ЖЖОМ И БУДЕМ ЖЕЧ
Я просто фигею с Вас, дорогая редакция!
Совсем недавно, в №11, один из читателей возмущался публикацией системы, недостойной, по его мнению, войти в историю на страницах Вашего журнала. Но то, что я увидел на с. 62 №12, читал как триллер. Про таких авторов в сети сейчас модно говорить: «аффтар жжот».
В самом начале он говорит, что по финансам у него все было понятно, и тут же выясняется, что бюджет пришлось увеличить в полтора раза. Впрочем, это ерунда, дальше читать еще интересней. «Вопросы линейности АЧХ» для него не на первом месте — что тут скажешь? Двери — вообще песня! Замазать герметиком обшивку и прикрутить подиум к металлу через втулки не каждый додумается. Шумоизоляция увеличит бюджет — класс! Зачем он тогда вообще все это затеял, положил бы mp3-плеер в карман, надел бы наушники, и было бы дешево и сердито. Кстати, он там говорит о нескольких причинах отказа от шумки, но об остальных скромно умалчивает.
Зачем он писал про пищалки, вообще непонятно, прикрутил и готово! Межблочник сам спаял — видимо, большой спец, а Mystery ничего в этом не понимают. Саб в багажнике седана играет для тех, кого возят в этом багажнике (правда, это мое сугубо личное мнение), хотя за отсутствием шумоизоляции…
Настройка всего этого хозяйства тоже шедевр, я узнал много нового для себя. А последний абзац просто умиляет (скупая слеза скатилась по щеке).
Так откройте мне секрет, кому предназначена эта статья? Постоянные Ваши читатели либо в шоке, либо катаются со смеху. А не дай бог, кто-то из начинающих прочитает и воспримет это как руководство к действию. Это будет на Вашей совести. Вы бы хоть свой комментарий в конце написали. Так что большая просьба — не надо печатать подобные статьи. Оставьте этот «эксклюзив» неспециализированным изданиям.
Виталий
Виталий, само по себе появление этого письма — знак того, что публикация была не напрасной. Журнал — не утверждённый Минпросом учебник, как написано, так и делай. Это — периодически (раз в месяц) обновляемый срез жизни. Всей, а не только лакового слоя поверху. Если бы опубликованный материал был единственным и сопровождался комментарием типа: «Вот как ставят аудиосистему в машину, приступайте», тогда конечно, что уж там. Однако он и в пространстве (в пределах номера), и во времени (в рамках продолжающегося издания) соседствует в другими и вместе с ними образует более или менее голографическую картину мира автозвука.
Если же всё-таки возлагать на журнал образовательно-воспитательные функции, то вот любопытная иллюстрация того, почему, на наш взгляд, не стоит излишне круто фильтровать на входе в редакцию материал, написанный от души любителем-энтузиастом. Иллюстрацию пожаловал с плеча один из сотрудников редакции, в прошлой жизни оскоромившийся преподаванием в техническом вузе. В разных странах в разное время в моду периодически входит проверка знаний методом тестов с выборочным ответом. У составителей таких тестов есть хорошее правило: поиск ответа должен порождать или освежать знания. Если спросить: «Что входит в состав нержавеющей стали?» и перечислить нужные и ненужные элементы, ответ можно будет найти по наитию. А если спросить: «Что из перечисленного НЕ входит в состав нержавеющей стали?», то, отвечая, придётся вспомнить, а что же туда входит. Задача, получается, решена. Так и здесь: если показывать только шедевры инсталляции, то для части читательской аудитории так и останется загадкой, а что, собственно, является альтернативой крутой профессиональной работе, альтернативой, гораздо более далёкой от совершенства, зачастую — неправильной, но необходимой для верного восприятия картины мира.
НАРОДНЫЙ КАРМАН
Пятый год работаю установщиком, и мне также приходила мысль использовать наладонник в качестве спектроанализатора. После июньского номера понял: пора выбирать машинку. Долго ждал обещанную ссылку на взломанную программу, регулярно проверял ваш сайт, не дождался (нехорошо обманывать!). Порылся, нашел сам. Заодно нашел еще одну интересную программу: HandDee Spectrum Analyzer на www.phonature.com. Демка, также работает минуту, а еще там есть программа pocket oscillator, которой я за полчаса сжег динамик своего PDA. В форуме NNM.palmz.ru есть ссылка на ломаный файл, правда мертвая. Найдете — буду очень благодарен, если пришлете.
Теперь о конкретных моделях: Fujitsu Siemens 720 — обрезан после 8 кГц, ASUS 730 — также спад после 8 кГц и явно придушены НЧ. Это заметно «на глаз» без калибровки. ASUS, правда, интересен тем, что вместо наушников позволяет подключить внешний микрофон (перспективы широкие, но ни одна RTA-программа внешний микрофон не поддерживает). Еще, где-то на форуме www.hpc.ru, попадалось мне описание внешнего АЦП для наладонников CF PDAUDIO; продается на американском сайте за 200 баксов, к нему предлагают микрофон за 500 и несколько программ рекордеров (тоже за деньги ). А не пробовали шумомер телефона Nokia-5100(5140)? Удобнее и практичнее чем, КПК. И не так дорого, кстати. Пора, мне кажется, готовить мультитест народных анализаторов. И вообще подробнее освещать жизнь карманных устройств в автомобиле. В «чистых японцах» стоят приличные системы, но не ловят русский FM (без адаптера) и не читают mp3 (никак), а продвинутый мобильник изящно решает обе проблемы. Спасибо за журнал. Желаю удачи!
