К важнейшему из всех. В машине, правда, самым важным до сих пор считается искусство вождения, но у автора знаменитой максимы про важнейшее из искусств водительских прав не было, а личный шофёр — был. С правами и наганом. Всё как сегодня, кроме одного: не довелось главе диктатуры пролетариата прикоснуться к искусству кино в своём «Роллс-Ройсе». Лишь спустя десятилетия наступило обещанное светлое время…
Марк ГАСАНОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Panasonic CQ-VD7001N • Sony XAV-A1 • Kenwood KVT-627DVDY • JVC KD-AV7001 • Pioneer AVIC-X1 • Alpine IVA-D310R
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСКУССТВУ
ВПРОЧЕМ, КАК И ПРИ ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАриата: для кого светлое, для кого — не очень. Звуковоспроизведение в чистом виде (не как саундтрек кинофильма) отступает под натиском видео, точнее говоря, то и другое вкупе с информационными процедурами выливается в причудливые формы мультимедиа. И хотя раздаются не слишком громкие голоса, что, мол, интерес к чистому стерео возрождается, я бы отнёс эти высказывания к той же категории, что и сообщения о растущем интересе к винилу. Мол, продажи проигрывателей винила в развитых странах выросли за два года вдвое. Во сколько раз выросли за то же время продажи флэш-плееров, в этом же тексте почему-то не говорится. А ежели взять показатели в абсолютном выражении, то счёт окажется уж точно не в пользу винила. Раз эдак в двести. В общем, чистое стерео в формате CD-DA или каком-то ином останется уделом относительно немногих. Пусть лучших, но в глобальном смысле — немногих. Будущее за непростым (но комфортабельным) миром мультимедиа.
В среде автомобильного салона позиции двухканального стерео по понятным причинам по-прежнему сильны. (Не забывайте, что четыре или шесть выходов автомобильного головного устройства являются носителями всё тех же двух каналов, поэтому мы обычно и представляем их как «две пары» или «три пары».) Но «мультимедийность» и здесь укрепляет свои позиции — нынче «головы» этой категории есть у всех грандов car audio (car media?), у большинства их даже несколько моделей, к лидерам подтягиваются производители и брэнды второго эшелона.
Что могут мультимедийные «головы»? Проще будет перечислить, чего они не могут. Как правило, без внешней обвески они не умеют принимать телевизионные передачи и выполнять функции навигационной системы. Бывают, впрочем, исключения — «голова» с телевизионным тюнером проходила у нас в тесте, опубликованном ровно год назад, а с аппаратом, имеющим встроенную навигационную систему, мы познакомимся сегодня. Следует ли ожидать, что исключения превратятся в правило? Здесь мнения авторов разделились на «эт точно» и «эт вряд ли», с равной степенью убеждённости в правоте. Впрочем, прогностические упражнения уведут нас очень далеко от предметов немедленного интереса.
Но, как бы там ни было, возможность подключения по специально выделенным шинам навигационного устройства и/или ТВ-тюнера предусмотрена у многих современных мультимедийных «голов». У многих — но не у всех. С навигацией понятно: если в линейке фирмы такая система есть, то в головном устройстве должно быть её подключение к монитору — обычно для этого используется отдельная шина с сигналами управления, аудио и RGB-видео. С тюнером ситуация в основном такая же, но кое-кто из грандов, судя по всему, прохладно относится к ТВ-приёму в машине (отчего их авторитет в моих глазах только вырос. — Прим. М.Г.). В идеальном варианте мультимедийная «голова» должна обеспечивать подключение (и управление хотя бы основными функциями) навигационной системы и ТВ-тюнера, а также ещё одного видеоустройства по входу AV. Кто-то, может, скажет, что идеал получился слишком приземлённым — источников AV-сигнала, кроме уже имеющегося в «голове» DVD-проигрывателя, может быть несколько. Но, положим, видеокамера в режиме воспроизведения, как и игровая приставка, включается в систему временно, и их естественно подключать к потолочному (или «подголовочному») монитору, а в «голове» все соединения резидентные. Тогда остаётся либо AV-плеер на жёстком диске, либо, пардон, видеомагнитофон, а оба эти устройства вряд ли встретятся в одной системе.
