Люди, овладев массовым производством предметов потребления, разом завалили двух зайцев. Первый, который был на виду и в которого, собственно, целились, позволил радикально уронить цены и удовлетворить неугомонный спрос. А второй заяц, выскочивший не ко времени на линию огня, отомстил нам тем, что великолепно задуманный плод цивилизации, воспроизведенный в миллионах штук, теряет индивидуальность. В тяжёлых случаях — вместе с узнаваемостью…
Pуководитель проекта Алексей ХЛЕБОРОДОВ
ЭФФЕКТ УЗНАВАНИЯ
ПОДВИЖНЫЕ ПЛАТФОРМЫ для наших звуковых систем не смогли избежать общей участи конвейерных изделий, выбирая себе новый автомобиль, можешь быть на все сто уверен: именно в эту минуту на точно таком же аппарате где-то начал разъезжать другой новоиспечённый владелец. Исключения есть, но их доступность неприятно зависит от тиража и числа нулей на ценнике. Выходов из сложившейся ситуации несколько, от экстремального (изготовление автомобиля своими руками) до более прагматичного, когда пресная стандартная машина по вкусу владельца приправляется звуковыми компонентами. Вкус в этом случае имеется в виду музыкальный.
Хозяин «Тойоты» завершил работы по выбору марки машины и её комплектации на отметке дизельного Toyota Land Cruiser. А вкус приправы никак от выбора автомобиля не зависел, это джаз, классика, ритм-энд-блюз и соул. Все ингредиенты — высшего качества, поэтому главное требование, которое адресовал заказчик Алексею Хлебородову, — создание звуковой системы, не уступающей по своему уровню домашней. Конкретной домашней, стационарно установленной по месту регистрации владельца машины. Ознакомившись с перечнем домашних компонентов, Алексей осознал масштабность задачи и предложил для колёсного варианта трёхполосный фронт с сабвуфером и раздельным усилением в каждой полосе звукового сигнала. Причём прилагательное «раздельный» подразумевало не только индивидуальные пары каналов на каждый комплект динамиков, но и отдельные усилители. Это решение отличается полной развязкой по питанию между компонентами, отвечающими за сигнал разной мощности и полосы частот.
- ТИП СИСТЕМЫ аудио
- СОСТАВ 3-полосный фронт + сабвуфер
- ИСТОЧНИК Clarion HX-D2
- УСИЛИТЕЛИ Audiosystem F2>300, Sinfoni 45.2
- АКУСТИКА Brax Graphic 6, Vifa D75MX4108
- САБВУФЕР Xetec G10XLS
Камертоном в любой системе всегда становится источник сигнала, поэтому Алексей настоятельно рекомендовал заказчику избавиться от штатного устройства и возложить его обязанности на CD-ресивер Clarion HX-D2. Репутация новейшей реинкарнации легендарного 9255 вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнения. Безошибочно извлечённый с дорожки компакт-диска сигнал нарезается в четыре полосы цифровыми фильтрами встроенного процессора «Клэриона» и поступает на четыре стереоусилителя, все итальянские, но разной породы. Три из них — Sinfoni 45.2, не похваляющиеся заоблачной мощностью, но знающие себе цену в другом: это одни из немногих серийных моделей, максимально приближающиеся к работе в классе А на большей части реального диапазона мощности. Четвёртый усилитель (тоже двухканальный, таков был принцип построения системы: не больше двух каналов на один источник питания) — сабвуферный Audiosystem F2>300. Мидбасовый Sinfoni и сабвуферный Audiosystem, работающие в полосах самых энергоёмких низких частот, дополнены внешними буферными конденсаторами Helix DPC 1000.
Твитеры ориентированы на центр лобового стекла
Нагрузкой сабвуферному усилителю служат два динамика Xetec G10XLS, звуковые катушки которых подключены раздельно, каждая к своему каналу. Полоса частот принудительно ограничена снизу на 31,5 Гц (12 дБ/окт.), что стало определённой страховкой от инфранизких вибраций сабвуфера специфической конструкции, и сверху на 80 Гц (18 дБ/окт.), в точке стыка диапазонов нижнего и среднего баса.
Далее эстафету звукового диапазона подхватывают мидбасы из двухполосного комплекта Brax Graphic 6, которые питаются от одного из трёх Sinfoni. Заданный процессором головного устройства диапазон рабочих частот снизу примыкает к сабвуферу (80 Гц, 12 дБ/окт.), а сверху — к серединке на довольно высокой частоте 1,25 кГц (12 дБ/окт.). Выбор нетипично высокой частоты раздела обусловлен выбором нетипичных среднечастотных головок. Ими, ответственными за самые тонкие оттенки звучания, стали 75-миллиметровые домашние купольники Vifa D75MX4108. Чтобы не оставить ни малейшего шанса нелинейным искажениям, возникающим при работе купольного излучателя вблизи частоты его основного резонанса, рабочая полоса мидрейнджей уведена в диапазон 1,25 — 4 кГц фильтрами с крутизной 12 дБ/окт.
