«В третий раз закинул он невод, пришёл невод с одною рыбкой…» Александр Сергеевич отчётливо сознавал: забрасывать невод лишь однажды — значит относиться к собственной судьбе поверхностно. Трижды — это минимум, так устроена жизнь. А вот какая из попыток окажется успешной, заранее неизвестно. Может, как в сказке. А может, и нет…
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
cтудия Zvuk-master, руководитель проекта Игорь ШИШКИН
Рубрику ведёт Сергей ГАВРИЛЮК
Первый раз невод был заброшен на открытии сезона EMMA Россия в 2005 году, и в него попали сразу две рыбки, обе — золотые. Первое место в классе «Новичок 2000» и Гран-при за лучший звук. Система тогда была укомплектована двумя усилителями Soundstream, фронтальной акустикой Boston RC 620, тыловой подзвучкой на «блинах» и сабвуфером. Столь богатый улов с первой же попытки Игорь Шишкин объяснил удивлённому судейскому корпусу особенностями собственного биометрического комплекса «голова — уши», которые и помогли Евгению Катруку, хозяину «Форда», стать победителем.
Второй заброс рыболовных снастей состоялся уже в Дубне. Фронтальный Boston уступил место Focal Utopia (старой серии), тыловые «блины» «ушли на базу», саб, разумеется, остался, только на него вместо второго Soundstream стал работать Hifonics ZX4000. Независимое взвешивание улова вновь показало первое место в том же классе, «Новичок 2000». Настройка машины перед соревнованиями затянулась до 2 часов ночи, и только в 3:30 Игорь начал новый день на пути из Москвы в Дубну.
- ТИП СИСТЕМЫ аудио
- СОСТАВ 2-полосный фронт + сабвуфер
- ИСТОЧНИК Alpine CDA-9830R
- УСИЛИТЕЛИ Soundstream XTA480.4, XTA480.2
- АКУСТИКА Focal 165W
- САБВУФЕР Boston PS 12.5 LF
Во время третьей попытки, состоявшейся на финальных соревнованиях в Москве, в схеме установки вновь произошли некоторые изменения. Марки усилителей вернулись к первоначальному составу, подчиняясь идеям оформления багажника, пассивные кроссоверы фронта переехали назад, а межблочники стали называться Tchernov Audio Cable, а не Daxx, как прежде.
Бессменным головным устройством на «Форде» был CD-ресивер Alpine CDA-9830R. Из его богатейших возможностей обработки сигнала была использована… одна, «всё отключено». Нетронутый звуковой сигнал по трём межблочным парам поступает на четыре канала усиления марки Soundstream XTA480.4 для акустики фронта и два канала мостом в корпусе Soundstream XTA480.2 на сабвуфер. Акустические кабели до пассивных кроссоверов фронтального комплекта Focal 165W проложены в двойном количестве, по схеме так называемого би-вайринга, когда каналы, отвечающие за высокие и низкие частоты, становятся независимыми уже в пределах усилительного устройства. Режим ФВЧ активного кроссовера включен только в мидбасовых каналах и ограничивает полосу на частоте около 60 Гц. Фильтрация звукового сигнала, идущего на твитеры, выполнена только пассивными цепями.
Суббасовый диапазон, отведённый для 30-сантиметровой головки Boston PS 12.5 LF, ограничен сверху кроссовером усилителя на тех же 60 Гц.
Традиционно для студии Zvuk-master установка динамиков сделана на стальных монтажных кольцах. Твитеры интегрированы в передние стойки кузова на уровне ушей передних седоков и направлены в центр салона. Финишной отделкой новых накладок стал бежевый флок и декоративные хромированные кольца. Корзины мидбасов развёрнуты так, чтобы зазор между их фланцами и штатной обшивкой двери оказался минимальным. Это позволило зажать дверную обшивку между опорным внутренним кольцом из MDF и стальным наружным, а внешние обводы подиумов сделать небольшими и аккуратными. Отделка выполнена кожей и традиционным стальным кольцом, покрытым хромом.
Суббасовая секция была оформлена закрытым ящиком объёмом около 28 л. Он выполнен в виде уплощённого подвесного короба, закреплённого снизу под задней полкой. Место под коробом оставили свободным — для усилителей и экспериментов с ними. Сверху на корпусе саба — высокое монтажное кольцо, проходящее сквозь металлические конструкции задней полки, а к кольцу прикреплён динамик. Для интеграции массивного гриля заводской декор задней полки был переделан и снабжён кольцевым углублением, вмещающим обод с пауком породы Soundstream. В задней стенке саба, обращённой в багажник — прозрачное овальное окно с традиционной гравировкой и подсветкой десятью красными светодиодами. Усилители и буферный конденсатор закрыты фальшпанелью, обтянутой карпетом.
Поначалу Евгений и Игорь строили систему просто «для музычки», но, одолев больше половины работы, поспорили, какое место сможет занять такая машина на соревнованиях. Как вы уже знаете, таким местом оказалось первое, причём дважды. На финальных соревнованиях, как это принято, собираются самые сильные соперники, и заброшенный в третий раз невод вытянул на берег лишь пятое место среди «Новичков». Ничего удивительного, поймав золотую рыбку сразу и два раза подряд, было бы чересчур оптимистичным ожидать, что и дальше всё пойдёт безоблачно. Жизнь не сказка, придётся снова невод закидывать…
Зазор между корзиной мидбаса и штатной обшивкой двери сделан минимальным
Динамики фронта отделаны традиционными для студии хромированными кольцами
Конфигурация панели задней полки изменена с учётом толщины защитной решётки
Частые в седанах акустические экраны для сабов уступили место закрытому ящику
Место под ящиком сабвуфера оставлено свободным для усилителей и экспериментов с ними
Овальный иллюминатор — узнаваемый почерк студии в оформлении сабвуферов
Аккуратный монтаж проводки и других компонентов системы отличает машины, подготовленные для соревнований
В этот раз «музычкой» я посчитал компакт-диск «Расскажи Чайковскому новости». Первый же трек впечатлил атакой ударных инструментов и фокусировкой инструментов. Стереопанорама (3-й трек) оказалась умеренно широкой, наполненной деталями. Вокал (5-я дорожка) прозвучал сухо, хотя сибилянты, напротив, были смягчены. Музыкальный темп (композиция №9) был вполне адекватным, чему немало способствовал лёгкий и быстрый бас. Хорошо получился нижний бас (17-й трек), сбалансированный с фронтом, без задержек и паразитных послезвучий.
АЧХ системы вышла слитной, без сюрпризов. Сабвуфер идеально, бесшовно интегрируется с фронтальными мидбасами, вот только на средних частотах получился невысокий, но широкий, в октаву, горб от 800 до 1600 Гц. Это и всплеск на 8 кГц (около 3 дБ высотой) — всё, что омрачает общую картину, полученную, напомним, с минимальной, даже нулевой принудительной коррекцией. Впрочем, время для починки сетей перед выходом на очередную рыбалку есть…