Военно-морскими силами давно не пользуются по прямому назначению, но в прошлом, когда это случалось, калибр главных орудий считался одной из основных характеристик боеспособности линейного корабля или крейсера. Для крейсеров стандартным вооружением считались 305-миллиметровые (12-дюймовые) орудия, линкоры оснащались пушками калибра 330 мм, а позже (как французский линкор «Ришелье») и 380 мм. 15 дюймов, значит. Превосходство калибра главных орудий означало возможность пробить броню неприятельского корабля, самому оставаясь на недоступном удалении.
Марк ГАСАНОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПРЕВОСХОДСТВО КАЛИБРА
Magnat Xpress 15 • SPL ELF-15 • Sony XS-L151P5S • Kicx WP 380 • Polk Momo MM2154 • Audiobahn AW151T • Power Acoustik FX-15W
В АВТОЗВУКЕ ГОРАЗДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ «корабли» с крейсерским вооружением. Да ведь и на флоте линейных судов было не так уж много — наличие сверхмощной орудийной установки вкупе с адекватной толщины бронированием приводило к увеличению массы и всех размеров корабля, а значит, и снижению скорости хода. Теперь представьте себе автомобиль для соревнований по SPL, оснащённый восемью «пятнашками» (как тот же «Ришелье», кстати). Какая уж там скорость хода…
И здесь, и там дело не столько в калибре (и массе) снаряда, сколько в габаритах орудия, способного его вместить и выпустить. Сабвуфер требует объёма. Большой сабвуфер — большого объёма. Сильно всё упростив, можно сказать: при прочих равных потребный объём акустического оформления примерно пропорционален калибру сабвуферной головки в четвёртой (нормально, да?) степени. Что означает: 15-дюймовому сабвуферу понадобится в пять раз больше литража, чем 10-дюймовому. Ориентиры реальной жизни, несмотря на сделанные оговорки про «сильно упрощая» и «при прочих равных», не так уж и далеки от сухой теории. Про «десятку», хорошо работающую в 20 л закрытого объёма, мы говорим: «Нормально». Если требуется 30 л — «Что-то многовато». Если достаточно 12 — 15 — «Отлично». Если хватит и 10 — «Чудо!». Умножайте всё на пять и получите контрольные цифры для 15-дюймовых головок.
В этом отношении сегодняшние испытуемые показали себя очень неплохо. Если за основу брать закрытый ящик, то, как оказалось, все представленные в этом тесте сабвуферы способны работать в объёме 60 — 70 л (на «отлично»), а два из них — даже в ящиках по 30 — 40 л (на оценку «чудо»). С точки зрения пропорций — всё в порядке. Но ведь помещать сабвуферный ящик в багажнике предстоит не в абстрактном масштабе, а изыскивая реальный объём, в абсолютном литровом (а затем — метровом) выражении. И здесь каждый литр потребного объёма становится так же важен, как предыдущий, и так же проблематичен, как последующие.
Поэтому, предлагая оптимальные, с нашей точки зрения, объёмы оформления, мы старались смотреть на вещи практически. Рассчитывая объёмы для относительно мелких головок, мы довольно легко идём на увеличение объёма, если это сулит более выигрышную АЧХ. Если в 18 л получается хорошо, а в 22 — лучше, значит, делаем 22, место ему найдётся так же легко, как и в 18. Умножим на пять и получим новую альтернативу: между 90 и 110 л разница в один средней руки ящик для «десятки», такими объёмами не бросаются. Потому что изыскать их в багажнике нелегко.
Осознавая это, мы в ряде случаев шли на некоторое снижение отдачи на частотах крайне низкого баса (25 — 30 Гц), если это сулило заметный выигрыш в объёме. Критерием оптимальности, как и прежде, для закрытого оформления была минимальная неравномерность АЧХ в области информативного баса (25 — 100 Гц) при условии достаточно высокой отдачи. В терминах теории оптимизации неравномерность АЧХ — критерий, отдача — дисциплинирующее условие.
