Оказаться на вокзальном перроне можно, чтобы ехать или чтобы оставаться. Остаться — хорошо, потому что всё привычно, налажено и комфортно. Ехать — это хлопоты и расходы, зато впереди — новые впечатления. Но при любом выборе, остаться ли вне вагона или расположиться внутри, одно неизбежно: придётся прощаться. Возможно, с кем-то, кто очень дорог…
Прощание с Левинсоном
cтудия Dellson
руководители проекта Дмитрий ШУБИН, Олег ПИНДИЧУК
Вы понимаете: это мы вас подводим к необычной ситуации, возникшей в связи с этой машиной. Не первый год идёт окопная война между производителями автомобилей и производителями car audio компонентов «афтермаркет» за право стать голосом машины. Некоторые фирмы при этом ухитряются одновременно воевать и продавать оружие противнику в виде поставок OEM, совсем как в некоторых настоящих войнах, но сути дела это не меняет, война продолжается, и в своём наступательном порыве в последние годы автопроизводители стали применять и совсем тяжёлое вооружение.
- ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
- АУДИО 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Alpine IVA-D310R, DHA-S680P, TViX M-3000U, Absolut TVR-05, CARMANi
- МОНИТОР Lexus
- ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H701
- УСИЛИТЕЛИ Audison VRx 4.300
- АКУСТИКА Focal Be № 7, 165 K2P
- САБВУФЕР Focal 33 KX
Вот относительно (в масштабах немногих лет) свежие вести с фронтов: на некоторые модели Lexus стали ставить штатные аудио (и мультимедийные) системы Harman Specialty Group под брэндом Mark Levinson, ни больше, ни меньше. Владелец такой машины оказывается перед непростым выбором. Что делать: остаться в комфорте системы именитой марки или всё же двинуться в путь за новыми звуковыми впечатлениями, сознавая, что прощаться придётся с кем-то очень и очень дорогим (в меркантильном смысле)?
Нам с этой машиной повезло: была возможность с интервалом в несколько недель оценить достоинства штатного звука и последствия его радикальной модернизации, при которой звучный лейбл Mark Levinson потерял право находиться в салоне.
Что заставило владельца породистого внедорожника отправиться в непростое путешествие, распрощавшись с дорогим «Левинсоном»? Главным поводом стало то, что заводской мобильный звук был похож на домашний разве что звучным именем. И, увы, мало чем ещё. Кроме того, хотелось вывести систему на уровень требований века, которым штатная редакция соответствовала слабовато. Например: для управления новой аудиоустановкой должен был быть сенсорный экран, следовало непременно интегрировать в состав системы жёсткий диск, причём именно для перенесения на борт машины жемчужин домашней коллекции компакт-дисков в максимально корректной форме, а не для заполнения гигабайтных емкостей тысячами звуковых файлов, ужатых до слёз. Были ещё и другие соображения, менее значительные, но от этого не терявшие свою важность для заказчика.
Посадочные места под твитеры были критически проверены во время тестовых прослушиваний
Схема установки, сформулированная её главными конструкторами, образует трёхполосный фронт, подкреплённый тыловыми каналами и обязательным сабвуфером. Среди головных устройств, оборудованных сенсорными экранами, был устроен небольшой тендер местного значения, победителем которого оказался DVD-ресивер Alpine IVA-D310R. Выйти на первое место ему помог звуковой процессор Alpine PXA-H701, оснащённый оптическими входами, и модуль расширения Alpine VPE-S431, предназначенный для включения в установку устройств без шины Ai-NET. С жёсткого диска TViX
M-3000U аудиосигнал заведён в систему по оптике, а видеосигнал — через модуль расширения. Другие RCA-входы модуля задействованы под ТВ-приёмник Absolut TVR-05.
Для работы с DVD-носителями возможности системы были усилены чейнджером Alpine DHA-S680P, сигнальный кабель которого занял второй оптический вход процессора. Картинка со спутниковой навигационной системы GPS CARMANi CB200 может поступать и на штатный потолочный монитор, который оставил после себя «Левинсон», и на вход видеокамеры заднего обзора на головном устройстве. Типа навигация для всех.
Новый DVD-ресивер вытеснил вниз результат совместной работы Harman и Toyota
Звуковой сигнал, «консолидированный» со всех источников в процессоре, обрабатывается, делится на полосы и отправляется на два четырёхканальных усилителя Audison VRx 4.300. Первый из них полностью нагружен кроссблоком трёхполосного фронтального комплекта Focal Be №7 новейшей «бериллиевой» серии (включение в 2,5 полосы), а возможности второго поделены поровну между тыловой двухполосной акустикой Focal 165 K2P и сабвуфером Focal 33 KX. Две звуковые катушки саба сопротивлением по 2 Ом каждая соединены последовательно и служат нагрузкой двум каналам «Аудисона» в мостовом включении.
