«Курс доллара подвергся незначительной технической коррекции», как нам с серьёзным видом доносят эксперты ММВБ. В нашей отрасли не надо быть экспертом, чтобы заметить: коррекция, безусловно, техническая, но никак не «незначительная».
Марк ГАСАНОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ТЕХНИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Kenwood KDC-3031G • JVC KD-G117 • Mystery MCD-598MPU • Hyundai H-CDM8064 • Sony CDX-GT200 • Clarion DB-158R • Pioneer DEH-2800MPB • Vieta CCM 560R • MP3/WMA
НА ЧТО ЕЩЁ НЕ ТАК ДАВНО МОГ РАССЧИТЫвать гражданин РФ, входя в магазин или установочный центр с решимостью купить новый «патефон» в голове и заработанной честным трудом стодолларовой купюрой в кулаке? На широкий выбор автомагнитол. Нормальных магнитол, с кассеткой, как у всех. Приверженцу современных технологий предложат достать из-за пазухи ещё зелёных бумажек, «магнитолы с диском» — вещь недешёвая.
Прошло время, прошла череда коррекций, и все — технические. Сотня с небольшим (а иногда — и без небольшого) стала восприниматься как уместное начало разговора о CD-ресивере. Да не простого разговора, а распространённого. Упомянутая, по-прежнему скромная, сумма инвестиций позволяет теперь и покапризничать, выбирая не абы какой «патефон», а с некоторой дозой наворотов. Дозой порой довольно внушительной. Такая радикальная «техническая коррекция» — результат деятельности производителей аппаратуры.
Каких? Если говорить о марках, всё богатство выбора подразделяется на три группы. Первая: «мутные» брэнды непонятного происхождения. Даже в Москве немало дешёвых «магнитол с диском», место рождения и реальные параметры которых неизвестны даже продавцам (нельзя же серьёзно считать спецификациями заявки типа «800 Watt PMPO»). А чем дальше от столицы, тем разнообразнее и упитаннее становится эта категория. Ко второй группе относятся марки, относительно недавно вышедшие на рынок, но вышедшие нормально, через дверь, а не ползком под воротами. У них есть генеральные дистрибьюторы, есть сайты, где можно получить более или менее достоверную информацию о продукте, есть гарантийные мастерские, в конце концов. Отличительная повадка этих брэндов — завидная энергетика и напор, проявляющиеся и в маркетинговой, и, что для нас важнее, в технической политике. «Молодёжь» быстрее и смелее реагирует на запросы рынка и успевает внедрить их в свою продукцию раньше, чем представители самой именитой, третьей группы. В ней собрались всемирно известные мэтры car audio, которые наиболее демократичным сектором не только не брезгуют, но, по некоторым признакам, проявляют к нему растущий интерес.
Аппаратуру из первой категории мы для тестов никогда не берем. Но вот наши коллеги и братья из украинского «FORZ» провели целую серию испытаний «левой» техники, это, конечно, песня, но не для наших измотанных нервов.
А вот «молодёжь» сегодня представлена довольно широко: три брэнда из восьми в наших тестах головных устройств встречаются впервые. Не хочется опережать события, но всё же надо отметить: они заметно уступают «грандам» по техническим характеристикам, но зато (и тоже все) опережают их по оснащённости.
Будь это техника более высокой ценовой категории, мы бы отнеслись к такому наблюдению спокойно: где чего убудет — в другом месте прибавится, Михайло Васильевич был неглупый мужик. Однако теперь решили взглянуть на вопрос по-иному, шире и аналитичнее, выходя за рамки привычного формата.
Мы провели серию опросов (среди тех, кто под руку попался) с целью выяснить, что важнее для потенциального покупателя недорогого (и, возможно, первого) головного устройства: репутация производителя или оснащённость новомодными опциями. Например, так: есть CD-ресивер брэнда А (только CD) и брэнда Б (CD и mp3). Какой берём, при одинаковой цене? Ответ банален: Б. А если А — это Kenwood, а Б — Hyundai? Только часть респондентов при раскрытии карт перешла на сторону громких имён. Остальные предпочли функциональные возможности. А что касается упомянутой, mp3, большинство вообще не считало её опцией, а относило к абсолютно необходимым в наше время функциям.
А как насчёт качества звучания? Вроде бы основа основ. Оказалось, что немало потенциальных пользователей техники entry level не испытывают по отношению к этой характеристике пиетета, какой мы наблюдаем у более продвинутых (и старших по годам) покупателей более дорогих ресиверов. Молодые и охочие до технологических новаций не рвутся разменивать компрессированные форматы, пульты ДУ или возможности интеграции с компьютером на натуральность в воспроизведении призвуков деки у рояля. Это — для другой техники и другой публики.