Ящики с фазоинвертором получаются, как обычно, крупнее. Тут уже надо рассчитывать минимум на 2,5, а чаще — на три или четыре «кубика» (70 — 110 л). И здесь критерий оптимальности несколько иной. Ведь в чём плюс фазика? Если в домашних условиях ФИ позволяет воспроизвести более низкие частоты, то у нас такой необходимости нет — салон автомобиля исправно «вытягивает» низкие басы за счёт компрессионного характера излучения. Зато с помощью ФИ удаётся отыграть у природы несколько децибел дополнительного звукового давления при той же подведенной мощности, только ради этого и идут на усложнение корпуса и рост его габаритов. Поэтому в случае ФИ критерием оптимальности становится акустическое усиление, а дисциплинирующим условием — неравномерность АЧХ в рабочей полосе, которая, как правило, больше, чем в случае применения ЗЯ.
Мы не раз формулировали то, в чём состоит привлекательность 15-дюймовых головок по сравнению с более вменяемыми калибрами. Сформулируем ещё раз, не жалко. Возможность получить более высокое звуковое давление при тех же искажениях и/или при той же подведенной мощности — раз, возможность получить более низкие искажения при той же громкости — два. Точнее, тот же «раз», но с другого конца. И обусловлено это именно калибром головок. Чувствительность головки растёт с увеличением площади диффузора и силового фактора магнитной системы и падает с ростом массы подвижной системы. Масса подвижной системы по мере увеличения диаметра диффузора растёт медленнее, чем его площадь (у массы есть постоянная составляющая), поэтому простое увеличение калибра уже даёт возрастание опорной чувствительности, а к этому добавляется ещё наличие более мощного магнита (как правило). Мы с вами уже привыкли к сабвуферным головкам (10 — 12 дюймов) с чувствительностью 84 — 87 дБ. В пределах сегодняшней группы самый низкий показатель чувствительности составил 86,5 дБ/Вт, у остальных результат был выше. Тут можно напомнить, что для автомобильного сабвуфера работа с линейной (в свободном поле) АЧХ совершенно не характерна. Фактически с учётом увеличенной (за счёт ящика) полной добротности и компрессионных свойств салона реальная чувствительность окажется выше опорной на энное количество децибел (число N может достигать 10). Поэтому в графе «Реальная чувствительность» мы указываем осреднённую чувствительность (в диапазоне 25 — 100 Гц) с учётом этих факторов обычно в ящике с ФИ, если параметры головки допускают такое оформление.
Повышенная чувствительность означает, что при той же подводимой мощности сабвуфер сможет создать более высокое звуковое давление, но это же означает и уменьшение перемещения диффузора при той же величине звукового давления. Отсюда и снижение нелинейных искажений при том же, повторяю, звуковом давлении. Обратите внимание: сабвуферы 15 дюймов — единственные, для которых мы измеряем искажения в полосе от 40 Гц (для остальных — от 50 Гц), и даже при этом осреднённый показатель у двоих участников не достиг 2%, а по жизни именно на самых низких частотах происходит бурный рост искажений.