Решившись попрощаться с дорогим дядей Марком и отправившись в путь, создатели системы были вознаграждены необычайно гибким набором настроек. Помимо привычных кроссоверов усилителей и фильтров звукового процессора появилась возможность задействовать по полной ресурсы кроссблока Focal. К балансу между тремя группами средств настройки пришли путём натурных экспериментов, когда акустика ещё «жила» во временных корпусах. Наиболее интересно было сравнить два крайних случая: пассивная и активная фильтрация. Каждый из вариантов прослушивали в течение суток, результаты не выявили решающих преимуществ ни за одним вариантом, даже с учётом того, что регулировки кроссблока сдвоенные и действуют на оба канала сразу, а процессор, понятно, допускает персональные установки для правого и левого каналов. Поэтому на первый план вышли соображения практичности и удобства пользования. Как следствие, коренные настройки оказались «вынесены» в усилители и кроссблок, а оперативные, привязанные к месту слушателя на переднем или заднем сиденье, сведены в два пресета на процессоре.
Пользоваться чейнджером намного удобнее, когда он смонтирован в бардачке, а не в подлокотнике
В билете «Лексуса» в графе «Станция назначения» стояла стереосистема высокого уровня, а видео вместе с объёмным звуком рассматривались лишь как один вариантов летнего отпуска на следующий год. Поэтому основная нагрузка по формированию звуковой панорамы легла на фронтальную акустическую систему. Сигнал мидбасовой пары каналов ограничен фильтром ВЧ усилителя на частоте 70 Гц (12дБ/окт.), а полоса «мидрейнджи — твитеры» полностью сформирована и поделена частотозадающими элементами могучего кроссблока. Полоса суббаса примыкает снизу к мидбасовой и ограничена сверху настройками процессора на частоте 63 Гц (18 дБ/окт.). Тыловая акустика, вторичная в такой системе по определению, но от этого не менее важная для больших салонов, ограничена одновременно фильтрами усилителя и процессора. И там, и там это фильтр ВЧ, но в первом случае он настроен на частоту 100 Гц (12 дБ/окт.), а во втором —
160 Гц (6 дБ/окт.). Такой мягкий спад АЧХ потребовался для правдоподобной имитации отражений помещения.
Неспешно покинув стрелки и тупики привокзальных путей, поезд новой звуковой системы «Лексуса» довольно быстро набрал крейсерскую скорость, хотя на первый взгляд и мало заметную для его пассажиров. Работа, направленная на уменьшение дорожных шумов и вибраций кузовных панелей, заняла немало времени, особенно если учесть размеры автомобиля. Чтобы как следует приклеить вибродемпфирующие листы марки 3M, пришлось целиком разобрать салон и даже снять потолочный люк, механизм которого и сдвижная крышка закрывали добрую треть потолка. Вторым, шумопоглощающим слоем стали листы «Сплэна» (STP) толщиной 6 и 8 мм. Передние и задние двери, которым следовало стать акустическим оформлением динамиков, оклеили листами 3M как по наружному, так и по внутреннему листам металла, с тщательной заделкой всех технологических проёмов и отверстий. Резонансные замашки дверных обивок были прибиты на корню слоем «Вибропласта» (STP).
Сенсорный экран расположен к водителю ближе, чем все другие органы управления
Весьма любопытна конструкция передних проставок под мидбасовые динамики: центральное отверстие, вырезанное в MDF-пластине под корпус и магнитную систему, оформлено по контуру цилиндрическими выборками, которые создают полную иллюзию отпечатка шестерёнки или, если более экологично, ромашки. Такое решение, по мнению конструкторов системы, позволяет весьма эффективно бороться с «тоннельными» резонансами, возникающими при работе акустики на проставках большой толщины.
Места расположения НЧ-динамиков фронта и тыла были заданы ещё в штамповочном цеху завода-изготовителя «Лексуса» и оказались вполне пригодны для акустики. Передние и задние мидбасы стоят за декоративной обшивкой и уплотнены кольцевыми валиками.
Что касается крайне чувствительного диапазона средних частот, здесь слово мистера Левинсона, похоже, не было последним, штатные места в дверях категорически не устроили ни Дмитрия, ни Олега. Во время тестовых прогонов подсобранной системы кажущиеся источники излучения были просто размазаны по сцене, причём по вертикали больше, чем по горизонтали. Удивительно, но намного лучший вариант оказался совсем рядом, в передней трети дверных накладок, прямо возле боковых стёкол. Для диффузорных мидрейнджей изготовили корпуса из пластика толщиной 5 мм, усилили изнутри эпоксидной смолой, а снаружи оклеили листами 3M. Внутренний объём закрытых ящиков равен 0,5 л, этот результат был вначале получен независимыми расчётами по двум программам, «Спикершоп» и «Фокалворкс», а затем проверен опытным путём с помощью временных корпусов из фанеры.