Тимофей Кабардин, г. Новосибирк
Тимофей, идея очевидно овладевает обществом, Ваше письмо — не первое, посвящённое этому вопросу, и мы ищем решения, которые могли бы с чистой совестью порекомендовать читателям.
Кстати, о совести. Обманывать и вправду нехорошо, но мы стояли (и стоим) перед выбором «кого обманывать?» — читателей или авторов программы, ожидающих, что за неё будут платить денежки. Однако недавно мы заметили (для Вас пусть и поздновато, но, может, кому пригодится), что из выхлопной трубы полицейского «Доджа» на заглавной странице нашего сайта что-то вылетело. Если на это что-то кликнуть, можно скачать архив, из которого добывается искомая программа (кто её туда загрузил — понятия не имеем, хакеры, видно, разбушевались). А пароль к программе — рядом с графиками на с. 72 упомянутого Вами номера журнала.
А ЕСЛИ ВОТ ЭДАК?
Подскажите, пожалуйста, можно делать щелевой порт фазоинвертора таким образом?
syva2006
Да не то что можно — нужно, если не ошибётесь с настройкой, получится действительно изящное решение проблемы размещения длинного тоннеля. Только имейте в виду: эффективная длина тоннеля окажется несколько больше, чем геометрическая, из-за влияния близости стенки у внутреннего конца. Загляните в статью проф. Матарацци в №10/2001, там говорится, почему.
ПИЛИТЬ НЕЛЬЗЯ КЛЕИТЬ
У меня вопрос следующего плана: как выбирают размер добавочной массы, и что значит присоединенная масса. Я бы хотел рассчитать Vas для динамика 1548 фирмы Lacom (Луганск), но собирать ящик для его расчета нет особого желания. Не могли бы вы рассказать методику расчета Vas с помощью добавочной массы: что используется, чем крепится?
Rustem
И правильно, что нет, помимо очевидной трудоёмкости, метод добавочного объёма — колоссальное поле для ошибок, потому что утечек при временном креплении динамика не видно, а результат они могут исказить изрядно.
Мы используем (и другим не раз советовали) маркированные грузы, какими балансируют литые диски (плоские, без пружинок). Приклеивать груз надо, разумеется, не его «родным» клеящим слоем, так Вы его нипочём не оторвёте, не испохабив динамик, а на пластилине, лучше всего — том, что используется художниками-графиками, на жаргоне — «клячка», он не оставляет следов. Приклеивать грузы следует по периметру центрального колпака, как можно ближе к периферии звуковой катушки, где она прикреплена к диффузору. Массу надо выбирать сопоставимой с массой диффузора, что у Вас за динамик, мы не знаем, общие ориентиры такие: для 6-дюймового мидбаса оптимальная масса груза 10 — 15 г, для сабвуфера в 10 дюймов — 40 — 50 г, для «двенашки» — 80 — 100.
В ШТАТЕ И ЗА ШТАТОМ
Миру твердили много раз, что штатные заводские аудиосистемы в автомобилях обеспечивают довольно паршивое звучание. Но имена фирм Carver (например, BMW Z4), Mark Levinson (Lexus SC430), Bose (дорогие комплектации Audi) милы сердцу каждого меломана. Volvo в рекламе обещает рай на земле от прослушивания их аудиосистемы с DPL. Так вот сам вопрос: что представляют собой аудиосистемы от таких грандов? Какие технологии там применяются? Как звучат эти аудиосистемы (к сожалению, не все могут их послушать в реальной жизни — поэтому приходится доверять компетентному мнению)? Насколько ужасно выполнена инсталляция? А может, сделаете обзорную статью по этой теме — было бы весьма интересно. Заранее спасибо.
С уважением, Алексей
Алексей, штатные аудиосистемы в обычных, доступных трудовому (или не обнаглевшему нетрудовому) народу обеспечивают звучание примерно по Вашему описанию. В дорогих машинах звучание штатных систем уже не назовёшь «паршивым», это и невежливо, и несправедливо. Но вопиющая диспропорция между стоимостью именных штатных систем и их звучанием есть, от этого никуда не денешься. У нас проходил Lexus, в котором сначала была досконально обслушана-обмерена «родная» система (именно что Mark Levinson), а спустя некоторое время — новая, звучавшая не в пример лучше и не стоившая таких лошадиных сумм.
Как будет развиваться процесс штатного озвучивания крутых машин в будущем — нам самим интересно. Вот, например, в Audi S8 по желанию клиента (подкреплённому суммой в 14000 евро) теперь ставят чудо аудиотехники Bang & Olufsen с выдвижными пищалками, построенными по патенту Sausalito Audio Works, чудо техники — однозначно, а как это будет звучать — пробуем выяснить, насчёт «не все могут в реальной жизни» Вы правы. Но вроде есть вариант, будут результаты — доложим.
ДЕЛО ТОНКОЕ
Я недавно приобрёл автомобиль Daewoo Matiz. Магнитолу и колонки поставил, теперь хочу поставить усилитель. Скажите, какой подойдёт к моей машине?
Андрей, г. Королёв
Выбор марки техники для конкретного автомобиля — дело тонкое, для Matiz подойдут только Soundstream Van Gogh, в крайнем случае — Picasso.
И вообще всякая машина делается с расчётом на определенные брэнды, вот несколько примеров:
Ford Focus — только Focal, иначе будут проблемы с фокусировкой сцены;
Ford Fusion — никак не припомним, под какой брэнд делали;
Hyundai Getz — Hertz;
Hyundai Tucson — Arizona Eagle;
Daewoo Kalos — непритязательна к качеству аппаратуры.