Сидя за рулём, мы обречены на потребительское отношение к музыке, и неважно, сколько классов музыкального образования осталось за могучими детскими плечами (а что, есть такие, кто гаммами тиранил соседей в зрелом возрасте?). Пусть даже среди прочих корочек есть консерваторский диплом, всё равно в автомобиле руки-ноги заняты педалями и рулями. Вокал, конечно, не исключается, но и он органами ГАИ как-то не приветствуется. Так что в машине музыкальное образование приобретает характер музыкально-педагогического, где в роли учащегося — автомобиль.
УРОКИ СОЛЬФЕДЖИО
cтудия «Авто-тайм»
руководитель проекта Феликс СКАКУН
- ТИП СИСТЕМЫ аудио
- СОСТАВ 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- ИСТОЧНИК Mazda (Sanyo)
- УСИЛИТЕЛЬ Kicker KX650.4
- АКУСТИКА Polk Audio SR6500, Mazda
- САБВУФЕР Polk Audio MM124
Сергей, хозяин «Мазды», сольфеджио одолел ещё в музыкальной школе, поэтому, обзаведясь новой машиной, решил немедленно заняться её образованием. Штатная «музыка» после первого же включенная была отправлена в академический отпуск, провалив сразу два экзамена: по качеству звучания и по неискажённой громкости.
За подающими надежды тенорами и баритонами автозвукового толка Сергей обратился в «Авто-тайм», к Феликсу, которого нашёл в Интернете. Студия в тот момент как раз была занята установкой системы в точно такой же автомобиль, и Сергей получил возможность увидеть своими глазами, как проходят уроки воспитания музыкального слуха в «Мазде». Методическая и содержательная часть занятий вполне его устроила, поэтому через положенное время место в установочном боксе заняла другая машина той же марки-модели. Последовавшие затем события оказали влияние не только на способности автомобиля к музыке, но и на самого Сергея, который, тяготея поначалу к агрессивному крылу рока, довольно скоро увлёкся более сложным и насыщенным материалом инструментального рока с отдельными вкраплениями блюза.
Конструкторы автомобилей прикладывают массу усилий для интеграции «голов» в торпедо и центральную консоль
Звуковые системы работы студии «Авто-тайм» всегда отличались электрическим и установочным лаконизмом, и свою приверженность концепции максимально короткого тракта Феликс подтвердил и в этот раз. Двухполосная фронтальная акустика, сабвуфер, один усилитель и тыловая подзвучка по схеме Хафлера — вот основа «музыкального образования».
Источник сигнала после некоторых размышлений и дискуссий остался в заводской комплектации. Не последнюю роль сыграла марка производителя, Sanyo, и, конечно же, бюджетные соображения, которые пришлось бы серьёзно переосмыслить в случае постановки нового CD-ресивера. Стараясь не допустить на борт «неродные» компоненты, конструкторы автомобилей прикладывают массу усилий для интеграции «голов» в торпедо или центральную консоль, увязывая их переднюю панель с ручками-кнопками вентиляции, отопления или ещё бог знает с чем. И чтобы развязать этот гордиев узел, приходится тратить много времени, а значит, и денег заказчика для замены одной «головы» другой.
Раз ученик попал в музыкальную школу имени тов. Скакуна, то первым делом следовало ему поставить голос. Изготовление линейных выходов много времени не отняло, и к нужным дорожкам на печатной плате были припаяны межблочные кабели Sound Technology. Надобности в резистивных делителях, обычных в таком случае, на этот раз не было, размах сигнала в схеме Sanyo и так невелик, а штатные пассивные цепи на плате с успехом выполнили задачу формирования линейного сигнала.
Для изготовления линейных выходов к дорожкам на печатной плате были припаяны межблочные кабели
Искомую Сергеем неискажённую громкость звучания обеспечил один четырёхканальный усилитель Kicker KX650.4, первая пара каналов которого подключена к фронтальной акустике, а вторая в мостовом включении — к сабвуферу. Устройства этой марки никогда не страдали анемией, и «шестьсот пятидесятый» уже при 12,5 В способен развить как минимум по 70 Вт на канал.
Достоверная передача всех обертонов была отдана на откуп акустике марки Polk Audio. Фронтальная система построена на двухкомпонентном наборе SR6500, а в сабвуфере использована 30-сантиметровая головка MM124. Что касается штатной акустики задних дверей, то она оказалась вполне пригодна для тылового заполнения при работе от встроенных усилителей CD-ресивера.
Размер звукового тракта далеко не напрямую связан с длительностью работ по его установке в машине. Скорее, наоборот, имея минимум степеней свободы, следует очень тщательно подходить к монтажу каждого компонента, мелочная экономия на учебных часах в музыкальной школе может окончиться «неудом», а то и профнепригодностью.