Среди изъятых компонентов заводского варианта особенно интересно выглядит сабвуфер (слева вверху)
Не только металлические панели кузова, но и пластик дверных обшивок требует тщательной акустической доводки
Наследие Марка в виде посадочных мест под твитеры на верхней полке торпедо тоже было критически проверено во время тестовых прослушиваний. Альтернативный вариант в уголках дверных зеркал был отвергнут из-за слишком плоской звуковой сцены, когда все инструменты выстраиваются в одну шеренгу прямо перед слушателями.
Последний этап рабочих экспериментов с акустикой дал рецепт расположения тыловых твитеров на пятой двери. Выгода такого решения при полноценном фронте, успешно работающем на оба ряда сидений, заключается в том, что по прибытии поезда на конечную станцию под названием «стереосистема» ничто не мешает дальше продолжить путь в направлении многоканального звука. Удаление тылового твитера от мидбаса весьма благоприятно сказывается на непрерывности заднего звукового поля для пассажиров второго ряда. ВЧ-динамики смонтированы в специальных монтажных стаканах на обшивке пятой двери с небольшим доворотом на потолок.
В отношении суббасовых частот наследие Марка Левинсона в правом крыле не носило отпечатка фанатизма, что поставило перед сотрудниками «Деллсона» задачу не из лёгких. Сохранности левой части багажного отсека следовало уделить максимум внимания, перевозка длинномерной клади при откинутых двух третях заднего дивана значилась делом регулярным и привычным. В результате все усилители и процессор оказались собраны вокруг закрытого ящика под 33-сантиметровый сабвуфер. Углубить его внутрь правого крыла возможности не было, там расположен второй отопитель салона, поэтому пришлось придать багажной инсталляции довольно сложную форму, чтобы уместить все компоненты и зрительно облегчить установку. Закрытый ящик объёмом 40 л из MDF толщиной 20 мм накрыт сверху пакетом из двух усилителей, на передней стенке, рядом с динамиком, смонтирован кроссблок, с одного торца установлены дистрибьюторы, а с другого — блок звукового процессора. Сверху вся композиция закрыта фальшпанелью, обтянутой серой натуральной кожей.
Центральное отверстие хитрой формы в проставке помогает бороться с «тоннельными» резонансами
Изнутри весь кузов, включая двери, покрыт в два слоя вибродемпфирующими и шумопоглощающими материалами
Противоположное крыло, оставшееся свободным, стало удобным местом для монтажа жёсткого диска. Поскольку его конструкция подразумевает раздельное подключение всех кабелей, была изготовлена специальная колодка с направляющими, на которой жёстко закреплены ответные части RCA и других разъёмов. Легко заучиваемым движением жёсткий диск вставляется в направляющие и задвигается до момента плотной электрической стыковки. Электроснабжение устройства оказалось делом нехитрым, его блок питания работает начиная с 90 В, а бортовая сеть «Лексуса» оборудована 110-вольтовыми розетками.
Поддавшись общему волнующему настроению начавшегося путешествия, мы оставили совершенно без внимания источники сигнала. Головной DVD-ресивер вытеснил со своего места плоды совместной работы Harman и Toyota, которым, впрочем, было разрешено остаться в салоне на более скромном месте пепельницы в нижней части центральной консоли. Пользоваться новым DVD-чейнджером, установленным на месте старого в подлоктнике передних сидений, было не слишком удобно, и его смонтировали в нише бардачка. Для второго блока DVD-ресивера и модуля расширения нашлось место в нише под подушкой заднего дивана, что позволило сократить длину межблочных кабелей, чувствительных к помехам от автомобильной электроники. Напольное покрытие машины полностью закрывает нишу и предохраняет оба блока от случайного повреждения.
Монтаж мидбасов в двери стал стандартом де-факто не только в заказных установках, но и на конвейере
Волнение пассажиров, отправляющихся в дальнее путешествие, поначалу рождает некоторую неуверенность и определённое беспокойство. Эти эмоции вполне естественны для всех, кто оставляет привычный уклад своей жизни и меняет уют своего дома на скромный комфорт скорого поезда. Однако, добравшись до места, немногие начнут предаваться грусти недавнего расставания, пусть даже среди тех, кто взмахнул рукой на прощание, был сам Марк Левинсон. Состав уже остывает в тупике вокзала, и мы, высыпав на перрон, жадно впитываем незнакомые звуки, звуки новой музыкальной системы.
