Если встать лицом к восходящему солнцу и идти вперёд, никуда не сворачивая, то есть стопроцентный шанс добраться до восточного побережья нашей бескрайней. Времени на это у жителя прибалтийского Калининграда уйдёт, конечно, поболе, чем у его соотечественника из Хабаровска, но рано или поздно оба встретятся на одном и том же живописном берегу.
НА ВОСТОК
cтудия «Интеллект-Авто», руководитель проекта Александр МИЛЯВСКИЙ
Пересев на морское судно или подвернувшийся аэроплан, ещё дальше на востоке мы обнаружим Японский архипелаг, который совсем не косвенно, а очень даже прямо связан с маркой автомобиля, подвергшегося переделке в «Интеллект-Авто». Infinity — это не только аудиокомпоненты домашнего или мобильного базирования, но и торговая марка концерна Nissan Motor Co.
- ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
- АУДИО 3-полосный фронт + центральный канал + тыл + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Alpine DVA-5210, Bose
- МОНИТОР Alpine PKG-1000
- ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H701
- УСИЛИТЕЛИ Boston GT-42, GT-22, GT-28, SPL XL2-300
- АКУСТИКА AD T100R, M35NEO, W600, 600R, Boston FX4
- САБВУФЕР Xetec G-12 XLS
Если в руках ещё остались силы, а в баках — топливо, то, продолжив полёт на восток через Тихий океан, можно оказаться в одной из Америк, Северной или Южной, для наших целей лучше брать севернее, и самое важное — не забыть перевести часы на сутки назад, линию перемены дат ещё никто не отменял. С лёгкостью оказавшись во вчерашнем дне, мы попадаем в главное гнездо автомобилей Infiniti, безбрежный автомобильный мир Соединённых Штатов Америки, для которых в основном и была создана эта торговая марка. Вроде как «японец», но такой, что ли, местный, англоговорящий и находящийся в таких же родственных связях с Nissan, как Acura с Honda или Lexus с Toyota.
Беспосадочное кругосветное путешествие в наши планы не входит, поэтому, пополнив запасы на ближайшем аэродроме, вновь поднимаемся в воздух и двигаемся дальше… правильно, на восток. Именно таким путём, но уже морем, большинство четырёхколёсных «американцев» попадает в Европу и, уже на автовозе, в Россию. Примерно так здесь и оказался оранжевый Infiniti FX45, который по решению своего владельца должен был пройти обучение языку мультимедийных систем. Причём языку правильному, академическому, без азиатского или американского акцента.
Завкафедрой мультимедийных языков в «Интеллект-Авто» Александр Милявский предложил следующий учебный план. Штатное, марки Bose, головное устройство с монитором, не по-детски интегрированное в торпедо, остаётся на своём месте и служит одним из альтернативных источников сигнала. Центральным нервным узлом новой схемы становится процессор Alpine PXA-H701 в комплекте с выносной панелью управления RUX-C701. На него по оптическому кабелю заводится аудиосигнал с DVD-проигрывателя Alpine DVA-5210 и по обычным межблочникам — с Bose. Видеосигнал с проигрывателя поступает на потолочный монитор Alpine PKG-1000 для задних пассажиров, а первый ряд пользуется штатным монитором в консоли.
Декодированный и обработанный в процессоре многоканальный или стереозвук следует прямым путём на четыре усилителя. Для полноценной поддержки акустической системы 5.1 задействованы четырёхканальный Boston GT-42 на фронт, двухканальный Boston GT-22 на тыл, ещё один двухканальник повышенной мощности, Boston GT-28, на саб и SPL XL2-300 для центрального канала.
Из двух имеющихся каналов SPL использован только один, он нагружен коаксиальным динамиком Boston FX4. Его диапазон воспроизводимых частот, назначенный процессором, начинается со 180 Гц (12 дБ/окт.). Двухкомпонентный тыл марки AD 600R получает сигнал, отфильтрованный фильтром ВЧ с частотой среза 71 Гц (24 дБ/окт.). Для фронта использована трёхполосная схема, построенная на мидбасовом динамике AD W600 в прямом включении и мидрейндже AD M35NEO в паре с твитером AD T100R. Излучатели СЧ и ВЧ-диапазонов подключены к акустическим клеммам усилителя через пассивный кроссовер AD X2V, на котором, в свою очередь, может появиться звуковой сигнал только с частотой выше 220 Гц (12 дБ/окт.). Передний мидбас ограничен полосовым фильтром с нижним пределом 71 Гц (24 дБ/окт.) и верхним 315 Гц (12 дБ/окт.), немного залезающим в диапазон мидрейнджа. Саб Xetec G-12 XLS, включённый мостом на оба канала своего «личного» усилителя, ограничен сверху и снизу фильтрами 4-го порядка с частотой настройки 25 и 63 Гц.
Твитеры направлены на центр лобового стекла
Недюжинные энергетические аппетиты мультимедийной установки, задуманной Александром, поддержаны гибридным конденсатором Soundstream SC-20CA ёмкостью 20 Ф.