Пищалки Graphic также работают от отдельного усилителя, но уже в полосе частот, заданной фильтром ВЧ с частотой среза 4 кГц (12 дБ/окт.).
Даже в правилах соревнований появились ограничения на переделку кузова и обивок
Все компоненты, за исключением мидбасов и твитеров Graphic 6, Алексею знакомы давно, были не раз проверены в разных конфигурациях и условиях, включая соревновательные, поэтому готовый результат оказался предсказуем и должен был обеспечить искомое заказчиком «домашнее» звучание. Эксперимент с «графическим Браксом» также оказался вполне удачным, хотя некоторые особенности его звучания потребовали тщательного подбора частот раздела.
Автозвуковые опыты с машиной заказчик ограничил своими соображениями по размещению и установке компонентов внутри салона. Ведь недаром в правилах соревнований Installer Challenge («Бой по правилам», «АЗ» №10/2005) появились жесточайшие ограничения на разрушения кузова и обивок, вносимые в процессе монтажа системы установщиками. Всё чаще и чаще владельцы автомобилей, находясь в неизбежном плену ожиданий новых моделей массовой продукции, ограничивают себя минимальными переделками с целью облегчить демонтаж системы и восстановление салона при продаже машины.
Эти мотивы сузили количество безвозвратно изменённых обивок до минимального значения — две накладки передних стоек и пара кикпанелей. А декор нижней половинки пятой двери был просто демонтирован и складирован «до востребования» в гараже, вместе с заводским головным устройством.
Панель заводской «головы» стала основой для стеклопластиковой матрицы
Перед тем как оказаться запакованной в целлофан, передняя панель штатной «головы» послужила моделью для изготовления стеклопластиковой матрицы. Когда эта матрица окончательно затвердела, в ней выклеили такую же, как и заводская, переднюю панель. Теперь в руках установщиков оказалась заготовка переходной рамки между однодиновым телосложением «Клэриона» и двухдиновыми обводами центральной части торпедо. Последней простой операцией была, наверное, подгонка прямоугольного отверстия под новый CD-ресивер, поскольку потом последовал кропотливый подбор фактуры и цвета.
Фронтальная акустика расположена по нечастой, хоть и многообещающей схеме с мидрейнджами в кикпанелях. СЧ-динамики незначительно выдвинуты в салон и установлены практически вертикально, что для широкой диаграммы купольного диффузора является вполне оправданным решением. Резонансная камера у мидрейнджей собственная, поэтому никакого акустического оформления динамикам не потребовалось.
Твитеры, как и мидрейнджи, получили эксклюзивное право на переделку заводских накладок, после чего заняли положение в нижней трети передних стоек, с ориентацией оси излучения на центр лобового стекла.
Мидрейнджи, оборудованные собственной резонансной камерой, аккуратно имплантированы в заводские кикпанели
Мидбасы закреплены за штатными сетками в дверях, на новых фанерных проставках, закрывающих почти четверть площади дверей. Акустическая подготовка дверей выполнена материалами V-Blok, стык динамиков с декоративными панелями уплотнён кольцевыми валиками. По сравнению со многими аналогами машина в заводском исполнении оказалась очень тихой, дизельная комплектация требует серьёзных мер по борьбе с шумом и вибрацией двигателя.
Размеренный ритм работы с автомобилем, который задал его владелец, запретив любую спешку во время устройства экспериментального джем-сейшена в дизельном «тракторе», позволил Алексею со товарищи тщательно подойти к вопросу изготовления сабвуфера. Поскольку любые переделки багажника должны были стать легко обратимыми, на свет извлекли старинную идею устройства суббасовой машины в пятой двери, вернее, в её нижней половинке («Рапсодия в стиле stock», «АЗ» №2/2000). Главное, что требовалось для такой версии нижнего баса, — исключить даже намёк на любой внеполосный призвук, который на такой удалённости от места водителя способен породить неустранимый никакими задержками эффект «заднего баса».
Новые проставки мидбасов закрывают почти четверть площади двери
Чтобы обеспечить необходимую для работы двух 25-сантиметровых «Зетеков» жёсткость половинки двери, её металлическая часть была укреплена алюминиевыми профилями, приклеенными на полиуретановом клее-герметике. Затем всю внутреннюю поверхность укатали в два (а кое-где и в три) слоя демпферов V-Blok. Толщина передней стенки саба, обращённой в салон, определялась высокими требованиями к её жесткости и немалой монтажной глубиной динамиков. В итоге получился массив из MDF толщиной около 70 мм. «Добро» на такую конструкцию было дано только при условии, если защитные решётки выдержат вес человека, опёршегося на них коленом в пылу погрузки или разгрузки багажа. Готовая передняя стенка сомнений не вызывала, а для защиты диффузоров были на заказ изготовлены 3-миллиметровые пластины из нержавеющей стали, оформленные на лазерном резаке в виде решётки.