Такой была АЧХ в салоне, когда за звук отвечали Марк с Левинсоном. Сказать, что это никуда не годится, означало бы взять грех на душу. Нам (а с нами — и вам) приходилось видеть результаты не богаче этого в заказных инсталляциях, хотя и не призовых. Басы чересчур сгорбились вблизи отметки 40 — 50 Гц, на верхних частотах такой же настырный горб на 10 кГц и на средних подробностей больше, чем хотелось бы.
Прощание с Левинсоном состоялось, но кое-что на память он оставил. Только теперь выброс на 10 кГц пригладился, а ниже 40 Гц появился ранее отсутствовавший суббасовый подпор. Разгладилась и середина, что, как мы знаем, едва ли не важнее всего прочего. Эта АЧХ снята на переднем сиденье при настройках процессора, сведенных в «пресет 1».
АЧХ на заднем сиденье в положении «пресет 2», настройки для кинотеатрального представления. Бас выведен в более мощную конструкцию, поднят общий уровень верхних частот, короче, выразительности отдан приоритет перед натуральностью. Таковы законы кинематографа.
Нечасто выпадает возможность послушать машину в двух вариантах, до переделки и после неё. В этот раз она была, и в обоих случаях тестовым материалом стали два диска из коллекции редакции, «Аудиодоктор FSQ» и «NAIM Sampler». Интересно было оценить на слух, стоило ли тратиться на недешёвый билет, чтобы распрощаться с дорогим «Левинсоном».
Коротенько пробежимся по трекам «Аудиодоктора». На первом из них басовая секция безусловно выиграла, уйдя от тугой и смазанной работы ударной установки к плотному мягкому, я бы сказал, округлому басу. Голосовой диапазон слегка обогатился деталями. Изначально неплохая передача аплодисментов (8-й трек) в новом варианте системы избавилась от избыточной сухости. Оценка стереопанорамы по семи барабанам (9-й трек) стала после модернизации системы качественно выше. Любопытно, что по микродинамике (10-й трек) я бы не стал затевать никаких переделок. Ударная установка, несомненно, прозвучала более выигрышно, мясистый звук откуда-то снизу, из-за торпедо, перешёл на привычное место, атака барабанов стала ясной и чёткой. Большой барабан (14-й трек), слабо узнаваемый при «Марке», приобрёл отменное и довольно редкое встречаемое полновесное звучание.
На дорожках «NAIM Sampler» особенности, выявленные «Аудиодоктором», получили убедительное подтверждение, и чем ниже был тон, взятый системой, тем больше была заметна разница к лучшему. Рояль с 3-го трека, который ранее вызвал странное впечатление из-за выпирающих отдельных нот, приобрёл ровное и сбалансированное звучание, с отменной передачей атаки. Звучание оркестра (5-й трек), прежде бессовестно обеднённое по энергетике, стало сильным и эмоциональным. Богатый спектр инструментов (9-й трек), порождавший ранее неизвестные призвуки в верхней и нижней части диапазона, стал совершенно чистым и разборчивым, с чёткой локализацией каждого источника звука. В штатной редакции предел энергетических запасов был обнаружен очень быстро с помощью 10-й дорожки, чего нельзя было сказать о новом варианте, где на аналогичной громкости «под педалью» оставался ещё изрядный запас. Слушая композицию 12-го трека, я понял, на что был похож звук «Левинсона» — это тяжёлая, большая, мощная двухкассетная магнитола, которые в известные времена были весьма популярны и весьма недёшевы. Они неплохо играли всё, что в них ни загружали, но не более того, утончённой детализации, достоверной передачи и запаса мощности от них ждать не приходилось. В схожих аналогиях звук новой системы — это серьёзный домашний комплект, собранный по блокам в стойку, он без напряжения мог передать самую сложную музыку.
Удаление тылового твитера от мидбаса благоприятно для заднего звукового поля
Твитеры установлены на обшивке в монтажных стаканах, с небольшим доворотом на потолок
Картинка навигационной системы поступает не только на передний, но и на задний экран
Сместив мидрейнджи на 30 см по вертикали, создатели новой системы радикально поменяли её звук
Пол-литровые ящики для мидрейнджей были независимо рассчитаны в двух программах
Две трети багажника напротив откидной спинки дивана были под запретом
Под подушкой заднего дивана есть вместительная ниша, куда поместились второй блок DVD-ресивера и модуль расширения
Корпус сабвуфера с трёх сторон окружён усилителями, кроссблоком и дистрибьюторами
С четвёртой стороны установлен блок звукового процессора
Для подключения жёсткого диска специальная колодка с разъёмами смонтирована за обшивкой крыла
Заводские 110-вольтовые розетки позволили без проблем запитать жёсткий диск