В своё время один мой знакомый, начитавшись сами знаете какой литературы, обзавёлся целым комплектом техники Alpine. В его старую машину «Алпайны» встали, прямо скажу, не так, чтобы радовать своего владельца хорошим звуком. Всё было криво-косо, передние динамики болтались, вися только на двух винтах, да и остальные компоненты тоже держались на честном слове.
Кямран ИМАМКУЛИЕВ, г. Баку, Азербайджан
КОЛЯСКА С ПОДСВЕТКОЙ
Пересев на классическую «семёрку», он понял, что так ставить аппаратуру ему уже не хочется, а вот как устроить, чтобы было лучше, оставалось неясным. Я предложил сделать всё своими руками, ведь кто как не он сам до мелочей знает все требования к звуку и монтажу. План был такой: мой приятель всем занимается сам, а я помогаю словом и делом. Опыт был и в деле, и в слове: о том, как я ставил музыку в свою машину, я поведал читателям «АЗ» в №8/2004. Дальнейшие события, правда, показали, что делом я владею лучше, чем словом, поэтому я решил всё делать сам, а он мне помогал и попутно учился.
- ТИП СИСТЕМЫ аудио
- СОСТАВ 2-полосный фронт + сабвуфер
- ИСТОЧНИК Alpine CDA-7894RB
- УСИЛИТЕЛЬ Alpine MRV-F4070
- АКУСТИКА Alpine SPR-176A
- САБВУФЕР Alpine SWR-1221D
По монтажу компонентов было одно серьёзное требование, и оно касалось багажника. Жена приятеля сказала, что он может делать с машиной всё, что угодно, хоть синий неон с зелёными звёздами в багажник, но с одним условием — чтобы коляска для ребенка помещалась туда на раз-два!
Машина досталась новому хозяину не новой, и в ней уже было кое-что установлено. В тоненькую заднюю полку прикручены четыре динамика, а на месте центральных дефлекторов и ручек управления вентиляцией стоял телевизор. Ни то, ни другое качеством не отличалось, поэтому без сожаления отправилось в утиль.
Бюджет, который мой приятель мог выделить на установку, был невелик, поэтому мы решили использовать недорогие материалы, зато постараться соблюсти все правила монтажа.
Эти правила соблюдают не все. Предыдущий владелец пытался «зашумить» машину сырой резиной и листами войлока, видимо, руководствуясь принципом: «всё, что не гремит, годится для виброизоляции». Нет, не всё, и мы в этом быстро убедились, вскрыв двери. Душераздирающее зрелище: резина, которой были обклеены металлические панели, во многих местах висела лохмотьями, а под ней был толстый-толстый слой. Ржавчины. Сняв резину и отчистив ржавчину с дверей, покрыли в два слоя наружную часть панели местным аналогом мастичного СТП с алюминиевой фольгой. На том месте, где должен был стоять динамик, прикрутили проставку из фанеры и покрыли её водоотталкивающей мастикой.
В конструкции наружных подиумов я предложил отказаться от «родной» рамки гриля и вставить защитную решётку прямо в кольцевой выступ подиума. Мой приятель захотел сделать дверные карманы для тряпок, сигарет и прочей мелочёвки, объединив их с акустическими подиумами. После того как акустику послушали и определили углы установки НЧ-динамиков, подиумы были склеены и обтянуты колготками. Потом я их обмазал эпоксидкой, просушил и наклеил ещё пару слоев стеклоткани, пропитанных эпоксидной смолой. Внутренняя часть подиумов заполнена монтажной пеной, обильно смоченной водой, от которой она после высыхания становится как камень.
Когда всё было готово, я выровнял поверхность подиумов несколькими слоями эпоксидной шпаклёвки со стекловолокном, а потом довёл до ума уже финишной, чтобы получить идеально ровную поверхность. Найдя подходящий кожзаменитель, мы обтянули готовые детали не только снаружи, но и внутри, чтоб удобней было протирать карман от грязи. Отверстие для динамика покрыли водоотталкивающей мастикой, а внутри двери соорудили козырёк, защищающий магнитную систему от воды, которая (у «Жигулей») неизбежно попадает внутрь дверей во время дождя или мойки.
