Это кто там сказал, что нет прогресса? Вот вам пример: лет двадцать назад детским конструктором называлась утверждённая Минпросом пригоршня обрезков дурного стального проката и болтиков М4 с гайками. Сильно постаравшись в течение урока, дитя развитого социализма могло из этого собрать нечто, напоминавшее лагерную тачку.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕГОЛЭНД
Ivolga VC-5.21 • Ural AS-P1326K • Mystery MW 5.5 • Hertz DSK 130 • Kicx GFQ-5.2 • MTX THS 502 •Soundstream LS.50C • Art Sound AS 5.2 • DLS PS5 • MB Quart DSF 213 • JVC CS-FS5 • Magnat Xcess 213
ДЕТИ ТЕХ, КТО СОБРАННУЮ НА БОЛТИКАХ М4 модель не принял за руководство к дальнейшей профессиональной деятельности, сейчас могут насладиться не только безграничными возможностями конструкторов Lego, но при случае даже съездить (с папашей, из Шереметьева-2) в целый тематический парк, где из элементов Lego построено всё: от змеи анаконды в натуральную величину до Биг Бена один к десяти.
Так значит, вы полагаете, что прогресс идёт стремительно и неумолимо? Ну-ну. Тогда вспомните: динамический громкоговоритель и электронная лампа, по сути, ровесники. Вот только лампу успели отправить на пенсию, отпеть, похоронить, а потом и основать целую секту «лампопоклонников», а полноценной замены динамика пока что не видно. Более того, ни одного принципиального изменения в его конструкции не состоялось, по меньшей мере, в последние три четверти века.
Так что же всё-таки преобладает в развитии автомобильной (которая для нас важнее любой другой) акустики, ну, хоть бы как сегодняшняя, калибра 5 дюймов (или размера 130 мм)?
Базовая конструкция, как всё классическое, неизменна. На её фоне возникают одно за одним технические усовершенствования, которые, суммируясь, в итоге приводят к более чем существенным улучшениям характеристик. Давно, к примеру, стали нормальным явлением головки с вентилируемым магнитопроводом (с осевым отверстием). Некоторые материалы и приёмы заимствуются из конструкций басовых головок. (Здесь я имею в виду конкретно автомобильные сабвуферы, но не лишне напомнить, что не всякая басовая головка — автомобильный сабвуфер, но любой автомобильный сабвуфер — басовая головка.) Например, мода прошивать подводящие провода сквозь центрирующую шайбу или же использовать такие шайбы, в которых гибкие провода вшиты ещё на стадии изготовления — взята именно у сабов. (Такой вариант исполнения подводящих проводов, если помните, мы теперь величаем «третьим».) Второй конструктивный вариант — когда подводящие провода фиксируются на внешней стороне конуса (или непосредственно на каркасе звуковой катушки) — тоже встречается в конструкциях сабвуферов, а в мидбасах он нынче стал основным, почти вытеснив первый (исторически первый), когда гибкие провода прошиваются сквозь конус диффузора. Термостойкий полимер каптон сгодня используется не только в качестве каркаса звуковой катушки, но и в тканом виде идёт на изготовление центрирующих шайб. А вот вспененным полимерам (обычно на основе полиуретана) так и не удалось утвердиться как материалу подвеса: влияние экстремальных температур сказывается на них не лучшим образом, и буквально на днях мне демонстрировали результаты такого влияния, когда диффузор держался только на центрирующей шайбе. Поэтому издавна, как и сейчас, подвес у нас по умолчанию считается резиновым.
В общем, прогресс идёт, хотя не всё выглядит так уж радужно и радостно, как нам бы хотелось. Все мы очень довольны постоянным удешевлением аудио (и вообще электронной) техники, особенно на фоне дорожания всего остального, а между тем процессы, которые стоят за этим феноменом, вызывают прямо противоположные чувства. Секрет дешевизны — в массовости, массовость достигается специализацией, и на каком-то этапе производство изделий стабильного, заранее заданного принципиального устройства начинает быть похоже на упражнения с Lego: изобилие деталей, фантазия, вдохновение и взаимозаменяемость.
Скажем, некий завод в городе Фушунь (ну не в Дюссельдорфе же, в самом деле) выпускает диффузородержатели, которые потом используются для производства головок самых разных марок. То же и с диффузорами, центрирующими шайбами и подвесами. Чаще всего независимо от них всех штампуются защитные решётки с рамками. Так же и с пищалками: основной корпус с магнитом, мембрана со звуковой катушкой и пластиковые монтажные корпуса и «чашки» происходят из разных источников. Сборочное предприятие складывает «кубики» в изделие, которое может оказаться и Биг Беном, и анакондой, и вот почему.
Описанный процесс оптимален с точки зрения экономиста, но в корне неверен с точки зрения электроакустики. По традиции, по канону разработка головки должна начинаться с… диффузора (или купольной мембраны, если говорить о пищалках). Опытные образцы диффузоров тщательно испытывают на предмет электроакустических свойств, для разных типоразмеров корректируют состав материала или изменяют геометрию конуса. В идеале после этого проводятся испытания на стабильность характеристик в зависимости от динамической нагрузки (то есть хода диффузора). Только потом, зная массу диффузора, допустимую величину смещения и исходя из технического задания (мощность, чувствительность, частотный диапазон, параметры Тиля — Смолла), разрабатывают магнитную систему, а к ней — корпус, который тоже испытывают на стабильность геометрии. Естественно, в современную экономичную технологию эти процессы не вписываются, на деле автор магнитной системы знает только длину звуковой катушки и линейный ход диффузора. А разработчику диффузора заданы только его габариты, но он всегда может подкорректировать их под конкретную конструкцию конуса. И очень часто в выборе материалов китайский инженер больше руководствуется врождённым чувством гармонии, нежели соображениями акустического плана.