Географические экзерсисы оказались любопытны не только нам, в редакции журнала, но и хозяину Infiniti. Двигаясь, как и мы, на восток, он увлёкся культурными традициями Японского архипелага и познакомился с одним тамошним художником. И для стильной отделки звуковой установки японский мастер в традиционной островной манере выполнил рисунок дракона. Технологические трудности, связанные с переносом изображения внутрь 12-миллиметрового натурального стекла, были успешно преодолены, и контуры сказочного зверя, изображённые микровзрывами в толще стекла, теперь парят над местом установки усилителей.
Сами усилители смонтированы в специальном напольном ящике, снабжённом вентиляцией. Четыре вентилятора, по два с каждой стороны, продувают воздух сквозь ящик справа налево. Поскольку местом базирования усилителей стал багажник, а под полом багажника — запасное колесо, то без петель и упоров, дающих возможность поднять ящик и его зафиксировать, не обошлось.
Здесь же, в багажнике, в его левом крыле смонтирован сабвуфер-стелс. Его закрытый ящик имеет внутренний объём около 23 л и выполнен из панелей толщиной 20 мм. Тыльная сторона ящика собрана из многочисленных деревянных деталей, повторяющих затейливые изгибы и закоулки кузова Infiniti.
Штатная «голова» Bose плотно упакована в центре торпедо
Зная на слух, а не понаслышке, нюансы построения систем с многоканальным звуком 5.1, Александр установил компоненты заднего акустического комплекта довольно далеко друг от друга. Твитеры смонтированы за штатными решётками в задних стойках кузова, а мидбасы — в нижних углах дверей. Такой разнесённый монтаж позволяет избежать акустической «ямы» между фронтом и тылом в большом салоне и является довольно эффективным эквивалентом новомодных домашних систем 7.1, коих в мобильном формате пока что-то не видно. В них дополнительная пара боковых колонок заполняет разрыв звукового поля между фронтом и тылом, если количество рядов зрителей становится больше одного-двух.
Стараниями конструктора системы заднему ряду был обеспечен не только комфорт акустического толка, но и предоставлены все возможности управления системой. Для этого в торце подушки заднего дивана вырезано специальное отверстие, и в него имплантирована обойма крепления DVD-чейнджера. А картинку для зрителей второго ряда и выбор источника даёт 10-дюймовый монитор потолочного монтажа.
Треть всех динамиков фронта и акустика центрального канала установлены на верхней полке торпедо. Дополнительные объёмы им не потребовались, оформлением стал акустический экран. Передние мидбасы традиционно помещены в нижние углы дверей, а твитеры — на передних стойках, с ориентацией на центр лобового стекла.
Совершив своё восточное путешествие, музыкальная установка приобрела в Японии изящные идеи художественного оформления, в Америке — базовые идеи основателей звуковой многоканальности и уже в России — реальное воплощение на мобильной основе. Интересно, а может ли подобное путешествие происходить в обратном направлении? В Японии сваяли машину, в России поставили звук и видео, а потом приехал богатый американец и увёз всё это к себе в Бостон? Может, и придёт такой день, а пока движемся на восток…
Подручный бардачок центрального тоннеля стал местом установки панели процессора
Напольный ящик с усилителями принудительно охлаждается четырьмя вентиляторами
Мультимедийный комфорт второго ряда создают DVD-проигрыватель в подушке дивана и 10-дюймовый потолочный монитор
Энергетические аппетиты мультимедийной установки поддержаны гибридным конденсатором ёмкостью 20 Ф
Перед установкой элементов подсветки торцы стекла должны быть тщательно отполированы
Сабвуфер-стелс изготовлен целиком из деревянных деталей
Оригинальный рисунок, ставший основой лазерной гравюры, выполнен специально по просьбе владельца машины
По случаю такой установки мне показался наиболее подходящим острый хирургический набор треков из «Аудиодоктора FSQ». Первый из них проиграл мягко, с умеренным количеством деталей и заметным подчёркиванием басовых нот. Овации и аплодисменты, имеющиеся на 8-м треке, прозвучали очень естественно, хорошо был передан размер зала, хотя показалось, что он немного более заглушен, чем обычно. Музыкальные детали (10-я композиция) были представлены в обычном ассортименте, но возникало впечатление некой их завуалированности. Ударная установка (11-я дорожка) отличилась приятным мягким звуком как нижних, так и на верхних частотах. Музыкальный темп (12-й трек) выглядел как будто замедленным, чуть ли не томным, хотя к тональному балансу композиции вопросов не возникло вовсе. Партия скрипок (13-й трек) показалась какой-то приглушённой, что при моей трудной любви к ним было даже плюсом. Большой барабан (14-й трек) отметился мощно и правильно.
Частотная характеристика системы очень «кинематографична», басовая часто ориентирована на повышенную энергетику экранного экшена, выделена полоса средних частот, отвечающая за эффект присутствия. АЧХ сабвуфера явно видимым образом сформирована фильтрами процессора, обусловившими спад и выше 63 Гц (сразу после которого кривую подхватывают басовики фронта), и ниже 30 Гц, там начинает работать сабсоник. За своеобразное звучание инструментов с богатым спектром гармоник несёт ответственность верхнечастотная часть характеристики с ясно очерченным спадом выше 10 кГц. Вероятно, для мультимедийных приложений это оказалось предпочтительным, мастеру виднее.