Прототип первой в своей истории трансформируемой акустики компания показала на выставке в Зинцхайме весной прошлого года. Тогда, весной, на снимках, привезенных из Зинцхайма, удалось рассмотреть немало. Акустика Signature Reference принципиально не похожа ни на что когда-либо выходившее под маркой Polk Audio. Или Polk MOMO. И по всем статьям стоит выше и того и другого. Выше и впереди.
РЕГУЛЯТОР ВОВЛЕЧЁННОСТИ
Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Мидбас с фазовыравнивающей «пулей» в центре диффузора (впервые для марки). Неодимовый магнит, встроенный в литой корпус мидбаса (тоже впервые). Пищалка с кольцевой мембраной (опять впервые). Конструкция-трансформер, преобразуемая из компонентной в коаксиальную и обратно (догадайтесь, впервые или нет?).
Особое внимание привлекает кроссовер, огромный, тяжёлый, с непонятными рукоятками на крышке. Вот он как раз и оказался единственным более или менее традиционным компонентом в системе, так что давайте с него и начнём, вопреки обыкновению. Кроссовер помещён в массивный литой алюминиевый корпус с крышкой из дымчатого оргстекла, которая фиксируется двумя поворотными замками, принятыми поначалу за ручки таинственных регуляторов. Сходство, кстати, такое, что на вопросы любопытствующих из соседнего журнала мы отвечали, что левый — регулятор детальности, а правый — вовлечённости. Коллеги просили дать покрутить…
Впрочем, ладно. Точно под замками находятся две катушки, изготовленные по бескаркасной технологии. Три плёночных конденсатора тоже закрыты крышкой — хотя и пластиковой, но с поверхностью точно такого же вида, как и корпус. Все резисторы высокоточные (1%), с металлическим радиатором. Цепь твитера защищена галогенной лампой весьма солидного вида. Съёмные перемычки позволяют подготовить кроссовер для работы в режиме би-ампинга. Ещё одной перемычкой выбирается уровень твитера: +1/0/-1,5/-3 дБ. Формула кроссовера II + III.
Диффузор мидбаса изготовлен из полимера с минеральным наполнителем — настолько жёсткого, что его можно принять за металл. Корпус из качественного литья вмещает центрирующую шайбу большого диаметра и магнитную систему — совсем небольшого, даже крошечного, поскольку сердце системы, неодимовый магнит, прячется внутри 38-миллиметровой звуковой катушки. Гофр 10-миллиметрового подвеса плавно сопрягается с диффузором — такой профиль мы называем конгруентным. Polk Audio, как всегда, не слишком распространяется на тему принятых конструктивных решений, но нетрудно заметить, что столь широкий подвес очень редко сочетается с обращённой магнитной системой, и, скорее всего, разработчики приняли определённые меры для линеаризации потока в зазоре. Уплотнительного кольца на внешнем ободе корпуса нет, но рамка решётки очень неплохо садится на обод и готова в случае нужды создать дополнительный заслон против акустического короткого замыкания. (Хотя нужды возникнуть не должно — монтаж акустики такого класса не поручают кому попало.) В комплекте предусмотрена дополнительная проставка, позволяющая сократить монтажную глубину на 12 мм. Можно её сократить и на 24 мм, если в вашем комплекте (как в нашем) таких проставок окажется две пары. Наконец, есть переходные площадки, дающие возможность монтировать мидбасы в посадочные места для «блинов» 6 х 9, что, честно говоря, не очень понятно, акустику такого класса в тыл обычно не ставят, даже собрав в коаксиальную. Возможность сборки, как уже говорилось, есть, но цель операции видится другая, это для поборников концепции точечного излучения на базе высококлассных (а не таких, какие обычно применяются в коаксиалах) компонентов. Концепция, особенно популярная на родине акустики, где чаще, чем где бы то ни было, ставят в кикпанели всю акустику, а не отдельные полосные излучатели, как у нас.
Для того чтобы преобразовать SR6500 в коаксиалы, надо, естественно, вместо центральной «пули» установить пищалки. Для осуществления этой операции в комплекте предусмотрены две пары «гондол», куда твитеры устанавливаются либо соосно мидбасам, либо с разворотом оси на 20 градусов.