Здесь уместно заметить: размен этот навязывается далеко не всегда. Кому-то из мейджоров удаётся путём предельного упрощения аппарата внести в этот ценовой сектор звучание своих «взрослых» продуктов, а другие же, наоборот, чрезмерно увлекшись удешевлением конечного продукта, в результате проигрывают и в звучании. Так что продукция, которая продаётся под «молодыми лейблами», в ряде случаев грандам не уступала, а то и превосходила их, как ни удивительно.
Конечно, не стоит забывать и на этот раз, что субъективная оценка качества звучания в групповом тесте «контекстно зависима». Нет смысла подходить к звучанию участников сегодняшней группы с теми же мерками, что к алпайновскому «Статусу» или обновлённому 9255 от Clarion. Впрочем, если сегодняшний участник получил за звучание повышенную оценку, стало быть, и в группе более высокой ценовой категории он будет выглядеть достаточно достойно. По традиции мы отдельно оценивали звучание CD (в стандарте CD-DA) и качество обработки компрессированных форматов. Вторая оценка приводится в скобках, но осреднять первую и вторую мы не стали, и вот почему. Представьте себе, что некоторое устройство скромненько работает с CD-DA, но у него современный декодер mp3 — оно получает оценки 7 (9) и среднее арифметическое, соответственно, 8. И берём другое устройство, у которого достаточно честный тракт обработки PCM, но декодер сформирован, как принято говорить, «по остаточному принципу». Поскольку в остатке денег много не бывает, оценки получатся 8 (7) и среднее арифметическое 7,5. Выходит, что первая «голова» по звуку как бы лучше, хотя по жизни тот, кто звуку придаёт значение более среднеожидаемого, выберет вторую модель.
Все эти соображения мы постарались учесть при подведении итогов. Но до этого надо ещё добраться, а пока представим себе, как выглядит типичное оснащение одноклассника из сегодняшнего теста. По прошлым временам портрет был бы совсем простым: одна пара выходов, двухполосный тембр, RDS-тюнер. Нынче такое оснащение потянет лишь на «базовую» оценку, чтобы выйти на уровень, надо к этому перечню что-то добавить. Декодер сжатых форматов или, скажем, трёхполосный тембр, либо расширенный интерфейс, либо комплектный пульт ДУ. По умолчанию будем считать, что интерфейс ограничен одной парой выходов, тембр двухполосный, пульта в комплекте нет, а декодер (хотя бы mp3) — есть. Шину для управления чейнджером (или чем-то еще) в этой ценовой категории «не носят». И чтение CD-текста является такой редкостью, что заслуживает отдельного упоминания. Если про АМ-тюнер ничего не сказано, будем считать, что у него один банк памяти и работает он в «сквозном» диапазоне длинных и средних волн. Если в описании проигрывателя ничего нет о том, какую информацию он считывает с mp3, значит, аппарат выводит на дисплей всё, включая тэги, но исключая битрейт — на сегодняшний день это норма. Таков групповой портрет «нового патефона».
МЁД & ДЁГОТЬ
В рамках банальной арифметики победители и побеждённые могли бы определиться простым и даже довольно ожидаемым образом. Однако требования к аппаратуре этой ценовой категории, как мы говорили перед началом теста, обладают своей спецификой, а ломать сложившийся вектор оценок в угоду специфической категории техники несвоевременно и опрометчиво. Арифметика должна быть усложнена хотя бы до начал алгебры, где, как известно, есть и отрицательные числа, и при подведении итогов мы решили пойти по пути начисления «бонусов и малусов».
При любой системе оценок, впрочем, абсолютный победитель выделяется сразу. Sony, как оказалось, может с успехом выступать и в дорогом классе, и в «бюджетке». Все оценки — на высоте, надо было бы ещё и бонус за декодер ATRAC, только уже вешать некуда.
На второе место вышел Pioneer, здесь всё прозрачно. А вот на «Рекомендацию» в привычной системе баллов должны были бы претендовать сразу четверо: три «стартовые» модели грандов индустрии (Kenwood, JVC и Clarion) и «молодой тигр» Mystery. А теперь посмотрим на этот квартет молодым незашоренным взглядом и увидим: у всех трёх грандов работа со сжатыми форматами не предусмотрена, это сразу отводит от них молодые и незашоренные взгляды, а мы начисляем им по «малусу».
А у Mystery? При той же формальной оценке самые широкие возможности работы с компрессированной звуковой информацией, не только с диска, но и по USB. Это не простой бонус, а двойной, благодаря чему Mystery выходит в уровень с «Фаворитом» и получает такое же звание.
Что же касается «депремированных» претендентов на «Рекомендацию», отметим вот что: у CD-ресивера Clarion измеренные параметры проигрывателя далеки от тех показателей, которых фирма давно уже достигла в более дорогих моделях. Однако оказалось, что звучит Clarion куда солиднее, нежели «измеряется». Это бывает, хоть и не часто, а в данном случае проявилось очень ярко, звучание редкое для такой немудрёной и недорогой аппаратуры. Так что тем, кто всё же отдаёт предпочтение качеству звучания «прямых» CD, смело рекомендуем эту модель. Что называется, дёшево, да мило…