В общем, с плюсами и минусами «линкорного» калибра мы теперь разобрались. Что же касается конструкции, то в этом плане «пятнашки» ничем принципиально не отличаются от своих, скажем, 12-дюймовых собратьев. Те же звуковые катушки, зажимы, подвесы и корпуса. Штампованные корпуса у «пятнашек» получаются более звонкими, точнее говоря, в силу масштабного фактора резонансы корпусов оказываются сдвинутыми в низкочастотную область. Можно было бы издать закон, запрещающий помещать «пятнашки» в штампованные корпуса, но тогда недорогие сабвуферы этого размера исчезнут как класс. Наиболее ходовые диаметры звуковых катушек — 2 или 2,5 дюйма, и лишь в конце выбранного ценового диапазона был представлен динамик с катушкой, намотанной на 3-дюймовом каркасе. Разумеется, фактическая допустимая мощность зависит от многих факторов: условия охлаждения катушки, выбранные материалы и технологии изготовления, но в качестве базовых ориентиров длительной максимально допустимой мощности я бы рекомендовал рассматривать величины 250, 350 и 500 Вт для всех трёх размеров катушки. Данные, приводимые изготовителем, отличаются (в большую сторону, естественно), поскольку испытания на длительную мощность проводят не все. По умолчанию будем считать, что подвес диффузора резиновый, хотя нередко встречаются подвесы из вспененного полиуретана. Если ничего не сказано о диаметре катушки, значит, это 51 мм (2 дюйма). А если конструкция центрирующей шайбы обойдена вниманием, стало быть, она плоская и с регулярными гофрами. В нижней шайбе магнитной системы проточки присутствуют почти всегда — это стандартная конструктивная особенность современных сабвуферных головок, и каждый раз повторять это в тексте нет смысла. Будем только указывать диаметр осевого отверстия в шайбе (и керне), которое помогает охлаждать звуковую катушку, но одновременно повышает сопротивление магнитопровода, а следовательно, увеличивает поток рассеивания и одновременно уменьшает поток в зазоре и силовой фактор Bl. Стандартная высота ферритовых колец по-прежнему 20 мм, так что если в тесте указан только внешний диаметр магнита, то высота его именно такая.
Мы привыкли рассматривать два способа подвода сигнала от клеммника с контактными зажимами к звуковой катушке. По первому способу гибкие подводящие провода прошивают сквозь конус диффузора (потом эта часть диффузора окажется под центральным колпачком), фиксируют их внутри компаундом и соединяют с выводами звуковой катушки. Способ, отработанный десятилетиями, обеспечивает надёжное соединение, но вызывает локальное ослабление диффузора — если он из целлюлозы, то при работе в предельном режиме это ослабление может привести к негативным последствиям. По второму способу подводящие провода фиксируются компаундом с наружной стороны конуса, и здесь же соединяются с выводами катушки. Тут всё зависит от прочности и адгезивных свойств компаунда. Похоже, что для сабвуферных головок (в отличие от мидбасов) такая конструкция недостаточно надёжна, по крайней мере, в сегодняшней группе нам не встретилось ни одного крепления по этому способу. Зато вошёл в ротацию следующий вариант подвода, когда гибкий провод многократно прошивается сквозь центрирующую шайбу либо же ленточные провода вшиты в шайбу ещё на стадии её изготовления, остаётся только соединить их с лепестками клеммника и выводами звуковой катушки. Это, похоже, наиболее прочный способ соединения, и мы назовём его третьим.
Когда-то введённое нами в обиход подразделение сабвуферов на «толстые» и «тонкие» оказалось живучим и существенным, то есть отражающим суть дела. Напомню характерные особенности «тонких»: большой эквивалентный объём, относительно лёгкая подвижная система и, соответственно, не самый мощный магнит. У «толстых» всё наоборот. Две из семи головок, представленных в тесте, можно с полным правом определить в категорию «толстых», ещё четырёх — в «тонкие». Один из участников как бы остановился на полпути, он одновременно впишется и туда, и сюда.
МЁД & ДЁГОТЬ
«Лидером» в этом тесте стал тот, кто и выглядит лидером. Ближайшее знакомство с эффектным и великолепно исполненным произведением Power Acoustik показало: по одёжке его можно не только встречать, но и провожать. «Лидер», однозначно (правда, и по цене, но не всегда доводится делать приятные открытия).
«Фаворит» выглядит тоже нетривиально. Весьма необычные пропорции 15-дюймового Kicx нашли отражение и в весьма нетипичных характеристиках головки, которые при правильном использовании с готовностью превращаются в достоинства.
Уверенной «Рекомендации» заслуживают ещё два участника. Оба — коренные американцы, но с несколько разным темпераментом. Polk MOMO — возможность получить отменную, на высшее консерваторское образование АЧХ в салоне при более чем изрядном звуковом давлении, а Audiobahn — возможность при изрядной АЧХ получить высокое звуковое давление даже при ограниченной мощности усилителя.