Сколько углов в салоне автомобиля? Где-то около четырёх, кажется. Если исходить из того, что каждый из них должен быть украшен своей акустикой, то вот вам и первое оправдание факта существования четырёхканальных усилителей.
У ЧЕТЫРЁХ УГЛОВ
Цена до 200 у.е.
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
NRG JM-4600 • Oris TA-400.4 • Vieta PW-4065 • Directed Xtreme 4600X • Mystery MA4.300 • Earthquake TNT-600 • Sony Xplod XM-SD46X • Soundstream PCA4.400
ПО ПРАВДЕ ГОВОРЯ, ПОСТУЛАТ О НЕОБХОДИмости иметь пару громкоговорителей в тылу (если не рассматривать «театральные» инсталляции) далеко не бесспорен. Неспроста, скажем, фирма Pioneer уже в течение ряда лет оснащает свои головные устройства «улучшителем фронтальной сцены» — Front Image Enhancer (FIE). Улучшение достигается тем, что акустика тыла переводится в режим воспроизведения басов (не выше 250 Гц), так что сцена остаётся спереди от слушателей. Если же исходить из того, что и верхние басы требуют деликатного обращения, тылы лучше вообще отключить или загнать в тесные рамки уровня и полосы частот, определяемые термином «подзвучка». А к тому, что почти все штатные аудиосистемы укомплектованы акустикой тыла (и фронта, разумеется), надо относиться, как, скажем, к АМ-тюнеру в головных устройствах: по традиции он должен присутствовать, но пользоваться им вас никто не заставляет. Вообще, тыловая акустика в авто — некий пережиток старины седой, как и то, что в «головах» с одним линейным выходом он (выход) непременно включается тылом — Rear. В эпоху античности car audio о таких высоких материях, как построение звуковой сцены в машине, задумывались лишь редкие чудаки, да и не было реальных способов получения баса, кроме как от «лопухов» в тылу.
Сказанное, впрочем, не умаляет практической ценности четырёхканальных усилителей, как таковых, ибо остаётся второй и главный способ их применения: два канала идут на фронт, а два оставшихся работают мостом на сабвуфер. Ну а кроме основных существует ещё множество дополнительных вариантов. Один из них — это когда обе пары включаются мостом и четырёхканальник превращается в двухканальный аппарат экстренной силы. Чаще всего усилитель в такой конфигурации используют для подключения пары сабвуферов (или одного сабвуфера с двойной звуковой катушкой), но это не обязательно. Остальные варианты использования четырёхканальных усилителей подходят под общее определение — «поканальное усиление». Тут вариантов как минимум три: мидбасы и пищалки, среднечастотники и пищалки или басы и комбинация СЧ/ВЧ-динамиков. Но, заметьте: для всех вариантов поканального усиления требуются пары каналов разной мощности, к тому же неплохо бы развязать эти пары по питанию. Поэтому мы и говорим, что лучший «строительный материал» для мудрёных поканальных систем — всё же двух- а не четырёхканальные усилители. Так что, наверное, имеет смысл исходить из того, что «четвёрки» будут включаться по одному из двух вариантов (фронт — тыл или фронт — саб) и редко — ещё по двум (поканальный фронт или сдвоенный сабвуферный блок).
Дабы «перекрыть» основные способы использования, четырёхканальный усилитель должен быть оснащён полным комплектом фильтров, так, чтобы в той и другой паре каналов можно было включить как фильтры одного типа, так и дополняющие друг друга (ФВЧ и ФНЧ). Причём обратите внимание: фильтры ВЧ должны регулироваться независимо (акустика фронта и тыла одинаковой не бывает), а для фильтра НЧ это не обязательно. Диапазон изменения частот среза, чтобы с запасом — до 200 Гц у фильтра НЧ и несколько шире (с учётом возможной высокой добротности мидбасов), скажем, до 250 Гц — у фильтра ВЧ. При полной «комплектации» фильтров желательно, конечно, чтобы обе пары каналов были снабжены бустом, предпочтительно с плавной регулировкой. Но не будем забывать, о каком ценовом диапазоне идёт сегодня речь. Здесь приходится экономить на многом, в том числе и на фильтровой «вооружённости». Понятно, что если в одной из пар каналов включается только фильтр ВЧ, то нет смысла требовать, чтобы здесь присутствовал басовый регулятор. Хотя при подведении итогов и это зачтётся как дополнительная возможность настройки АЧХ вблизи частоты среза.
