От редакции:
Мы привыкли видеть в рубрике «Своя игра» установки, созданные силами энтузиастов car audio, чья профессия далека или от audio, или от car, или вообще «равноудалена». Житель Ставрополя Сергей Григорьян, основное место работы которого имеет прямое отношение к установочной студии «Сигма СК», из этой классификации формально выпадает. Но именно формально. Ведь систему Сергей делал для себя, и нам стало интересно, насколько актуально в нашей отрасли старинное эмпирическое правило про сапожника и сапоги.
Сергей ГРИГОРЬЯН, г. Ставрополь
ТУФЛИ ОБУВНОГО КУТЮРЬЕ
Соревновательный сезон 2005 года закончился, и появилось время, которого так не хватало раньше, чтобы не торопясь рассказать читателям журнала о том, как задумывался и делался автомобиль.
А начиналось всё в 1990 году с приобретения вазовской «восьмёрки». В те времена о специальной автоаудиоаппаратуре никто толком и не слышал, предметом мечтаний и совершенством звучания казался кассетник «Урал РМ 311» с японской кинематикой, динамики 10-ГДШ в задней полке и изготовленный по схеме из журнала «Радио» автомобильный усилитель с выходной мощностью как у современного головного устройства (из недорогих).
Новый толчок к увлечению автозвуком дало появление в журнале «Салон AV» рубрики «Звук на колёсах», из неё потом родился журнал «АвтоЗвук», ни одного номера которого я не пропустил и который оказал огромную помощь во всей последующей работе. В общем, вот так просто и незатейливо невинное хобби стало профессией.
- ТИП СИСТЕМЫ аудио
- СОСТАВ 2-полосный фронт + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Alpine CDA-9813R, CHA-S624
- ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H700
- УСИЛИТЕЛИ Eton PA 1102, PA 3204
- АКУСТИКА Eton CX 280V, A1-160
- САБВУФЕР ETON 12-620/62 HEX
Когда ездить на своей пустой «десятке» стало и невозможно, и неприлично, решил пошить сапоги самому себе. Новая аудиосистема непременно должна была отвечать двум требованиям: 1) при вменяемом бюджете выйти на достойный уровень для участия в соревнованиях формата ЕММА Россия, 2) сохранить функциональность автомобиля, поскольку он мне нужен каждый день для поездок на работу, перевозки грузов и прочих обязательных или добровольных поступков на дорогах.
С марками компонентов была полная ясность, я уже несколько лет работаю с аппаратурой Alpine и Eton, обе мне нравятся своей надёжностью, удобством и хорошим звуком.
Расклад выглядит следующим образом. Головное устройство Alpine CDA-9813R плюс чейнджер CHA-S624 соединены по шине Ai-Net с процессором PXA-H700. С него обработанный сигнал поступает на три усилителя Eton, два двухканальных РА 1102 и один четырёхканальный РА 3204. Двухканальные аппараты обслуживают диапазоны низких и очень низких частот, которые воспроизводятся, соответственно, мидбасами Eton A1-160 и сабвуферным динамиком Eton 12-620/62 HEX. На нужды ВЧ-диапазона отведены все четыре канала РА 3204, работающие на твитеры Eton CX280V в попарно-мостовом включении. Если не поверили своим глазам, прочтите ещё раз, всё правильно, пищалки подключены мостом (двумя мостами). В принципе, так вышло не нарочно, просто раньше вся фронтальная акустика поканально работала от одного усилителя, которого, как я предполагал, должно было хватить с избытком. Не хватило… И после установки ещё одного усилителя и перераспределения ресурсов я решил попробовать экспериментальным путём найти ответ на вопрос, как по сравнению с обычным включением влияет на звук возросшая вдвое скорость нарастания сигнала на выходе.
По жизни я большой сторонник двухполосного деления фронтальной акустики, и для наилучшей реализации возможностей этой схемы приборная панель была изготовлена заново. Места расположения ВЧ и НЧ-динамиков по каждой стороне максимально сближены, а приборный щиток, естественно, установлен по центру. Этот способ уже был опробован в автомобиле Виктора Шкенделя («Удачные эксперименты», «АЗ» №7/2005), но по сравнению с историческим прототипом я пошёл дальше, усложнив себе задачу установкой в торпедо закрытых 10-литровых корпусов. Кроме решения задач чисто звуковых заодно были устранены врождённые недостатки штатной системы вентиляции, связанные с обдувом боковых стекол.
Для установки сабвуфера пришлось пожертвовать бардачком, но дело того стоило. Саб Eton был приобретён довольно давно, с учётом результатов журнальных тестов. Очень мне понравился его звук, а благодаря уникальным параметрам Тиля — Смолла (Fs 22,5 Гц, Qts 0,3, Vas 140 л) удалось поместить его в закрытый ящик объёмом всего лишь 22 л, снабжённый акустической линзой и заполненный синтепоном. АЧХ получилась — в линеечку! Времени на изготовление ящика довольно причудливой формы потребовалось неделя, зато устанавливается и снимается он очень легко.
Все три усилителя, процессор и конденсатор расположены под задней полкой на откидной панели. Для настроек и обслуживания усилителей достаточно повернуть два ключа, и всё как на ладони. Усилители охлаждаются с помощью компьютерных кулеров, три работают на вход и три — на выход.