У пищалки мягкая кольцевая мембрана диаметром 29 х 8 мм (первое число — внешний диаметр, второе — внутренний, это понятно), так что можно считать, что центральная «пуля» у пищалки — в аккурат знаменитого калибра 7,62 мм. Материал мембраны — пропитанная ткань, настолько тонкая, что она почти невидима, то, что она есть, выдают блики на блестящей пропитке, а то, что она ткань, можно разглядеть только на снимках при большом увеличении. На корпус твитера устанавливается либо фланец для монтажа в тело (состояние поставки), либо его помещают в кольцо для полузаглублённого монтажа с разворотом оси на 25 градусов. Вот, собственно, что мы увидели. Вообще-то, немало. Теперь о том, что услышали.
В верхнем положении аттенюатора верхние звуковые составляющие доминируют. Но аттенюатор работает очень деликатно, так что в реальной инсталляции с равной вероятностью подойдёт любое из трёх оставшихся положений — мы выбрали третье сверху (-1,5 дБ). Женский вокал передаётся мягко, без подчёркнутой детализации. Мужским голосам не хватает бархатистости, но чёткость артикуляции на высоте. Атака басов достойная, но рельеф до идеала не дотягивает, и контрабас проявляет склонность к гудению. Флейты звучат гладко, если не переходят на дисканты — тогда они отступают в глубь сцены. Сцена, впрочем, оказалась весьма протяжённая по глубине, поэтому музыкальная информация не теряется. Скрипки не слишком материальны, но вот они переходят некий рубеж и как будто приближаются. Щипок гитарной струны ещё не мягкий, но как бы ласковый. Саксофон динамичен и одновременно строг. Верх чистый и точный. Динамика барабанов выдержана в самых строгих рамках. В целом надо характеризовать звучание как академичное, и если бы ручки на кроссоверах действительно были регуляторами детальности и вовлечённости, первый можно было бы не трогать, а второй — чуть повернуть в плюс.
- Пиковая/продолжительная мощность, Вт 250/125
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 69 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 85
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,688
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,09
Расчётное значение силового фактора 6,0 Тл м; для катушки 1,5 дюйма это немало, но это учитывая, что и подвижная системы не самая лёгкая, понятно, что чувствительность (по меркам «шестёрок») получилась не самая высокая. Искажения очень низкие на средних частотах, а на басах… Кажется, это лучший показатель за всю историю тестов — так что можно считать доказанным, что внутри магнитной системы кроется (вероятно, и не одна) инженерная находка. (Вот, кстати, один из возможных вариантов ответа на вопрос про цену, за что, мол? В том числе и за это.)
Параметры Тиля — Смолла
Fs, Гц Vas, л Qts
НЧ 63,7 7,68 0,629
ВЧ 950 — —
Акустика составлена из относительно низкоомных головок, номинальный импеданс всего комплекта (на частоте 300 Гц) получается как у мидбаса: 3,7 Ом. Минимум импеданса — 2,3 Ом приходится на частоту 4 кГц. Обращают на себя внимание три (сразу три в одном флаконе) особенности ВЧ-головки в отношении электрических параметров, то, что пищалка кольцевая, трудно было не заметить, это сейчас не в счёт. Итак, первое: весьма низкая частота резонанса, что немедленно и автоматически означает либо возможность расширения полосы частот, где будет трудиться пищалка, либо снижение искажений и призвуков, связанных с попаданием отфильтрованного сигнала на частоту резонанса. Второе: высокий резонансный пик свидетельствует об отсутствии (или минимальных масштабах) демпфирования звуковой катушки феррожидкостью. В принципе, такая импедансная характеристики не облегчает работу фильтра ВЧ кроссовера. Третье, как раз облегчающее работу фильтра: индуктивность головки крайне низка, кривая импеданса выше резонанса имеет едва заметный наклон, значит, ФВЧ будет работать в оптимальном режиме. Чуть позже поглядим.
