ОТ ПРОДЮСЕРА
Спросить любого о состоянии российского металла лет эдак шесть назад, и ответ будет однозначным и не допускающим кривотолков: «Андеграунд». Или в переводе: «Подвал». В подвале может быть тоже весело и интересно, но сборник, подобный нынешнему, составить бы попросту не представлялось возможным. Разве что посвятив его воспоминаниям о перестроечных 80-х, когда изголодавшийся по рок-музыке народ сметал любые пластинки, звучащие хоть сколько-нибудь тяжелее, чем постылые советские ВИА.
Что изменилось к настоящему моменту? Да практически всё. Пять независимых «тяжелых» лейблов, возникших как раз тогда, в 1999 — 2000-м годах, освоившись с лицензированием западной продукции, начали понемногу интересоваться отечественной музыкой, и молодые команды получили невиданные ранее возможности для полноценного издания. В это же время свою вторую молодость переживала «Ария» — лидер русскоязычного хэви-метала. И вот уже «арийские» хиты ротируются на радиостанциях, отвоевывая слушательские симпатии у унылых отечественных русскоязычных рок-клонов; альбом группы «Кипелов» лидирует в общероссийских чартах продаж, а команды калибром поменьше без труда собирают «Горбушку».
Словом, миф о коммерческой непривлекательности металла развеян. Остался другой — о его якобы примитивности и ориентированности на исключительно подростковую аудиторию. Что ж, подростки подросткам рознь, и дай-то бог, чтобы они вслушивались в полные глубоких мыслей тексты Маргариты Пушкиной, а не в современную откровенно глумливую поп-тарабарщину. Рок-музыка продолжает интересовать как ровесников признанных рок-звёзд, так и привлекать всё новые поколения слушателей, которым те же музыканты «Арии» годятся в отцы. Жанр жив, и это прекрасно.
Убедиться в этом вам и поможет настоящий сборник, который вполне можно было бы озаглавить как «Кто есть кто в российском металле». Благо нам удалось собрать самые популярные и творчески состоятельные современные коллективы, выступающие в жанрах хэви- и пауэр-метал. Думается, этот диск может быть интересен и заядлому любителю старого хард-рока, и приверженцу красивых баллад, и поклоннику быстрой езды под энергичную музыку. А если ваши аудиофильские уши всё-таки свернутся в трубочку от непривычных звуков — подарите пластинку сыну или племяннику. Детская благодарность не будет знать границ.
Владимир МИЛОВИДОВ
«АРМАДА» (Russian Metal Hits)
1. Эпидемия «Черный Маг»
2. Catharsis «Кто ты»
3. Кипелов «Я Здесь»
4. Харизма «Люди Гибнут За Митал»
5. Артерия «Пламя»
6. Фактор Страха feat. Кирилл Немоляев «Разлетаясь в Пыль»
7. С. Маврин «Пока Боги Спят»
8. Ария «Штиль (Live)»
9. Арда «Первая Зима»
10. Легион «Дай Мне Имя»
11. Черный Обелиск «Ангелы»
bonustracks:
12. Archontes «The World Where Shadows…»
15. Mechanical Poet «Swamp-Stamp Polka»
13. Forgive-Me-Not «Painted In Black»
14. Moray Eel «Boo»
Добрая треть треков со сборника прямо или косвенно связана с «Арией». Это неудивительно — в России «Ария» больше чем группа: это, можно сказать, основатели жанра, «под которых» стараются выстраивать свое звучание многие начинающие коллективы. Во благо или во зло — другой вопрос. Собранная в далеком 1985-м из участников профессиональных советских ВИА, команда благополучно прошла обязательный по тем временам худсовет. По легенде, одна из тетенек в высокой комиссии возмущённо воскликнула: «Это же Iron Maiden какой-то!» К этому можно добавить Judas Priest, Accept и других западных гигантов. «Ария» стала виднейшей группой «перестроечного» металла и смогла успешно пережить спад интереса к рок-музыке в середине 90-х. Большим потрясением для поклонников стал уход четыре года назад великолепного фронтмена Валерия Кипелова, захватившего с собой три пятых группы. Однако оставшиеся двое, основные авторы Владимир Холстинин (гитара) и Виталий Дубинин (бас), решительно продолжили работу и выпустили новый альбом «Крещение Огнём» (трек с него мы уже представляли на сборнике «Звездопад»). Маститый певец Артур Беркут («Автограф») стал весьма достойной заменой Кипелову, и это хорошо показывает его исполнение «боевика» «Арии» позднего периода — баллады «Штиль».