Небольшие габариты трёх Sinfoni позволили их компактно смонтировать на полу багажника, сразу за задним диваном, и закрыть сверху П-образной фальшпанелью. Первоначально они стояли с небольшими промежутками, которые должны были способствовать лучшему охлаждению корпусов, но когда выяснилось, что на оптимальный температурный режим выходит только один мидбасовый усилитель, а два других остаются совершенно холодными, Алексей решил скомпоновать их в единый блок. Теперь Sinfoni в режиме малой мощности на средних и высоких частотах быстрее прогреваются и выходят на рабочий режим за счёт тепла от более нагруженного низкочастотного блока.
Двухнедельная подготовка машины подходила к концу, и все участники эксперимента испытывали известное волнение по поводу его успеха, когда владелец сказал: если система окажется не в состоянии дотянуться до уровня домашнего звука, он продаст её вместе с машиной, чтобы перевернуть страницу целиком и чтобы ничто не напоминало о неудавшейся затее. При чём здесь машина? При всём. Не всё так просто с серийными изделиями, при кажущейся одинаковости каждое из них индивидуально. При тесном соседстве музыки и автомобиля, какое наблюдается в автозвуке, за музыкальный успех или неудачу отвечают в равной степени оба. Всем известно: свою машину на стоянке увидишь среди вроде бы таких же. Вы свою не отличаете? Ну, раз так, пора задуматься, не следует ли поближе познакомиться с собственным автомобилем, а заодно — придать ему побольше узнаваемости…
На такой удалённости любой внеполосный призвук способен породить неустранимый эффект «заднего баса»
Заказные 3-миллиметровые решётки из нержавеющей стали способны выдержать вес взрослого человека
Толщина передней стенки саба определялась необходимой жесткостью и монтажной глубиной динамиков
Плотная укладка блоков позволяет горячему мидбасовому усилителю быстро прогреть менее нагруженных соседей
При первом же просвещённом взгляде на АЧХ системы становятся видны три проблемные зоны. Факт существования всех трёх хорошо известен авторам установки. По порядку: спад АЧХ ниже 30 Гц обусловлен работой сабсоника, настроенного на эту частоту, про это уже говорилось. Заметен подъём вблизи частоты раздела НЧ/СЧ (довольно высокой), здесь характеристики раздела выбирались из условия получения наиболее слитного звучания и стабильной звуковой сцены. Третья область вопросов — провал вблизи 4 кГц. Он появился, когда нижнюю граничную частоту пищалки подняли до 4 кГц, при более низком разделе становилась заметной некоторая окраска звучания, как и при более высокой верхней границе полосы купольника. Так что проколов на этой АЧХ нет: есть сознательно выбранные компромиссы.
На случай такой разножанровости, которая была обозначена заказчиком, в редакционной коллекции есть поистине уникальный диск «Heart of Rhythm’n’Blues», почти не имеющий прецедентов опыт записи ритм-энд-блюза «вживую». Диск был встречен публикой неоднозначно и экстремально, от ярого неприятия до тотального восторга, но в одном придётся согласиться всем: это настолько близко к звучанию оригинала музыки своего жанра, насколько когда-либо удавалось приблизиться. Я не самый горячий поклонник ритм-энд-блюза, но всегда ставлю этот компакт, когда планка качества звучания — на самой верхушке. Система в «Тойоте», на мой взгляд, справилась с музыкальным материалом, хотя и проявила при этом свой характер.
Порадовала широкая и глубокая стереопанорама, звучание инструментов было лёгким, детальным и уверенно сфокусированным. Мужской вокал показался несколько облегчённым против натурального аналога, но впечатления некой визгливости, возникающего иногда в подобных случаях, не было и в помине. Женский вокал передавался лучше мужского, феминизм системы налицо, голос звучал эмоционально и с умеренной экспрессией. Басовые регистры инструментов, особенно ударника, выглядели скромно, как и звучало в зале при записи, но с такой же отчаянной по экспрессии атакой. Духовые, верхние регистры которых я не люблю по жизни (ну грешен, что теперь будешь делать), в этот раз оказались на той самой грани, перейдя которую, они стали бы восприниматься как навязчивые и крикливые. Ради интереса я послушал этот трек на домашней High End системе, оказавшейся в комнате для прослушивания издательского дома в интересах «домашнего» «Салона AV». Да, всё точно, именно эта грань, за которой многим они покажутся визгом ножа по тарелке и за полшага до которой они будут предельно напряжены, чего и добивались музыканты.