АЧХ компонентов по звуковому давлению при работе со штатными фильтрами. У мидбаса на 4,5 кГц начинается собственный спад АЧХ, он добавляется к 6 дБ/окт. фильтра, и получаются те же 18 дБ/окт., что и у пищалки. Горбик на частоте резонанса можно заметить и здесь, но он на 35 дБ ниже номинального уровня, поэтому решительно ни на чём не сказывается. Заметим так, из любопытства. АЧХ пищалки, надо отметить (уже не из любопытства, а с почтением) — замечательная, от 4 до 22 кГц уровень звукового давления не выходит за пределы коридора шириной 2 дБ. Интересно, насколько это удастся сохранить при работе «в связке».
АЧХ в коаксиальном варианте сняли для вариантов, показавшихся нам наиболее перспективными. Пищалку установили в обойму с наклоном 20 градусов и сняли характеристики на оси мидбаса (при этом пищалка работает под углом), на оси пищалки (под углом теперь излучает мидбас) и под углом 50 градусов к оси мидбаса, когда пищалка повёрнута на свои 20 градусов навстречу микрофону, это примерно соответствует случаю, когда акустика в коаксиальной компоновке установлена в двери, а пищалки развёрнуты вверх.
При малых углах характер АЧХ по сравнению с компонентным вариантом изменился незначительно, а при угле 50 градусов (для пищалки это означало только 30) общая АЧХ, хоть и не избавилась от провала на частоте раздела, повела себя предсказуемо и до частоты 15 кГц укладывается в допуск ±3 дБ.
В объёме двери расчёт даёт частоту резонанса 73,7 Гц с результирующей добротностью 0,69; по сути это Баттерворт, так что и нижняя граничная частота почти совпадает с резонансом, 75,8 Гц. Большинство «шестёрок» для монтажа в кикпанели не предназначены. В данном случае минимальный объём (по добротности 1,1) 3,2 л с нижней граничной частотой 93,3 Гц, так что смысл трансформируемости конструкции становится ясен.
Вот, глядим. Это — АЧХ на выходах кроссовера на реальной нагрузке (а не идеализированных активных сопротивлениях, как делают при упрощённом расчёте фильтров. В силу индуктивности звуковой катушки мидбаса ФВЧ 2-го порядка даёт наклон АЧХ ненамного больше 6 дБ/окт., а ФВЧ 3-го порядка, работая на практически активную нагрузку, выдаёт штатные 18 дБ/окт. без разговоров. Теперь смотрите: далеко в области затухания ФВЧ виден горбик на частоте резонанса пищалки: здесь её импеданс в разы больше номинального, как и было сказано. Частота раздела полос примерно 3,2 кГц. На мой взгляд, с фильтром 3-го порядка и частотой резонанса твитера 950 Гц спокойно можно было «выпустить» пищалки снизу от 2,5 кГц, тем более что ни малейших признаков перегрузки твитера (при измерении к.н.и.) обнаружено не было.
В области верхних частот всё безусловно удалось, даже при разных положениях аттенюатора АЧХ перемещается параллельно самой себе, так бывает нечасто и только у тех головок, у которых индуктивность минимальна. Однако при любой полярности включения ВЧ-головки у нас сохранялся провал в области от 2 до 3,5 кГц. Трудно предположить, что Мэттью Полк (или его представители в инженерном департаменте фирмы) о нём не знали. Легче предположить, что таким способом он (или они) оптимизировали работу акустики при значительном удалении пищалок от мидбаса. Кольцевые твитеры, обеспечив волшебную АЧХ по оси излучения, не смогли (как и другие пищалки такой конструкции) сохранить её при отклонении от оси. Дисперсия излучения пищалок не самая широкая, так что монтировать их желательно «в лицо».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентная акустика
6 дюймов
КТО
Polk Audio SR6500
ПОЧЕМ
$720
ЭТО — ПЛЮС
Система трансформируется
в коаксиальную
Очень низкие искажения во всём
диапазоне
Изумительная осевая АЧХ пищалки
ЭТО — МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ…
В руках специалиста — акустика с огромными возможностями
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 7
Басовый потенциал 8
Звук 9
ИТОГ 41