Остальные составляющие AV-интерфейса являются стандартным атрибутом мультимедийных головных устройств, и их наличие будет в ходе теста приниматься по умолчанию. В частности, одинокий вход видео предназначен для подключения камеры заднего обзора, которая используется при парковке. Этот вход задействуется автоматически при активизации «реверса» и не требует обязательного включения стояночного тормоза. Далее, если есть DVD-проигрыватель, то у него обязательно должен быть AV-выход с двухканальным звуком. В серьёзном головном устройстве непременно присутствие трёх пар линейных выходов, а вот дальше возможны варианты. Если аппарат снабжён декодером многоканального звука, то при воспроизведении DVD выходы звука могут переключаться в режим 5.1. Цифровой выход звука вещь, на мой взгляд, факультативная, но лишь при наличии декодера. Так что присутствие декодера будем считать плюсом, а отсутствие «цифры» — минусом. И в пределах данного теста мы решили привычную графу «Интерфейс» заменить «Мультимедийностью» — сюда будет входить не только оценка полноты интерфейса, но и присутствие дополнительных компонентов, в частности, навигационной системы.
Каждому, кто «в теме», хорошо известно, что в «походном» положении дисплея одно из рёбер его корпуса (как правило, нижнее) формирует часть передней панели. Здесь можно разместить какие-либо кнопки, но вообще на передней панели места явно недостаточно, особенно если аппарат снабжён дубль-дисплеем, который помогает контролировать ситуацию при сложенном мониторе. Выходов из положения примерно два. Первый — развивать функциональные возможности пульта ДУ, который рискует перерасти (и порой перерастает) мобильный телефон. Второй выход — использование тактильного дисплея (touchscreen). Во втором случае на экране формируются виртуальные кнопки, а управление осуществляется нажатием на экран. Все без исключения мультимедийные головные устройства, представленные в нашем тесте, управляются именно по этому, второму способу. Так что прикоснуться к искусству кино вы сможете не только в переносном смысле.
В общем, тактильный дисплей штука хорошая. Но как не все йогурты одинаково полезны, так и не все «тачскрины» одинаково удобны. Одни из них редко опрашиваются системой, и управление не поспевает за современным ритмом жизни, другие требуют неоправданно больших усилий, а иногда реакции «кнопок» и вовсе нестабильны. Бывает даже так, что необходимая длительность нажатия зависит от усилия. И это не всё. Виртуальные кнопки на ощупь не найдёшь, поэтому они делаются крупными, и в каждом режиме работы «головы» может существовать несколько наборов кнопок (несколько «дисплеев»). Иногда иерархия «дисплеев» понятна, а иной раз неоправданно запутана. В самом тесте нам не всегда хватит места для анализа особенностей управления, но оценка его удобства, как обычно, присутствует в рейтинговой таблице в соответствующей графе.
В нынешнем тесте мы впервые встретили сразу три аппарата, у которых тактильный дисплей позволяет управляться с меню диска напрямую, без использования виртуального «креста». То есть вы просто тыкаете пальцем в картинку меню диска и получаете нужный результат. Можете поверить, для реализации такой функции требуется очень непростая программа, поэтому неудивительно, что, к примеру, один аппарат из названной тройки не всегда справлялся с самыми разветвлёнными меню. Но в любом случае — здорово, и вот вам один из примеров, когда наша отрасль оказалась впереди всех. Между прочим, возможность интерпретации системой цифровых кнопок пульта как пунктов меню реализуется на предыдущей стадии развития ПО, так что она присутствует у всех персонажей нашего повествования, и мы к этому возвращаться не будем. Так же, кстати, как и возможность чтения CD-текста. Для простоты изложения будем также считать, что в дисковом проигрывателе реализованы все сервисные функции и все дополнительные режимы воспроизведения, а декодер RDS отрабатывает поиск и ожидание по 29 типам программ и синхронизирует часы по коду CT.