Присутствие на четырёхканальном усилителе линейных выходов — тоже плюс. Скажем, при использовании его по первому («античному») варианту, с акустикой фронта и тыла, и если головное устройство снабжено лишь двумя парами линейных выходов, требуется отвести сигнал на усилитель сабвуфера. В классическом втором варианте линейные выходы не требуются, но существует «вариация на тему» второго способа — когда усилитель включён на сабвуфер и басы трёхполосного фронта. Тут пара линейных выходов будет очень уместна.
Наконец, присутствие входов высокого уровня никогда не является абсолютно необходимым, но всегда приветствуется — это позволяет проводить «апгрейд» уже имеющейся аудиосистемы с сохранением родной «головы», а на что только не идут автопроизводители, чтобы заставить владельца машины сохранить штатное головное устройство на месте: объединяют его с климат-контролем, навигацией, инфодисплеем, чуть ли не с системой зажигания. При решении подобных задач четырёхканальные усилители используются чаще всего, так что для них присутствие входов уровня громкоговорителей представляется даже более желательным. Как мы знаем, в усилителях встречается ещё ряд опций: подтональные фильтры, регуляторы фазы, дистанционное управление басом. В четырёхканальниках эти опции относятся к числу раритетов (кроме, пожалуй, первой из перечисленных), а в данной ценовой категории и вовсе переходят в область фантастики. Не будем требовать невозможного. На сегодня для нас нормальный четырёхканальный усилитель — это тот, что снабжён полным комплектом фильтров и бустом в той и другой паре каналов. Если к этому набору добавится линейный выход или входы высокого уровня, аппарат имеет все основания претендовать на повышенную оценку в графе «Оснащённость».
Мы, к сожалению, не имеем возможности вникать в подробности схемного решения усилителей, но по результатам измерений вправе заключить, что тут наблюдается своего рода конвергенция (то есть схождение признаков). В наиболее явной форме это выражено в реализации фильтров — повсеместно используется так называемая схема Салена — Ки (Sallen — Key) как наиболее простая и дешёвая в исполнении. Конечно, в применении наиболее проверенных, «типовых» схем есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что свойства усилителей вышли на некий стандарт. В частности, нынче большая редкость устройства с заметными «щелчками» при включении или выключении, равно как и усилители, теряющие устойчивость при работе на нагрузку емкостного характера. Минус в том, что такие «типовые» усилители получаются и очень близкими по звучанию. Впрочем, в системах уровня ненамного выше среднего влияние акустики и «головы» всё равно на порядок выше, а в категории High End усилители, как и всё прочее, обладают яркой индивидуальностью.
МЁД & ДЁГОТЬ
«Чем мех дороже — тем он лучше» — присказка из старинного кинофильма давно была бы забыта, если бы так часто не оказывалась верной. В отношении меха вопросов нет, потому что он из года в год примерно одинаковый, превращение пушных зверей в более высокоразвитые (и лишённые растительности) существа, как того требовал Дарвин, почему-то не происходит. У нас отрасль куда более динамичная, поэтому время от времени возникает феномен бурной эволюции, и тогда цена не поспевает за техническим уровнем. Мы таким случаям всегда рады, потому что когда в победители выходят участники из завершающей части списка — логично, но лишает повода для сенсации. В этот раз, можно считать, повезло. Из трёх участников, набравших максимальное количество баллов, оказался один, за который просят процентов на 40 меньше, чем за двух оставшихся. Это Vieta, который получает почётное звание «Лидера» наряду с усилителями Sony и Soundstream. Очень удачными, но без ценовых сенсаций.
В позиции «Фаворитов» оказались двое. Совсем не обременительный для кармана аппарат Oris, тем не менее сработанный на совесть, и пусть более дорогой, но на редкость могучий Mystery.