Не менее успешной стала и деятельность группы «Кипелов», собирающей неизменные аншлаги на концертах в столице и регионах. Долгая и кропотливая работа над дебютным диском «Реки Времён», где приглашенным гитаристом стал знаменитый Виктор Смольский из Rage, дала ожидаемый результат… Голос Кипелова создан для лирики: в этом можно убедиться по главному хиту из альбома — балладе «Я здесь».
Гитарист-виртуоз Сергей Маврин — также экс-участник «Арии», который записал вместе с ними три классические работы: «Герой Асфальта», «Игра с Огнём» и «Кровь за Кровь». Он ушёл перед записью следующего диска из солидарности с Кипеловым, однако так случилось, что позднее Валерий вернулся в группу, а Маврин остался за бортом. Это не помешало двум музыкантам выпустить отличный совместный диск, первый в обширной сольной дискографии Сергея. Продолжилось сотрудничество Кипелова с Мавриным и в коллективе «Кипелов», однако это был скорее тактический союз, потому что незадолго до записи «Рек Времён» Сергей сделал окончательный выбор в пользу сольной карьеры.
Похожая судьба и у Сергея Терентьева, другого гитариста «Арии», ушедшего вместе с Кипеловым из «Арии» в момент «окончательного» раскола и так же долгое время игравшего с Валерием в его новом проекте. Слушая материал собственного коллектива Терентьева «Артерия», понимаешь, почему он не подошёл Кипелову — это значительно более жесткие, агрессивные композиции с элементами «новой тяжести» в духе Rammstein. А сессионным певцом на записи стал ещё один легендарный персонаж отечественной рок-сцены, Алексей Булгаков. (Интересно, что он успел короткое время побыть… вокалистом «Арии», существуют даже демо-записи с его участием.)
Прозванный Ронни Джеймсом за свои вокальные данные, Булгаков возглавляет старейший металлический коллектив России «Легион», играющий аж с 1981 года. Возможно, группе не хватило хорошего менеджмента, возможно, просто не повезло — древние фонограммы позволяют догадаться о гигантском потенциале коллектива, так и оставшегося в подполье. Второе дыхание к команде пришло в середине — конце 90-х. В своем культовом альбоме «Дай мне имя» группа в звучании приблизилась к прогрессив-металу, сохранив хитовость и мелодичность. Пользуется успехом «Легион» и теперь, хотя музыка стала заметно проще…
Популярность «Эпидемии» многие склонны связывать с успехом проекта «Эльфийская Рукопись», собравшего весь цвет певцов нашей метал-сцены. Тем не менее команда была весьма популярна и до того, шаг за шагом прокладывая себе путь из андеграунда наверх. Лидер коллектива, гитарист и композитор Юрий Мелисов — ярый фэн пауэр-метала и… драконов, в частности, сказочной серии «Dragon Lance». Ее герою, магу Рейстлину, и посвящена вещь «Чёрный Маг», один из старых хитов группы, перезаписанный для сборника «Жизнь в Сумерках».
«Арда» — проект первого вокалиста «Эпидемии» Павла Окунева, ушедшего из группы по творческим и личным причинам. Свой первый альбом Паша посвятил «Чёрным Хроникам Арды», известному апокрифу на темы творчества Толкиена.