По сложившейся традиции для устройств с DVD звук мы оцениваем тремя цифрами — для CD, для компрессированных форматов и для DVD. Конечно, звук в формате AC-3 (то есть Dolby Digital, или попросту DD) либо DTS тоже представлен в компрессированном виде, но он заслуживает отдельной оценки. Кроме того, как оказалось, декодеры MPEG-1 Layer 3 (mp3) и MPEG-2 (а уж DTS и подавно) работают часто совсем по-разному, и тем более их оценки не подлежат осреднению. Правда, осреднения не избежать при подсчёте суммы баллов, но зато каждый из вас имеет возможность воспользоваться собственной шкалой приоритетов. Сходным образом мы выставляем две оценки за картинку — для проигрывателя DVD и монитора. Проигрыватель мы оцениваем при подключении к внешнему монитору (микрозеркальному проектору), а встроенный монитор — при работе со своим же проигрывателем DVD, хотя, казалось бы, естественнее было бы использовать внешний источник референсного качества. Но внешний источник мы могли бы подключить лишь по композитному входу, а «свой» проигрыватель должен быть подсоединён как минимум по компонентному сигналу, и в этом варианте более полно реализуются возможности дисплея. Хотя если проигрыватель DVD «шумит» по выходу, естественно, шумы проявятся и на встроенном дисплее, и если картинка смещена относительно центра на внешнем экране (физически это означает, что синхроимпульсы сформированы не совсем точно), то и «свой» дисплей лишь внесёт от себя незначительные изменения в центровку. Кстати, интересное наблюдение: из меню настройки проигрывателей DVD исчезает пункт выбора системы цветности. Как правило, это означает, что система воспроизводит цвет в той системе, в которой он записан. Наверное, это правильно — от дешевых транскодеров всё равно пользы немного, односистемные телевизоры в Европе исчезают как класс, а янки программы в системе PAL всё равно не смотрят, потому что не верят, что есть какие-то там системы. Для «широких» мониторов наличие четырёх режимов отображения кадра стало фактически стандартом, поэтому если у встроенного дисплея таких режимов действительно четыре, то я и не буду упоминать об этом. Один из этих режимов (Wide или Full) — нормальный режим для отображения широкого кадра (16:9 или 1,77:1). Второй, Normal — тоже самый обычный режим, при котором кадр формата 4:3 или 1,33:1 отображается на широком экране. При этом, естественно, часть площади экрана (около 25%) остаётся незанятой. Третий режим равномерно растягивает картинку нормального формата так, чтобы она достигла краёв широкого дисплея. Понятно, часть площади изображения (те же 25%) окажется за пределами экрана сверху и снизу. В четвёртом режиме картинка растягивается по горизонтали (как и в Wide), но не равномерно, так, чтобы в центральной части экрана искажения были минимальными. Эти режимы чаще всего называют Zoom и Cinema соответственно (бывает и наоборот, программисты в этих делах путаются), а иногда Cinema именуют Just.
Осталось добавить немногое. Мы изъяли из таблицы технических характеристик габариты второго (т.н. «скрытого») блока как несущественный параметр. Зато внесли туда углы наблюдения дисплея по горизонтали (H) и вертикали (V). Напомню, что их оцениваем по самому строгому критерию (20% снижения контрастности), так что наши результаты сильно отличаются от фирменных данных (там порой допускается пятикратное снижение этого параметра).
МЁД & ДЁГОТЬ
Когда начинают работать законы больших чисел, статистические показатели нивелируются, стремясь к некоторому среднему значению. В большом спорте у многоборцев, к примеру, разрыв между победителем и побеждённым чаще всего составляет ничтожную часть от общей суммы очков. Мультимедийные «головы» — те же многоборцы, только в другом спорте, поменьше. Поэтому неудивительно, что половина участников набрала одинаковое число баллов. Тем не менее победитель определился сразу, финишировав от основной группы с хорошим отрывом. Это Alpine, который и получает сегодня звание «Лидера» и главный приз. Добротный аппарат, без сколько-нибудь заметных претензий по части аудио и видео. Значительный вклад в победу внесла и продуманная эргономика этого устройства. Второй из победителей, Sony, устроен гораздо проще и благодаря этой простоте весьма удобен в управлении. Однако по части звука и картинки у него тоже мало к чему можно придраться. Вывод: Sony вполне заслуженно получает «серебро» вместе с нашими поздравлениями.
А вот теперь переходим к основной группе. С одинаковой суммой баллов финишировали сразу три участника: Panasonic, Kenwood и JVC, и здесь уже придётся выбирать. У JVC нам не очень понравилась секция видео, и хотя, как всегда, мы не исключаем возможность, что это особенность конкретного экземпляра, результат есть результат. Kenwood очень неплохо «говорит и показывает», но чтобы приспособиться к его системе управления, требуется время и желание. Наиболее сбалансированным по возможностям и достоинствам из этой группы нам представляется Panasonic. К тому же аппарат оказался недорогим, а для тех читателей, кто не дал себе труда в своё время приватизировать нефтяную скважину, это немаловажно. Так что рекомендуем.