколь угодно сложную установку, избегая вместе с тем неоправданного удлинения пути прохождения сигнала. К каждому усилителю могут быть добавлены модули обработки сигнала, модули управления и охлаждения, включая и механические устройства, посвящённые последней функции. Все усилители способны работать с балансным входом, а при использовании блоков многоканального расширения (Multichannel Extensions) — и с балансным выходом. В более привычной терминологии это мостовой выход, когда один из усилителей справляется с «положительным» выходным сигналом, а второй — с сигналом противоположной фазы.
Так исторически сложилось, что в рубрике «Системы» усилители Audison VRx получили чуть ли не постоянную прописку, а в тест к нам такой аппарат попал впервые, и то самый «скромный», одноканальный. Потом увидим, что этот «скромник» покажет, а пока начинаем знакомство органолептическими методами.
При своих относительно небольших габаритах VRx 1.500 оказался неожиданно массивным, тяжелее, к примеру, чем любой из участников группового теста. Массивный металл образует внутреннее и внешнее оребрение, внутри которого два тоннеля — по ним вентиляторы гонят воздух. Уже в базовом варианте VRx 1.500, как и любой усилитель из этой серии, снабжён модулем балансного входа ABS. Гнёзда здесь точно такие же, как мы видели у «Тезиса», и каких, кроме как у «Аудисона», нет ни у кого. Они совместимы с обычными RCA-штекерами и внешне похожи на них, но в действительности трёхконтактные — между внешней оболочкой и центральным контактом есть ещё один рукав. Соответствующие «хитрые» штекеры есть в комплекте, они пригодятся для соединения с источником, имеющим балансный выход, в частности, с предусилителем BTX2. Работой модуля балансного входа управляет переключатель K1 — в обычном, несимметричном варианте работы используется лишь вход правого канала R, в балансном включении, понятно, используются оба входных гнезда. Выключатель K2 позволяет задействовать фильтр подавления помех (Line Noise Suppressor). Кнопка K3 вместе с регулятором LM управляют чувствительностью усилителя в две ступени: от 0,15 до 1,5 В либо от 0,5 до 5 В.
Именно в таком варианте «заполнения» VRx 1.500 попал к нам на тестирование, «сверх плана» мы взяли к нему самый необходимый из набора сменных модулей блок фильтров HL24. Если этот модуль установлен, то в широкой полосе усилитель уже не работает, что подтверждает тезис — ничего лишнего. Действительно, если вам нужен широкополосный режим, то фильтр можно оставить в магазине. Слыхали мы, что даже десять баксов — не лишние, что уж говорить о ста семидесяти. Кнопка bypass (Be) отключает фильтр на линейном выходе, в противном случае сюда поступает сигнал по «зеркальному» принципу, то есть если в тракт усилителя включён фильтр НЧ, то линейный выход подключается через фильтр ВЧ, и наоборот. Фильтр НЧ перестраивается в диапазоне от 40 до 90 Гц (F2), фильтр ВЧ — от тех же 40 до 120 Гц (F1), регуляторы — раздельные. Фаза выхода может быть переключена на обратную. Естественно, линейный выход может работать как в обычном, так и в балансном режиме (переключатель Ke). Прежде чем перейти к результатам измерений, приводим перечень модулей и дополнительных блоков, которые могут быть установлены либо добавлены. Это кроме HL24, упомянутого BTX2, а также механических узлов для «наращивания» корпуса, которые могут потребоваться при групповой установке усилителей одной серии.
PRM3 — однополосный параметрический эквалайзер.
SM24 — подтональный фильтр.
PC36 — плавный регулятор фазы.
DSC1 — компрессор динамического диапазона для сабвуфера.
VCRDK — дистанционный регулятор уровня.
HL12 — фильтры ВЧ/НЧ 12 дБ/окт.
BH12 — полосовой/НЧ-фильтр.
LM24 — ФНЧ 24 дБ/окт.
BSA1 — формирователь балансного выхода.
И ведь действительно — ничего лишнего.
- Максимальная мощность (12,5 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 658/1170
- Коэффициент нелинейных искажений (80 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,016/0,015
- Входная чувствительность, В 0,13 — 4,2
- Отношение сигнал/шум, дБА 103
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 6,5 — 28000
- Габаритные размеры, мм 240 х 400 х 63
Мы неспроста приурочили тест этого усилителя к групповому тесту моноблоков. Ибо для него специально (и только раз в году) собирается источник питания, состоящий из двух аккумуляторов Varta в параллель и 12-амперного «восстановителя напряжения». С этим усилителем вышла загвоздка: на 2-омной нагрузке нам не удалось даже примерно удержать требуемое напряжение в течение времени, достаточного для измерения мощности. Из резерва главного командования был извлечён третий аккумулятор и добавлен к двум имевшимся. Лабораторный стол выдержал, хотя у него был выбор. В общем, мощность VRx выдал завидную, а по меркам класса AB — в нашей отрасли почти невиданную. При этом не только с нелинейными искажениями, но и с шумами у него оказалось всё в порядке.
Граничные частоты среза фильтра НЧ попали на 40 и 92 Гц, фильтра ВЧ — на 42 и 130 Гц. Можно констатировать, что попадание в спецификации достойное, но не «цифровое». Крутизна спада у ФНЧ 24 дБ/окт., у ФВЧ — 12 дБ/окт., но пусть кто-нибудь скажет, что этого недостаточно.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- 1-канальный усилитель
- КТО
- Audison VRx 1.500
- ПОЧЕМ
- $1300 + 171
- ЭТО — ПЛЮС
- Балансные входы
- Безупречные технические характеристики
- Почти безграничные функциональные возможности
- ЭТО — МИНУС
- Финансовые возможности должны
- соответствовать техническим
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Концепцию поддерживаем и одобряем
- РЕЙТИНГ
- Мощность 10
- Технические характеристики 9
- Оснащённость 7
- Фильтры 9
- Удобство установки 9
ИТОГ 44