Классика размещения двухполосок в передней части машины, как всегда у Феликса, получила фирменную особенность в виде несимметричного дверного мидбаса. Динамики левого и правого бортов повёрнуты вверх геометрически по-разному, но оптимально с точки зрения водителя, который, как подсказывает немудрёная логика, в машине бывает чаще любого пассажира. Корзины мидбасов закреплены поверх новых подиумов, составленных из двух половинок, между которыми зажата дверная обшивка. Монтажные чашки и грили полковских твитеров оказались выполнены практически идентично с элементами декора приборной панели и дефлекторов вентиляции. Чем, разумеется, установщики не преминули воспользоваться, слегка доработав «пятки» чашек для плотного прилегания к накладкам стоек. Это, наверное, был первый случай в практике «Авто-тайма», когда фабричные установочные детали отправились не в чулан, а прямо по месту назначения. Геометрические оси твитеров направлены поперёк салона и немного подняты вверх.
Монтажные чашки твитеров из полковского комплекта потребовали минимальной доработки
Оформление пассивных фильтров фронтальной акустики — несомненная удача специалистов из Stillwater Design, и Феликс счёл нужным не прятать кроссоверные коробки, а собрать их с усилителем в одну композицию, смонтированную на задней стенке саба. Сам суббасовый излучатель развёрнут диффузором в «лыжный» лючок, который при необходимости можно «просветлить», откинув подлокотник. Использованное акустическое оформление — закрытый ящик объёмом 23 л без заполнения или какой-либо дополнительной обработки 18-миллиметровых стенок.
Закончив оформление багажного отсека приглушённой красной подсветкой, Феликс объявил хозяину «Мазды», что воспитание музыкального слуха подошло к концу и пришла пора экзаменов. Во время первой же встречи, пока шло обсуждение, что и как, регулятор громкости был установлен на привычный для Сергея уровень. Демонстрируя багажник, Феликс обратил внимание Сергея на свет лампочек, но не тех, которые обрамляли усилитель, а других, по одной в каждом пассивном кроссовере. Надо сказать, демонстрация работы защитных цепей твитеров всегда производит впечатление на новичков, они как бы начинают «видеть звук» в самом буквальном смысле. Видеть звук в другом, слуховом смысле Сергей умел давно, здесь он не новичок. И машина его экзамен по сольфеджио сдала успешно…
Любопытная частотная характеристика, она явно базируется не на естественно-научном, а на глубоко субъективном восприятии звука. Очень ясно и откровенно подчёркнуты три форманты: «коренной» информативный бас (40 — 60 Гц), условный центр голосового диапазона (1 кГц) и полоса, где собралось множество обертонов и голоса, и инструментов: 5 — 7 кГц. Такое, значит, видение тонального баланса у Феликса и хозяина «Мазды». Им виднее. Вернее — слышнее…
На 1-м треке «NAIM Sampler» женский вокал выглядел излишне подчёркнутым, мелкие музыкальные детали были представлены богато. Любопытно проявил себя короткий салон седана на 2-м треке: даже при полностью убранных тылах казалось, что отдельные ноты звучат сзади, причём не нижний бас, чего Феликс никогда бы не допустил, а именно отзвуки фронтальной звуковой сцены. Рояль (3-я дорожка) показался отдалённым и от этого несколько облегчённым, впрочем, атака была хороша. С подачей деталей (5-я композиция) всё было по-прежнему хорошо, но скрипки доминировали, и средний бас проявил склонность к гулкости. На 6-м треке впечатление от чёткой, без приукрашенной искристости верхушки окончательно закрепилось. Все инструменты с 9-й дорожки переданы очень ровно, без акцентов и провалов, звук был вполне комфортным. 10-й «энергичный» трек показал собранный, напористый и энергичный же бас как в верхней своей части, так и в средней и нижней. Звучание духовых инструментов (11-я композиция), соответствующих середине и верхушке диапазона, неожиданно оказалось выделенным, подменив характер произведения.
Динамики левого и правого бортов повёрнуты вверх под разными углами
Геометрические оси твитеров направлены поперёк салона и немного подняты вверх
Дверная обшивка зажата между двумя половинками новых подиумов
Откинув подлокотник, можно «просветлить» акустическое оформление сабвуфера
Штатная акустика задних дверей оказалась вполне пригодна для тылового заполнения
Коробки кроссоверов собраны с усилителем в одну композицию на задней стенке саба
Демонстрация работы защитных цепей твитеров всегда производит впечатление на новичков