В числе молодых героев компиляции и Catharsis. Начав с англоязычного дум-дэта, группа вскоре перешла к неоклассическому металлу. Укрепив состав музыкантами из распавшейся прогметал-легенды End Zone и заручившись поддержкой известной по «Арии» поэтессы Маргариты Пушкиной, команда переориентировались на русскоязычный пауэр-метал. Как и «Эпидемия», Catharsis «сделали себя сами», постепенно привлекая новых фэнов великолепными концертными выступлениями и безупречно записанными альбомами.
«Харизма» любопытна хотя бы тем, что её «продвижением» активно занялся поэт и продюсер Александр Елин, автор бессмертного хита «Арии» «Воля и Разум». Это настоящая dream team российского металла, собранная из бывших и нынешних участников «Валькирии», «Саботажа», «Мастера», «Легиона», «Эпидемии», Hieronymus Bosch и Archontes. Дебютный альбом группы — крепкий качественный хэви-метал, а идея переиграть в тяжелом ключе бессмертную арию Мефистофеля из оперы «Фауст» поистине гениальна.
Кирилл Немоляев — харизматическая личность, бывший актёр балета, певец юмористической метал-команды «Бони НЕМ», весельчак и вечный выдумщик. Но не чужд Кирилл и серьёзному творчеству. Его совместный проект с ветеранами трэш-метала «Тризна», получивший название «Фактор Страха» — смелая попытка воссоздать модный ныне «металкоровый» саунд а-ля поздние In Flames и Soilwork в российских условиях.
«Чёрный Обелиск» многие неразрывно связывают с именем их покойного фронтмена Анатолия Крупнова. Возвращение команды с новым певцом и новым бас-гитаристом некоторые фэны восприняли с подозрением, но быстро убедились, что и новому «Обелиску» есть что сыграть и сказать… В конце концов, именно эти музыканты участвовали в сочинении классического репертуара «Обелиска»! А послушав балладу «Ангелы», которая войдет в будущий, третий по счету после возрождения альбом группы, даже самые отъявленные скептики едва ли найдут, к чему придраться.
Завершают нашу подборку четыре группы, выделенные в бонус-секцию из-за их англоязычности. В России всегда очень большое внимание придавалось текстам — будь то русский рок, авторская песня или металл. Поэтому неудивительно, что артисты, продолжавшие придерживаться английской лирики, понемногу проигрывали в соревновании за популярность их русскоязычным коллегам. Но верность принципам — тоже достоинство.
Archontes были первопроходцами пауэр-метала в России, начав творить в этом жанре еще в 1993-м году. Российские фэны Helloween толпами ходили на концерты группы в 90-х, Archontes выпустили два успешных альбома (на компиляции — титульная вещь со второго), но последовавшая затем чехарда с составом и занятость вокалиста/клавишника Андрея Архонта в сессионной работе помешала команде сохранить успех. В этом году вышел долгожданный третий диск коллектива «The Child of Two Worlds».
Mechanical Poet — прогрессив-роковый проект известного музыкального журналиста, гитариста и композитора Алексея Плотникова, певцом которого стал Макс Самосват из «Эпидемии». Вы уже могли слышать один трек «МехПоэтов» на сборнике «Музыка Для Мозгов» («САV» №4/2004). «Swamp Stamp Polka» — юмористическая музыкальная зарисовка из жизни двух троллей, показывающая, что Алексей с Максом отнюдь не замыкаются на прогрессиве.
Forgive-Me-Not — единственная немосковская группа во всей компиляции. Эти готик-рокеры из Тулы — первопроходцы жанра в России, с 1998 года творящие в ключе Sentenced и Paradise Lost.
Завершают альбом новички — суровая команда Moray Eel с выдающейся фронтвумен Kate Moray, которой одинаково хорошо удаётся и чистое пение, и жестокий гроул. Знатоки называют их «озверевшими Guano Apes». Дебютный альбом коллектива «Psycho:Delusion» уже наделал шума в музыкальных журналах.
Подготовил Владимир Миловидов