Посмотрев на «родные» стойки «Жигулей», я подумал, что делать прямо на них подиумы для пищалок абсолютно бессмысленно, смотреться это будет просто ужасно. Ставить же пищалки в монтажные стаканы из комплекта также не хотелось, выглядит это тоже всего лишь на троечку. Поэтому вместо заводских решили соорудить самодельные. Мне кажется, что до меня так никто не поступал, во всяком случае, даже на «соревновательных» машинах стойки всего лишь переделаны из заводских. Поначалу была мысль нарастить стеклотканью на эпоксидке «родные» стойки, но смола очень плохо держится на таком пластике. Измучившись и в конце концов отправив облицовки на ту же помойку, где уже лежали унаследованные от первого хозяина динамики, решили делать всё с нуля. Технология та же: монтажная пена, гашёная водой и уложенная по месту в несколько слоёв. Набрав нужную толщину, мы отковыряли стойки и начали их обтачивать. Внутренняя поверхность новых деталей чётко повторяла железо стойки, даже пришлось сделать специальную канавку для акустического провода.
Закончив с фронтом, приступили к тылу. Сразу было ясно, что саб должен играть не в багажник, а в салон, и место ему — на задней полке. Чтобы набрать необходимую прочность полки, мы выпилили из фанеры две заготовки толщиной 2 см, поставили одну из них сверху и заполнили все пустоты между ней и железом кусками фанеры на акриловой мастике. Вторая заготовка встала снизу после того, как верхняя была окончательно готова и обтянута кожзаменителем. Многослойный бутерброд стянут шурупами и проклеен акриловой мастикой. Когда всё высохло, при постукивании звук получился как от бетонной стены, а играющий на полную катушку саб не в силах даже пошевельнуть маленькие винтики, лежащие рядом!
Придав накладкам более или менее обтекаемую форму, мы подумали, что сначала надо найти окончательное положение пищалок, а уже потом приступать к финишной обработке. Удивительно, но положение пищалок нашлось очень быстро, «семь барабанов» встали по местам, да и сцена получилась довольно широкая. Осталось только вынуть сами динамики и обтянуть стойки колготками. Дальше всё было точно так же, как и с дверными динамиками. Результат работы порадовал не только моего приятеля, но и меня самого, это намного лучше, чем всё то, что я видел в своей жизни на «Жигулях».
Снизу к готовой полке прикручена и приклеена коробка, а получившееся горлышко прошпаклевано и покрыто мастикой. Проём багажника, ведущий в салон, был укреплён кусками фанеры, покрытыми мастикой и привинченными шурупами к рёбрам жесткости. Коробку под саб решили делать прямо по месту, чтобы точно повторить все углы и изгибы. Заготовки стенок собраны на эпоксидном клее и шурупах, а все швы промазаны всё той же эпоксидкой, смешанной с опилками.
Усилитель решили крепить по центру, прямо на ящик сабвуфера, ведь в багажнике должна была поместиться и коляска, об этом даже я помнил, а отец пассажира коляски тем более не забывал. Пассивные кроссоверы закреплены слева от саба, на новой фанерной стенке. Вся силовая проводка проложена по правой стороне машины, акустическая по левой, а межблочники идут посередине салона.
После того как всё встало на свои места, мы начали думать об эстетической стороне багажного отсека. Оставлять все провода «на улице» было и некрасиво, и небезопасно. Первым делом решили перегородить багажник от правого крыла до левого фальшпанелью из целого куска фанеры. Смотрелось это ужасно, да и коляска не лезла. Второй вариант получился чуть лучше, но, закончив его, мы поняли, что это тоже не то. Тогда появился третий вариант, который по ходу дела видоизменялся и в конце концов стал окончательным. Вся отделка — кожзаменитель, мы с самого начала не хотели использовать карпет, поскольку пришлось бы перетягивать весь багажник. К тому же мне очень не нравится, когда видны шурупы или другие элементы крепежа. А если заглянуть в «наш» багажник, то там не заметно ни одной головки самореза или болта, всё спрятано.
Задумавшись о подсветке багажника, мы поняли, что неоновые трубки занимают много места и всё равно будут видны. Взамен неона я использовал тонкие светодиодные полоски, которых понадобилось всего 4 штуки, но света они дали очень много. Приятель, обалдевший от такой иллюминации, сказал, что надо придумать, как эту красоту выключать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Пришлось задуматься о хитрой схеме включения подсветки без всяких тумблеров, ведь всё должно работать автоматически.
Задачка была в том, что в «семёрке» багажник подсвечивается лампами подсветки номера. И я решил использовать эту особенность следующим образом. Когда габариты включены и багажник открыт, лампы освещения номера гаснут и загораются светодиоды подсветки. Чтобы открыть багажник без иллюминации, достаточно просто выключить габариты, и в этом случае включается подсветка номера.
Центральную часть торпедо мы восстановили в первоначальном виде, поставив сверху «голову» и вернув на место ручки управления вентиляцией.
Вот так, потратив совсем немного денег на расходные материалы, мы с приятелем и звук поставили неплохой, и коляску с подсветкой сделали.