Поэтому не будем удивляться, что за пределами поршневого режима работы диффузоры мидбаса не всегда ведут себя так, как требовалось бы для того, чтобы воспроизвести неокрашенный звук. Что купольные пищалки не всегда способны осилить частоту 20 кГц. Что, наконец, нелинейные искажения на низких частотах в более новых сериях имеют тенденцию к увеличению — здесь необходимо особенно чёткое соответствие геометрии магнитной системы и положения звуковой катушки, а значит, и геометрии диффузора. В конце концов, что полная добротность мидбасов нередко весьма далека от общепризнанно оптимальной, баттервортовской. Разумеется, в таком разнообразии можно усмотреть и новые возможности. Да, основной вариант монтажа компонентных мидбасов — двери, и именно из такого способа установки мы исходим, когда определяем басовый потенциал акустики. Но бывает и так, что дверь уже занята, например, когда акустика трёхполосная. Тогда для пятидюймового мидбаса, который становится «мидрейнджем», сиречь среднечастотником, остается, по сути, лишь одна «ниша» — это кикпанели. В типичном для кикпанелей объёме 2 — 2,5 л «пятёрки» приживаются неохотно: либо граничная частота поднимается слишком высоко для стыковки с сабвуфером, либо на АЧХ появляется серьёзный горб (мы его политкорректно именуем «эксцессом»). Конечно, в двухполосном варианте использования крайне нежелательно и то и это, но если иметь в виду тот случай, когда двухполосная акустика становится частью трёхполосной, острота проблемы пропадает. Максимум горба почти всегда приходится на 200 Гц, а частота раздела в «наших» трёхполосных системах редко опускается ниже 300 Гц (обычно он выше 400 Гц). Поэтому мы будем рассматривать возможность установки мидбасов в объём 2 — 2,5 л при таких «ослабленных» требованиях к нижней границе частотного диапазона.
Прежде чем перейти к тесту, сообщу некоторую информацию статистического плана. В техническом комментарии мы постоянно сравниваем некоторые параметры с их осреднённым значением, но само среднее как-то оставалось в тени. Теперь было решено привести эти ориентиры, то есть средние (в пределах данного теста) значения некоторых параметров.
Частота собственного резонанса Fs: 91,1 Гц.
Эквивалентный объём Vas: 3,94 л.
Масса подвижной системы с присоединённой массой воздуха (такое её полное имя) Mms: 8,89 г.
Значение силового фактора Bl: 4,11 Тл м.
А теперь — вперёд, в Леголэнд.
Ivolga VC-5.21 • Ural AS-P1326K • Mystery MW 5.5 • Hertz DSK 130 • Kicx GFQ-5.2 • MTX THS 502 • Soundstream LS.50C • Art Sound AS 5.2 • DLS PS5 • MB Quart DSF 213 • JVC CS-FS5 • Magnat Xcess 213
МЁД & ДЁГОТЬ
Грех получать удовольствие от оплачиваемой работы, но этот тест доставил некоторую приятность, настолько разнообразными были испытуемые. Хотя, казалось бы, ну что такого нового здесь можно выдумать? Но вот навыдумывали мастера сборки конструктора Lego, было что посмотреть-пощупать-послушать.
Куда труднее оказалось подводить итоги. Будь участники теста похожими, они бы быстро построились в затылок в зависимости от степени удачности реализации одних и тех же решений. Но решения были все очень разными, способы, которыми участники теста заявляли о своих достоинствах — тоже, и нумерологически оказалось, что на звание «Лидер» претендуют сразу трое, на звание «Фаворит» — двое, и ещё трое настаивают на получении «Рекомендации». Много их, конечно, собралось. Но ведь требовать пришли по праву, по праву и получают.
Носители наивысших суммарных оценок — Magnat, MTX и Art Sound. От первого — ожидали, не станем скрывать. От второго и третьего — не очень. MTX заработали великолепную репутацию своими усилителями и сабвуферами, большой известности в мире широкополосной акустики у марки пока не было, но эта модель приятно удивила. Про Art Sound разговор особый, недревняя марка интенсивно карабкается по ступеням качественных показателей, и модель, представленная в этом тесте — тому свидетельство.
«Фаворитами» становятся два представителя европейской школы: с самого севера и с самого юга. Это — шведская акустика DLS и итальянская Hertz.
И ещё три модели хотелось бы настоятельно рекомендовать. К MB Quart возникли вопросы по некоторым техническим показателям, но сделана акустика великолепно и звучит отлично. Двое других рекомендованных получают её примерно за одно и то же: за умелое преодоление фамильной слабости «пятёрок» в басовой области. Американский Soundstream и российский Ural проявили недюжинные даже по меркам более крупного калибра басовые способности, а мимо такого у нас в автозвуке проходить не принято.